СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Мир профессий……………………………….………….6
1.1 Редкие и устаревшие…………………………………………...………7
1.2 В мире опасных профессий……………………………………………8
1.3 Редкие профессии………………………………………………………8
1.4 Профессии будущего…………………………………………………9
1.4 Высокооплачиваемые и наоборот ……………………………………9
Глава 2. Профессии родителей нашего класса………11
2.1 Результаты исследования……………………………………………11
2.2 Самоанализ……………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………….14
Библиографический список………………………………………………15
Приложения………………………………………………………………16
Введение
Нам, детям, часто в школе учителя, дома родные, задают вопрос: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? И что я должна ответить, мне еще 8 лет, откуда я знаю кем я стану, когда вырасту?
Как правильно сделать выбор?
Как много различных профессий, смысл некоторых мне еще не совсем понятен, например критик, что он делает, в чем заключается смысл его работы? Или гонщик, разве это тоже профессия?
Оказалось, что тема выбора профессии для меня очень интересна и актуальна, и чем больше я узнавала о профессиях, тем интереснее мне становилось и все больше хотелось узнать нового. Возникло море вопросов, и я решила выяснить все, какие профессии популярны, а какие не очень? Много ли в мире профессий? Есть ли те, которые давно забыты?
Но самый главный вопрос был, какая профессия больше всего подходит мне?
В проекте я собрала информацию о различных профессиях из книг и словарей, на сайтах в интернете, провела исследования в классе и спортивной секции, брала интервью дома у родных и близких.
Цель проекта: узнать все о мире профессий, попытаться для себя решить какая подходит мне больше всего.
Гипотеза: «Столько профессий, и все хороши: Каждый способен найти для души». Чем больше возможностей мы рассматриваем при выборе профессии, тем правильнее сделаем выбор.
Основными задачами, на решение которых направлен проект, являются:
- дать определение понятия «профессия»;
- познакомиться с различными профессиями и их особенностями;
- проанализировать востребованность профессий на рынке труда;
- обобщить результаты исследования и сделать выводы.
- понять, какой профессией я бы хотела овладеть.
Методы:
1. Подбор и изучение литературных источников по теме;
2. Опрос в форме анкеты;
3. Самоанализ;
4. Анализ полученных данных.
Глава 1. Мир профессий
Что же такое «профессия»?
По словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, профессия – это «основной род занятий, трудовой деятельности».
По словарю Ефремовой Т.Ф., профессия – это «род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки».
Профессия в Энциклопедическом словаре: профессия – (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
По словарю Ушакова, профессия, ж. (латин. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.
Другими словами можно сказать, что профессия – это основной род трудовых занятий человека, требующий специальной подготовки.
Исходя из всех определений, я вывела свое – профессия – это дело, которым ты занимаешься определенное время с большим интересом, познавая и совершенствуя все новое.
Оказывается профессий очень, очень много, можно даже сказать, не перечесть одни устаревают и выходят из обращения, а другие, в связи с тем, что мир не стоит на месте, появляются.
Еще я узнала, что все профессии можно разделить на несколько групп по различным признакам. Например, по виду труда различают профессии умственного и физического труда.
Специалисты умственного труда – это учителя, врачи, инженеры, юристы и т.д. Люди физического труда – это строители, рабочие, водители и др.
В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники. Некоторые профессии стало даже трудно классифицировать по этим признакам.
По объектам труда различаются специалисты, работающие:
- с людьми (воспитатель, продавец и др.). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми;
- с техникой (слесарь, водитель, рабочие). Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам;
- с природными объектами (эколог, биолог, зоотехник). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество — любовь к природе;
- со знаковыми системами (бухгалтер, экономист, инженер). Представителям необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.
- с художественными образами (артист, художник), Важнейшие требования, которые предъявляют профессии,— наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление [2, с.3].
1.1 Устаревшие и редкие профессии
Давайте вместе вспомним те старинные профессии, которые были очень давно популярны или еще совсем недавно, но сейчас уже неактуальны. Они называются - устаревшие профессии!
Из сайта в интернете я узнала, что в Древнем времена были очень интересные и даже смешные профессии, которые в современном мире не используются. Никто про них не узнал, если бы ни книги: например, в Древнем Риме была профессия – писарь проклятий, смешно даже, но люди верили в это и боялись. А вот в Древней Персии были специалисты по щекотанию пяток. Они щекотали пятки высоким особам, специальными перышками. А вот еще несколько необычных профессий – зажигальщик фонарей, палач, бурлак (есть даже картина «Бурлаки на волге»), извозчик или ямщик, таких очень много профессий, сейчас они ушли далеко - далеко в прошлое [3].
1.2. В мире опасных профессий
Еще есть опасные профессии - без них не обойтись, но плата за них не очень высока и выбирают их самые смелые и отважные люди.
Самыми опасными на сегодняшний день считается профессия – шахтера, лесоруба, высотника, электрика, полицейского, сапера, бурильщика, пожарного, журналиста.
Безусловным лидером в этом списке считается профессия - шахтера. Работа под землей, когда недостает воздуха, замкнутое пространство, тонны породы над головой, а в руках тяжеленный отбойный молоток, чтобы рубить породу. Работа не для слабохарактерных!
Но «горячая десятка» – это далеко не самый полный перечень опасных профессий, также к таким профессиям можно смело отнести артистов цирка, для которых совсем не редки серьезные травмы: дрессировщики, воздушные гимнасты, крутящие сальто на огромной высоте под куполом цирка, без страховки. Еще я нашла такие профессии, как борец с крокодилами, змеелов.
Изучив данный раздел, я поняла, что данные профессии подходят больше для мужественных и отважных парней, но никак не для хрупких девушек. [1].
1.3 Редкие профессии
А вы когда-нибудь слышали о таких профессиях как - бариста, титестер, гринкипер, энолог, каскадер, альпинист, мойщик самолетов и таких профессий тоже много. О многих я даже не слышала, и если бы не моя работа – то не скоро бы я о них узнала. А ведь все эти профессии очень нам нужны и важны.
Энолог – человек, который подбирает сорта винограда для посадки, подбирает удобрения и усовершенствует оборудование, с помощью которого производят вина.
Гринкипер – человек, поддерживающий поля для гольфа в порядке.
Титестер – дегустатор чая. А ведь нам кажется, что каждый из нас в этом деле мастер, но это совсем не так.
После изученного мною раздела, я поняла, что для каждого дела существует свой специалист, нужный именно в данной области, хоть и на первый взгляд – кажется, что мы и сами можем справиться!
1.4 Профессии будущего
Изучая следующий раздел, у меня возникло еще больше вопросов? Если уже сегодня появилось так много новых профессий, что же будет через 10-20 лет? Что будет, когда я вырасту, и мне нужно будет сделать свой выбор? На кого мне учиться сегодня, чтобы стать востребованным специалистом в будущем?
Вот что я узнала: английские ученые провели исследования и составили список профессий будущего. Исследователи считают, в ближайшем будущем в мире будут необходимы следующие профессии: производители биомеханических протезов, наномедики, фермеры, которые занимаются генетически модифицированными продуктами, нейрохирурги.
Теперь я задумалась еще больше и поняла, выбирая будущую профессию, мне следует учитывать научно-технический прогресс.
Вероятно, в будущем нам предстоит строить летающие автомобили или бороться с изменениями климата.
1.5 Высокооплачиваемые профессии и наоборот
Из всего многообразия профессий мне захотелось узнать, а какие же профессии больше всего оплачиваются. По рейтингу всемирно известного журнала «Форбс» самыми высокооплачиваемыми профессиями в Америке оказались хирурги и стоматологи.
Но это в Америке, а как у нас? В России самые доходные профессии связаны с бизнесом. На первом месте банкиры и финансисты, финансовые аналитики. Так же много зарабатывают юристы, главные бухгалтера, руководители и управленцы высшего звена.
А вот медицинские работники, учителя в списке самых низкооплачиваемых профессий. Так же в этот список попали инженеры, ученые, фермеры, офицеры армии [4].
К сожалению, я не очень хочу стать финансовым аналитиком, юристом или бухгалтером, это точно не моя стихия, буду искать еще, ведь профессий еще очень много.
Мы с мамой часто разговариваем на тему выбора профессии, она говорит, что очень хотела бы, чтобы я стала врачом, но ведь их тоже много (хирург, стоматолог, терапевт, офтальмолог, невролог и т.д.), мама говорит, что когда поступишь в институт, сама определишься с выбором.
Определиться с профессией нам помогает и школа, во втором классе, у нас проходила защита мини проектов «Профессия моих родителей», где каждый рассказывал о том, где и кем работают его родители, было очень интересно и познавательно, уже тогда тема профессии меня заинтриговала. Но окончательно и бесповоротно я решила, что возьму эту тему для своей исследовательской работы, когда мы с классом ходили в «Талантику» - детский город профессий. Там каждый из нас попробовал себя в разных профессиях, я работала, почтальоном, воспитателем в детском саду, флористом, педиатром, хоть и в игровой форме, но я ощутила на себе всю ответственность в каждой из профессии, в которой я побыла. Мне кажется, что данный проект, поможет нам, уже в таком возрасте определиться с выбором и сделать его правильным, ведь можно уже посмотреть и примерить на себя много специальности, отсеять те, которые тебе не подходят, выбрать несколько и определяться в дальнейшем, прибавляя больше плюсов к той, которая тебе по душе.
Придя домой после похода в «Талантику», я принялась за работу.
Глава 2. Профессии родителей нашего класса
Мною была проведена большая работа, я поработала маленьким журналистом, раздала своим ребятам в классе и девочкам на секции листочки, на которых написаны были вопросы, связанные с профессиями наших мам, что у меня получилось, представила в таблице 1:
Таблица 1
Профессии наших мам
Наименование профессии | Количество мам, работающих в данной профессии |
Флорист | 3 |
Тренер | 2 |
Медицинская сестра | 4 |
Воспитатель | 3 |
Проводник ЖД | 1 |
Портной (швея) | 3 |
Технолог | 3 |
Ветеринар | 1 |
Охранник | 1 |
Повар | 5 |
Продавец | 8 |
Инженер | 7 |
Риэлтор | 4 |
Итого: | 45 |
2.1. Результаты исследования
В моем опросе приняло участие 45 учащихся, и соответственно столько же мам. Я попыталась разделить профессии наших мам по видам и объектам труда. Вот что получилось: 42 мамы из 45 занимаются умственным трудом, а 3-физическим. Это равно 93 % и 7 % соответственно.
Мамы, которые работают с объектом труда человек – 32, что составляет (71%). Это воспитатели, продавцы, тренер, ветеринар, риэлтор, мед. сестра, технолог, проводник ЖД, повар.
Мамы, для которых объектом труда служит техника – 8 человек (18%), инженер.
Мамы, для которых объектом труда служит природный объект – 4 человека, (2%) соответственно, флорист, ветеринар.
Мамы, для которых объектом труда служат знаковые системы – 1 человек (2%), это инженеры.
Мамы, для которых объектом труда служат с художественные образы –0 человек (0%).
2.2.Самоанализ
В результате исследовательской работы, пока я собирала материал по выбранной теме, раздавала анкеты в школе и спортивной секции, читала разную литературу, я поняла, что выбор профессии дело очень не просто, к которому нужно подойти со всех сторон, чтобы потом не кусать локти, и востребованным специалистом. Я также поняла, что она должна приносить мне радость и удовольствие, быть по душе.
Ведь, смотрите, все сходится: поэтами и писателями становятся люди,
которым нравиться читать и писать стихи, рассказы. Кто любит цифры и анализ – банкиры, экономисты, финансисты. Кто любит учить - становятся педагогами и воспитателями.
Теперь можно начинать задумываться о своих способностях, прислушиваться к своим внутренним склонностям и интересам.
Я провела самоанализ и попробовала расписать свои интересы, (что я люблю делать больше всего, чем мне нравиться заниматься и что я вообще не люблю делать), что получилось, занесла в таблицу:
Таблица 2
Мои интересы
Я люблю | Я не люблю |
Посещать секцию художественная гимнастика | Следить за своей младшей сестрой |
Рисовать | Не люблю много считать, цифры - это не мое |
Люблю выступать в различных конкурсах | - |
Делать подарки родным своими руками | - |
Смотреть по телевизору научные передачи | - |
Танцевать, придумывать себе программу на выступление | - |
Русский язык и литературу | Физкультуру |
Что же из этого всего вышло? Я творческая натура, потому что очень люблю рисовать, петь, придумывать что – то, так же я очень люблю художественную гимнастику. Отсюда следует вывод: Я могу стать тренером, актрисой, дизайнером.
Я никогда не стану хорошим бухгалтером, экономистом, так как не очень люблю цифры, высчитывать и анализировать полученный результат. Еще я, наверное, не смогу стать воспитателем.
Хотя может быть, я ошибаюсь?
Заключение
В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что выбор будущей профессии дело серьезное и достаточно трудное.
Из огромного множества профессий мне нужно будет выбрать именно ту, которая будет устраивать меня во всем, быть актуальной и высокооплачиваемой, а главное полезной и интересной для меня и окружающих.
Кем быть? Этот вопрос и известное стихотворение Маяковского В. В. останется актуальным еще долгое время.
А у меня пока есть маленькая мечта.
Моя мечта наивна и хрупка
Гимнастикой давно я увлекаюсь,
И занимать хочу я только первые места,
По крайне мере, очень-очень постараюсь!
Хотелось бы гимнастикой знаменитой стать,
И олимпийские «вершины» покорять.
Я думаю, что у меня всё получится. А пока я стараюсь учиться на «отлично», и участвовать в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, потому что я еще очень мала, и планы мои в выборе профессии могут поменяться, так как мир меняется с большой скоростью.
В заключении я хотела бы сказать:
Можно много сочинять,
Можно долго выбирать,
Очень трудная задача,
Предстоит нам всем ребята,
Выбрать изо всех - одну,
Важную профессию…
Библиографический список
1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Издательство «Просвещение», 1984. – 160 с.
2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 144 с.
3. Админ. Устаревшие профессии [Электронный ресурс]. URL: http://lubopitnie.ru/ustarevshie-professii (дата обращения: 05.01.2017).
4. Журнал «Форбес» [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news (дата обращения: 05.01.2017).