СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология + Геометрия = Психогеометрия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Научно – исследовательский проект:

«Психология

+

Геометрия

=

Психогеометрия»

Автор: Ясюкевич Диана

Студентка 1 курса

Руководитель: Богаева Наталья Владимировна

учитель математики

 

 

п. Верхнеберезовский

2021

 

 

Введение

Задумываемся ли мы, почему поступаем именно так, а не иначе, выбираем именно эти ценности, придерживаемся именно такого стиля межличностных отношений?

Чтобы эффективно общаться с людьми, надо знать людей. Надо знать их психологию, возможные реакции и тогда легче планировать свои действия, слова, вообще отношения.

В 7 классе мы познакомились с новым учебным предметом – геометрией-наукой о фигурах и их свойствах. На уроках геометрии мы узнали много нового и интересного из истории развития этой науки.

Проблемный вопрос исследования мы бы сформулировали так: Находит ли

геометрия своѐ воплощение в психологии, есть ли связь геометрических фигур и поведения людей?

В основу работы положена гипотеза: попытки разделения бесконечного

разнообразия личностей на психологические типы предпринимались испокон веков. Многие насчитывают весьма почтенный возраст, а также имеют широкую известность. Например, гороскопы зодиакальные, восточные, друидские и многие другие. Если систематизировать нас можно по многим параметрам, то почему бы и не по геометрическим фигурам?

Прочитав много литературы по психологии, мы узнали, что существует целая

наука «Психогеометрия».

Цель нашего проекта состоит в определение типа личности одноклассников.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1.Познакомиться с литературой по психогеометрии.

2. Познакомиться с методом изучения личности с помощью психогеометрии.

3. Провести исследования по изучению особенностей характера одноклассников.

4. Проанализировать полученные результаты.

 

1. Теоретическая часть

1.1 Проективные методы исследования личности

Проективные методики направлены на изучение особенностей личности, которые

трудно обнаружить при наблюдении за человеком или, проводя обычные психологические опросы. Исследовать можно интересы, мотивацию, ценностные ориентации, страхи и тревоги личности. Главное отличие данного метода заключается в возможности раскрыть те причины поведения человека, которые не осознаются и, соответственно, понять их достаточно трудно.

В этой ситуации на помощь приходит проективный метод, который раскрывает мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне.

Здесь следует оговориться: люди сложны и непредсказуемы. Однако, при всем различии и неповторимости людей, есть некие общие тенденции поведения, которые позволяют «разбить» нас на группы.

 

 

Известный тест Роршаха «чернильных пятен» показал, что рассматривая чернильные и цветные пятна, испытуемые говорят, что каждое из них им что-то напоминает, на что-то оно похоже. В результате можно говорить о внутреннем мире человека, его переживаниях.

Существует также проективный тест Розенцвейга, в котором испытуемый должен приписать любую фразу персонажу, изображенному на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию.

 На основе фраз, выявляется уровень агрессивности человека. [2]

Одной из наиболее простых (и при этом наиболее результативных) методик является психогеометрический тест Деллингер, о котором будет идти речь в нашей работе.

Испытуемый должен выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая ему больше всего импонирует. В зависимости от сделанного выбора определяются основные черты характера, особенности поведения.

 

1.2. Что такое психогеометрия.

Предлагаем вам освоить простую и вместе с тем действенную систему, называемую

психогеометрией. Она хороша тем, что позволяет быстро, навскидку, без применения особых психологических тестов определить психологический тип человека по особенностям его поведения, речи, стилю одежды и другим легко наблюдаемым признакам. В описаниях типов используется простой бытовой язык, а сами типы, как мы чуть позже убедимся, выглядят узнаваемо и убедительно. Психогеометрия была разработана американским психологом Сьюзен Деллингер (США), и нашла последователей.

Непосредственно занимаясь работой с персоналом, она не только изобрела

собственный способ психодиагностики, но и обучила ему за последние

годы более 100 тыс. своих последователей, HR-специалистов. Дошло до

того, что кадровики 500 американских компаний считают психогеометрию

предпочтительной традиционному тестированию новых служащих как

более точную и оперативную методику

Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности .Суть еѐ состоит в исследовании личности. В основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей.

Психогеометрия позволяет:

1. Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму.

2. Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.

3. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. [5]

Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.

 

Прежде, чем перейти к характеристике конкретных фигур, отметим, что какие бы фантастические показатели точности любого тестирования не приводились (а применительно к психогеометрии встречается цифра – 85 %), результат работает « здесь и сейчас», а не на всю прожитую и оставшуюся жизнь. Таким образом, долгосрочные прогнозы не могут основываться на результатах, полученных в результате психогеометрического теста.

 

1.3. Характеристики фигур

 

«Круг»- самый доброжелательный из пяти фигур. Главное для людей такого типа – хорошие межличностные отношения, гармония, демократичность. Они очень внимательные слушатели, обладают высокой чувствительностью, способны к сопереживанию, эмоционально отзывчивы на переживания другого человека. Они «болеют» за коллектив и пользуются уважением среди одноклассников. Для «круга» нет ничего тяжелее, чем вступать в конфликты. В то же время они не терпят несправедливости.

«Круги» - лучшие коммуникаторы, прежде всего потому, что они лучшие слушатели.

«Круги» великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика и обманщика.

«Круги» не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. «Треугольники», как правило, легко берут над ними верх. Однако «Круги» не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть. Круги болтливы, достаточно ленивы, любят комфорт, не в ладах с логикой.

Жизненные ценности: общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.  Роли: Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.  «Сильные» качества: доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта. «Слабые» качества: пассивность, конформизм, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих. Внешний вид: зачастую небрежный, немодный, мешковатый, главное, чтобы было комфортно; в одежде преобладают мягкие ткани и фасоны.  Рабочее место: уютный беспорядок, сладкие пирожки вперемешку с деловыми бумагами, много старых вещей, которые «жалко выбросить». Речь: неспешная, миролюбивая, зачастую непоследовательная или «не по делу», довольно эмоциональная, сплошь и рядом используются комплименты и восторженные оценки. Телесные проявления: расслабленная поза, улыбка, кивки головой в знак согласия, «поддакивания», мягкая походка, мимика довольно богатая, но в основном - миролюбивая. Подходящие профессии. «Мягкий» секретарь, HR-менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник. Как общаться с кругом. Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг

 

пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»). 

 

«Треугольники»- энергичные, неудержимые личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они способны брать на себя ответственность, решительны,

конкуренты, уверенны в себе. Доминирующие установки - победа, выигрыш, успех!

«Треугольники» очень не любят оказываться неправыми и менять решения, с трудом признают свои ошибки, не терпят возражений и, чаще всего, поступают по-своему. Из них получаются великолепные лидеры.

Все, что мешает достижению их целей, является для них источником стресса.

Жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее. Роли: Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой. «Сильные» качества: рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений. «Слабые» качества: властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»). Внешний вид: в зависимости от обстоятельств: если нужно для дела, то одет броско и «статусно», если нет, то склонен одеваться удобно. Рабочее место: все в высшей мере функционально, много оргтехники - если позволяют средства, то дорогой, но при этом надежной и удобной. Речь: быстрая, ясная, четкая, лаконичная, все только «по делу», зачастую «на повышенных тонах» и с использованием сленга и другой «неформальной» лексики. Телесные проявления: Свободные «широкие» позы. Быстрая, энергичная походка. Уверенные жесты, зачастую похожие на удары. Мимика выразительная, но небогатая. Подходящие профессии. Руководители в иерархических организациях, в том числе, и высшие, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа, в особенности гипнотизеры. Как общаться с треугольником. Говорить только по делу, четко, уверенно, но без «наездов». Договариваться, при этом договора записывать, помнить о том, что все спорные моменты треугольник трактует в свою пользу. Мотивировать выгодой. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность». Быть готовым со стороны треугольника к шантажу, к обману «ради интересов дела», к присваиванию общих результатов.   

«Квадраты» - Люди этого типа во всѐм соблюдают порядок, правила и традиции, нормы морали, не выносят излишней суматохи. Квадрат – это трудоголик, он очень вынослив, внимателен к деталям, живѐт по плану, пунктуален, организует себя и других. На него можно положиться, он всегда выполняет обещанное, или не даѐт обещаний.

 

 

Квадраты отличные исполнители, но редко бывают хорошими руководителями. Они с трудом устанавливают контакты с окружающими.

Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по

полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Их идеал – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

Жизненные ценности: традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое. Роли: Консерватор. Надёжа и опора. Педант. Хранитель традиций. Исполнитель.  «Сильные» качества: организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность. «Слабые» качества: косность, негибкость, инерционность, педантизм, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму. Внешний вид: опрятный, строгий, неяркий, сдержанный, консервативный, «как положено». Рабочее место: каждая вещь на своём месте, все «параллельно и перпендикулярно». Речь: медленная, монотонная, логичная, много опор на авторитеты и на то, «как принято». Телесные проявления: Позы напряжённые, как правило симметричные. Походка медленная, тяжеловесная, ”солидная”. Жестикуляция ”небогатая”, но точная. Мимика практически отсутствует - квадрат скуп на проявления чувств. Подходящие профессии. Бухгалтер, аналитик, заместитель директора по общим или хозяйственным вопросам, участковый инспектор милиции, руководитель в бюрократической организации, «жесткий» секретарь. Как общаться с квадратом. Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать, если вы не его начальник. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Знать все инструкции, законы, прецеденты. Аргументировать свою позицию, лучше всего фактами и цифрами; очень хорошо использовать таблицы. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял (он немного тугодум), но аккуратные, без панибратства и рискованных пассажей. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений. 

 

«Прямоугольник» - временная форма личности, которую могут «принять» все остальные фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не

 

 

удовлетворенные сложившимися обстоятельствами, и поэтому занятые поиском лучшего образа жизни.

В течение этого переходного периода «Прямоугольнику» свойственны непоследовательность и непредсказуемость поступков. Он становится легко внушаемым, доверчивым и как бы «примеряет» черты других фигур. Ему просто необходимо общение с людьми, но его непредсказуемость пугает окружающих.

Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

В числе привлекательных качеств можно назвать любознательность, пытливость, смелость. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдѐт!

Жизненные ценности: в зависимости от внешних обстоятельств.  Роли: Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа. «Сильные» качества: доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность. «Слабые» качества: наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность». Внешний вид: зачастую неадекватный ситуации, но при этом не экстравагантный, как у зигзага, а в большой степени зависимый от того «что нашлось в гардеробе».  Рабочее место: смесь порядка и беспорядка. Речь: неуверенная, неясная, сбивчивая, с большими паузами, внезапные непонятные колебания громкости, скорости и высоты тона, «эканье» и «мэканье», ответы вопросом на вопрос. Телесные проявления: странные, зажатые позы, неуклюжие, резкие движения, неуверенные жесты, дерганная или шаркающая походка, бегающий или стеклянный взгляд. Подходящие профессии. Поскольку прямоугольник – переходная, зачастую «кризисная» фигура, то лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет. Как общаться с прямоугольником. Понять, в каком амплуа он сейчас выступает. Переключить его в удобное для вас состояние. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием.   

«Зигзаг» - самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Зигзагам свойственна креативность, бунтарство, энтузиазм, жажда изменений, интуитивность, развитое эстетическое чувство. Для Зигзага нет авторитетов. Он творчески настроен. В отличие от «Кругов», они, напротив – предпочитают заострить конфликт идей и создать новую концепцию, в которой этот конфликт получит разрешение. Для них нет ничего более

 

скучного, чем рутина, шаблон, правила. Мораль, законы, общественное мнение ему безразличны.

Основное назначение «Зигзага» - генерировать новые идеи и методы работы. Его минусы – несдержанность, эксцентричность, непостоянство, экспрессивность. Зигзаг может работать до изнеможения над реализацией своих идей, но ему редко удаѐтся довести дело до конца: бросает, потому что ему становится скучно.

Но разнообразие человеческих личностей к пяти типам не сведѐшь, бывают и смешанные типы, так же люди меняются с возрастом и с жизненными обстоятельствами.

Жизненные ценности: творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение. Роли: Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.  «Сильные» качества: спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем. «Слабые» качества: неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность. Внешний вид: экстравагантный, демонстративный, модный, зачастую неряшливый, склонность к эклектике, к сочетанию «несочетаемого». Рабочее место: фантастический беспорядок в комплексе с кричаще-декоративным оформлением. Речь: яркая, быстрая, скачущая, образная, ассоциативная, зажигательная, много шуток и острот. Телесные проявления: часто меняющиеся позы, разнообразные движения, оживлённая жестикуляция, стремительная, иногда разболтанная походка, богатая живая мимика, манерность. Подходящие профессии. Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте». Как общаться с зигзагом. Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзага практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно не надолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора. 

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИГУР

 

«Квадрат – Квадрат». Можно, но только в том случае, если полностью совпадают картины мира обоих партнеров: правила, традиции, привычки.

«Треугольник – Треугольник». Только если это выгодно им обоим. И только до тех пор, пока один треугольник не подмял под себя второго. В большинстве случаев треугольники «дружат» по принципу «два медведя в одной берлоге». Хотя "зрелые" треугольники - это идеальные партнеры. Но с учетом того, что треугольнико вообще мало, то количество "зрелых" - исчезающе мало.

 

«Круг – Круг». Все мило, но скучно и непродуктивно. К тому же такой беспорядок!

«Зигзаг – Зигзаг». Если попали в резонанс, если совпало направление «броска», то результаты фантастические. Но обычно это ненадолго. Во всех остальных случаях – битва не на жизнь, а на смерть. После чего один зигзаг лежит мертвый, а другой – уставший.

«Прямоугольник – Прямоугольник». Только под присмотром сильной фигуры (квадрата или треугольника).

«Квадрат – Круг», «Треугольник – Круг». Вечные претензии и обиды.

«Квадрат – Зигзаг». Только в целях саморазвития их обоих. И желательно под руководством зрелого треугольника.

«Квадрат – Треугольник». Хорошая «западная» пара (домик). Треугольник задает направление, квадрат обеспечивает тылы. Типичный пример – «босс-секретарша».

«Круг – Зигзаг». Хорошая «восточная» пара (инь-ян). Зигзаг дает кругу новизну и впечатления. Круг – обеспечивает зигзагу тепло и уют. Типичный пример – «артист и его верная жена».

«Прямоугольник – Треугольник», «Прямоугольник – Квадрат». Возможно, но трудозатратно. Хотя очень полезно для прямоугольника.

 

2. Исследовательская часть.

Проведение исследования по изучению особенностей характера одноклассников

В эксперименте принимали участие мои однокурсники.

Исследовательская работа содержала следующие этапы:

 

I этап.

На листе бумаги необходимо нарисовать пять фигур: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Затем выбрать ту фигуру, которая больше всего понравилась, а затем все остальные фигуры расположить в порядке убывания привлекательности.

II этап.

Я предложила ребятам написать, почему каждому из них нравится именно эта фигура, чем привлекает.

III этап.

Ребятам надо было выбрать из предложенных черт характера те, которые присущи каждой из предложенных фигур.

IV этап.

Зачитав черты характера, которые соответствуют каждой из фигур, ребята сравнили их со своими чертами у себя в фигурах.

V этап.

Определение соответствия выбранной фигуры тем качествам характера, которые я назвала.

Результаты эксперимента мы занесли в таблицу. (Приложение А, таблица № 1)

Соответствие выбранной фигуры тем чертам характера, которые мы прочитали, составляет 82%.

 

 

Исследование показало, что на курсе есть все фигуры, кроме того большинство – круги (52%), зигзаги (20%), треугольники и квадраты составляют по 12%, а прямоугольник (4%).

Это позволяет сделать вывод о том, что наш класс творческий, остроумный, но иногда бывает несдержанным. Приятно было узнать, что большинство - доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих, также это люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее.

Также мы познакомились еще с одним рисуночным тестом, предложенным графологом Энн Махони.

 Цель теста: Выявление индивидуальных особенностей человека.

Испытуемый должен нарисовать человека из 10 геометрических фигур: треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Геометрические фигуры могут быть разной длины, накладываться друг на друга и т.д. Главное чтобы их было 10, не больше и не меньше.

Подсчитав по каждому рисунку количество использованных треугольников, кругов и прямоугольников, записать результат в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая – количество кругов, третья – прямоугольников. Определить какие свойства человека закодированы этим числом.

Выделяют 8 типов личности: Руководитель, сознательный исполнитель, тревожно – мнительный, ученый, интуитивный, интеллектуальный, сопереживающий, несопереживающий.

Исследование показало, что большинство имеют тип личности «тревожно – мнительный» (28%), это способные в учебе дети, но часто не умеющие сконцентрировать свои способности, часто сомневаются в своих возможностях. Нуждаются в мягком, осторожном поощрении, подбадривании – это их стимулирует и укрепляет. По 20% составляет «интуитивный» и тип «руководителя». От 16 до 12% составляют «интеллектуалы» и «ученые»

 

3. Рекомендации по практическому применению психогеометрии

Полученные результаты исследования характера наших одноклассников имеют практическую

значимость в следующих направлениях:

v Результатами может воспользоваться классный руководитель для определения того, что именно необходимо каждому ученику и классу в целом для более эффективной работы, что им движет и на что он направлен;

v Тест помогает выявить важные качества, составляющие реальный психологический портрет учащихся;

v Тест способствует достижению высокой результативности в групповой работе с классом, как на уроках, так и во внеучебной деятельности. При этом каждый член группы становится представителем характерных черт поведения и стиля мышления, а значит имеет больше шансов проявить свои сильные стороны;

 

v Результаты, полученные благодаря психогеометрическому тесту, могут быть использованы педагогами в организации дополнительного образования, а также самими школьниками в выборе профессии;

v Психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека.

 

4. Заключение

Работая над проектом я узнала много нового интересного из истории геометрии, о происхождения названий некоторых фигур, также научилась диагностировать себя с помощью рисуночных тестов и определять с помощью психогеометрии особенности характера своих одноклассников , что является очень важным. Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты.

 

Выводы:

1. Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.

2. Работа позволила лучше понять себя и своих однокурсников. Я надеюсь, что те знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и в колледже.

3. Так же мы заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами легко общаться, а с другими – нет, почему возникают ссоры, конфликты и как можно решать проблемы.

4. Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским коллективом.

 

 

5. Список используемой литературы

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. «Знание», 1991г.

2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997 г.

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов, - Москва, «Просвещение», 1986 г.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах. Книга 2. – Москва, «Владос-пресс», 2002 г.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Москва,

Просвещение, 1991 г.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Психология + Геометрия = Психогеометрия»

Научно – исследовательский проект:   «Психология  +  Геометрия  = Психогеометрия?!» Автор: Ясюкевич Диана  студентка 1 курса Руководитель: Богаева Н.В.  учитель математики  КГУ «Глубоковский технический колледж» 2021 год

Научно – исследовательский проект: «Психология + Геометрия = Психогеометрия?!»

Автор: Ясюкевич Диана

студентка 1 курса

Руководитель: Богаева Н.В.

учитель математики

КГУ «Глубоковский технический колледж»

2021 год

Гипотеза  исследования: Находит ли геометрия свое воплощение в психологии, есть ли связь между геометрическими фигурами и поведением людей ?

Гипотеза исследования:

Находит ли геометрия свое воплощение в психологии, есть ли связь между геометрическими фигурами и поведением людей ?

Цель работы: Определение типа личности  у однокурсников с помощью геометрических фигур

Цель работы:

Определение типа личности

у однокурсников с помощью геометрических

фигур

Задачи: Познакомиться с литературой по психогеометрии. Познакомиться с методами изучения личности с помощью психогеометрии. Провести исследование по изучению особенностей характера одноклассников. Проанализировать полученные результаты.

Задачи:

  • Познакомиться с литературой по психогеометрии.
  • Познакомиться с методами изучения личности с помощью психогеометрии.
  • Провести исследование по изучению особенностей характера одноклассников.
  • Проанализировать полученные результаты.
Проективные методы исследования личности: Проективный метод раскрывает мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне. Тест Роршаха  «чернильных пятен» Тест Розенцвейга на  уровень агрессивности  человека

Проективные методы исследования личности:

Проективный метод раскрывает мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне.

  • Тест Роршаха

«чернильных пятен»

  • Тест Розенцвейга на

уровень агрессивности

человека

Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности Автором психогеометрии является доктор психологии Сьюзен Деллингер (США). Непосредственно занимаясь работой с персоналом она не только изобрела собственный способ психодиагностики, но и обучила ему за последние годы более 100 тыс. своих последователей.

Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности

Автором психогеометрии является доктор психологии Сьюзен Деллингер (США). Непосредственно занимаясь работой с персоналом она не только изобрела собственный способ психодиагностики, но и обучила ему за последние годы более 100 тыс. своих последователей.

Психогеометрия позволяет: Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму; Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека; Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Психогеометрия позволяет:

  • Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму;
  • Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека;
  • Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Психогеометрия нужна для эффективного общения с людьми.

Психогеометрия нужна для эффективного общения с людьми.

«Круг» Плюсы: Общительность Доброжелательность Бесконфликтность Преданность Спокойствие Минусы: Мягкотелость Сентиментальность Неорганизованность Непунктуальность Расточительность

«Круг»

Плюсы:

  • Общительность
  • Доброжелательность
  • Бесконфликтность
  • Преданность
  • Спокойствие

Минусы:

  • Мягкотелость
  • Сентиментальность
  • Неорганизованность
  • Непунктуальность
  • Расточительность
«Треугольник» Плюсы: Напористость Остроумие Решительность Откровенность Лидерство Минусы: Эгоизм Категоричность Резкость Язвительность Нетерпеливость

«Треугольник»

Плюсы:

  • Напористость
  • Остроумие
  • Решительность
  • Откровенность
  • Лидерство

Минусы:

  • Эгоизм
  • Категоричность
  • Резкость
  • Язвительность
  • Нетерпеливость
«Квадрат» Плюсы: Пунктуальность Трудолюбие Терпеливость Честность Настойчивость Минусы: Замкнутость Консерватизм Односторонность Боязнь риска Чопорность

«Квадрат»

Плюсы:

  • Пунктуальность
  • Трудолюбие
  • Терпеливость
  • Честность
  • Настойчивость

Минусы:

  • Замкнутость
  • Консерватизм
  • Односторонность
  • Боязнь риска
  • Чопорность
«Зигзаг» Плюсы: Креативность Мечтательность Восторженность Жажда познания Энтузиазм Минусы: Непостоянство Колкость Несдержанность Безалаберность Неорганизованность

«Зигзаг»

Плюсы:

  • Креативность
  • Мечтательность
  • Восторженность
  • Жажда познания
  • Энтузиазм

Минусы:

  • Непостоянство
  • Колкость
  • Несдержанность
  • Безалаберность
  • Неорганизованность

«Прямоугольник» Плюсы: Любознательность Чувствительность Смелость Игривость Неамбициозность Минусы: Внушаемость Наивность Забывчивость Непоследовательность Неопределённость

«Прямоугольник»

Плюсы:

  • Любознательность
  • Чувствительность
  • Смелость
  • Игривость
  • Неамбициозность

Минусы:

  • Внушаемость
  • Наивность
  • Забывчивость
  • Непоследовательность
  • Неопределённость
Параметры фигур: Жизненные ценности Жизненные роли Сильные качества Слабые качества Внешний вид Рабочее место Речь Телесные проявления Подходящая профессия Как общаться

Параметры фигур:

  • Жизненные ценности
  • Жизненные роли
  • Сильные качества
  • Слабые качества
  • Внешний вид
  • Рабочее место
  • Речь
  • Телесные проявления
  • Подходящая профессия
  • Как общаться
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИГУР:

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИГУР:

  Ход работы:  1.Выбрать из пяти фигур, ту которая больше всего понравилась.  2.Написать почему понравилась именно эта фигура.  3.Выбрать из предложенных черт характера те, которые присущи каждой из предложенных фигур.  4.Зачитать черты характера, которые присущи каждой из пяти фигур и сравнить их со своими чертами у себя в фигурах.  5.Определить соответствие выбранной фигуры тем качествам характера , которые назвали

Ход работы: 1.Выбрать из пяти фигур, ту которая больше всего понравилась. 2.Написать почему понравилась именно эта фигура. 3.Выбрать из предложенных черт характера те, которые присущи каждой из предложенных фигур. 4.Зачитать черты характера, которые присущи каждой из пяти фигур и сравнить их со своими чертами у себя в фигурах. 5.Определить соответствие выбранной фигуры тем качествам характера , которые назвали

Конструктивный рисунок человека при помощи геометрических фигур

Конструктивный рисунок человека при помощи геометрических фигур

Типы личности: Руководитель Ответственный исполнитель Тревожно – мнительный Умный Интуитивный Интеллектуальный Сопереживающий Несопереживающий

Типы личности:

  • Руководитель
  • Ответственный исполнитель
  • Тревожно – мнительный
  • Умный
  • Интуитивный
  • Интеллектуальный
  • Сопереживающий
  • Несопереживающий
Результаты Тип личности В процентах Интуитивный 20 % Сознательный исполнитель 4 % Тревожно- мнительный 28 % Учёный 12 % Руководитель 20 % Интеллектуальный 16 %

Результаты

Тип личности

В процентах

Интуитивный

20 %

Сознательный исполнитель

4 %

Тревожно- мнительный

28 %

Учёный

12 %

Руководитель

20 %

Интеллектуальный

16 %

        Рекомендации по практическому применению психогеометрии:   Учитель может определить то, что именно необходимо каждому ученику и классу в целом для более эффективной работы, что им движет и на что он направлен; Тест помогает выявить важные качества, составляющие реальный психологический портрет учащихся; Тест способствует достижению высокой результативности в групповой работе с классом, как на уроках, так и во внеучебное время; Результаты могут быть использованы педагогами в организации профильного обучения, а также самими школьниками в выборе профессии; Психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека.

Рекомендации по практическому применению психогеометрии:

  • Учитель может определить то, что именно необходимо каждому ученику и классу в целом для более эффективной работы, что им движет и на что он направлен;
  • Тест помогает выявить важные качества, составляющие реальный психологический портрет учащихся;
  • Тест способствует достижению высокой результативности в групповой работе с классом, как на уроках, так и во внеучебное время;
  • Результаты могут быть использованы педагогами в организации профильного обучения, а также самими школьниками в выборе профессии;
  • Психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека.
Заключение:: Работая над проектом я узнала много нового и интересного из истории геометрии, о происхождении названий некоторых фигур, также научилась диагностировать себя с помощью рисуночных тестов и определять с помощью психогеометрии особенности характера своих однокурсников , что является очень важным. Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты.

Заключение::

Работая над проектом я узнала много нового и интересного из истории геометрии, о

происхождении названий некоторых фигур, также научилась диагностировать себя с помощью рисуночных тестов и определять с помощью психогеометрии особенности характера своих однокурсников , что является очень важным. Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты.

Спасибо  за  внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!