СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы как одно из условий раскрытия творческой одаренности ребенка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой анализ УМК по русскому языку под редакцией Быстровой Е.А. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы как одно из условий раскрытия творческой одаренности ребенка»

Исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы как одно из условий раскрытия творческой одаренности ребенка

Как известно, нет неталантливых детей. В каждом своя «изюминка», каждого чем-либо одарила природа. И учитель служит тому, чтобы распознать и развить этот дар, воспитать ребенка по-настоящему творческой одаренной личностью.

Что же такое одаренность? Если ответить просто, то это «наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека».1 Способности же это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся залогом ее успешности (по определению сайта «Википедия»).

Таким образом, на уроках русского языка и литературы мы должны создать благодатную почву для развития этих «индивидуальных особенностей» детей.

Исследовательский поиск – лучшее средство достижения такой цели.
"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой, познавательной деятельности, исследовательскому поиску любого уровня. 

Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательский поиск значительно дополняет способы получения знаний, поскольку он подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы. Суть исследования состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

__________

1сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C



Включение элементов исследования в урок стало основным требованием стандартов Второго поколения.

Скажем прямо: для учителя это не совсем простая задача. Она требует тщательной разработки структуры урока, творческого подхода к выбору заданий, содержательной стороне занятия.

На что же в этой ситуации следует опираться учителю? Где найти такой источник мудрости, который поможет превратить каждый урок в урок – открытие.

Я считаю, что им должен стать современный учебник. Постараюсь это доказать.

Готовясь к выступлению, я тоже провела небольшое исследование. Я задалась целью провести некий анализ УМК по русскому языку под редакцией Е. А. Быстровой, чтобы выяснить, насколько учебник может помочь учителю в организации исследовательского поиска на уроках русского языка и пришла к выводу, что учебники русского языка 5-9 класс

Е. А. Быстровой в этом отношении – бесценные помощники. Судите сами! Вместо привычных «Спишите», «Раскройте скобки» в них введено множество заданий проблемно-исследовательского характера, которые учат детей умению обосновывать свое мнение по тем или иным вопросам, выражать согласие или несогласие с предложенной точкой зрения, вносить уточнения и разъяснения в изучаемый материал. Благодаря такому учебнику, ученик постоянно сталкивается с необходимостью сравнить, сопоставить, доказать, объяснить, продолжить, исправить, возразить, совершить экскурс в историю языка» - все это составляющие исследовательского поиска.

В организации этой деятельности, развитии творческих способностей, повышении интереса к изучению русского языка, воспитанию патриотизма и уважения к своей национальной самобытности помогают все рубрики учебника. Познакомимся с некоторыми из них.

Итак, рубрика «Русский язык в мире других языков».

  • В учебниках Е. А. Быстровой курс русского языка начинается с раздела «Речь». Так, пятый класс открывает текст К. Д. Ушинского о родном языке (упр.1,часть I). После этого приводится статья из словаря С. И. Ожегова, дающая толкование слову «родной». К ней предлагается задание из этой рубрики: «Известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Мы называем его родным. Многие народы родной язык называют «языком матери». Так, в английском языке его называют mother tongue, native language, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском, а какой в – изучаемом вами иностранном?»


  • Изучая речевой этикет, пятиклассники не только усваивают «вежливые слова» русского языка, но и сравнивают их с подобными иностранными (упр. З6, 37, Часть I), находят сходства и различия в приветствиях и прощаниях людей разных стран.


  • При изучении темы «Какие бывают предложения по цели высказывания» ученикам тоже дается задание провести параллель между родным языком и иностранными (упр. 109, Часть I). Выяснить, одинаково ли интонационное звучание предложений в нашем языке и других изучаемых детьми языках?


  • В шестом классе, прочитав текст О. Вознесенской о появлении отчеств, дети размышляют над тем, чем наши русские полные имена отличаются от иностранных (упр. 6, Часть I ).



  • Знакомясь с фразеологизмами, ищут фразеологизмы-синонимы в языках других народов. Пробуют объяснить, почему получилось так, что у разных народов есть похожие по смыслу выражения (упр. 128, Часть I).


  • Усваивая нормы орфоэпии, сопоставляют употребление местоимений в русской речи и иностранной. Сравнивают их и делают выводы

(упр. 23, Часть II).

Пример: (Сочинение-фразеологизмы)


  • В седьмом классе задания усложняются. Так, прочитав текст А. Леонтьева (упр. 1), обучающиеся размышляют над вопросами: труден русский язык или нет? Какие явления русского языка будут трудны для носителя изучаемого вами иностранного языка и почему? Почему русскому человеку легче изучить украинский, чем, например, финский?


  • Пытаются рассуждать на тему «Нужен ли язык эсперанто и зачем? Хотели бы они изучать его?» ( упр. 4).




Вывод:

Конечно, поиски ответов на эти вопросы заставят ребенка обратиться к истории языка, собрать материал, проанализировать факты, сделать вывод, то есть провести первые небольшие исследования. Может быть, работа над этими небольшими заданиями заставит кого-то задуматься над историей русского языка, его особенностями и самобытностью, духовным потенциалом. И эти первые опыты «выльются» в полноценные исследовательские работы.


У восьмиклассников и девятиклассников таких заданий меньше, им предложен более серьезный уровень научного поиска. Это задания из рубрики «Лингвистическое наблюдение». Лингвистические наблюдения есть и в пятых – седьмых классах, но там их пока немного и задания к ним даны в соответствии с возрастными особенностями: то есть, посильные и необъемные.


  • Так, в пятом классе одно из лингвистических наблюдений осуществляется над словами «атмосфера», «горизонт», «делать», «диета», бублик». Сопоставляются толкование и написание этих слов в «Толковом словаре…» В. И. Даля и в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Дети пытаются разъяснить, чем объясняются различия, если таковые есть? Какое толкование, на их взгляд, более правильно? При анализе словарных статей обращают внимание на их структуру: из каких частей они состоят?Подбирают еще по два-три примера для сопоставительного анализа. Обобщают свои наблюдения и оформляют в виде доклада. Эту работу рекомендуется проводить как групповую.


  • Шестиклассникам в рамках лингвистического наблюдения предлагается изучить речь местных жителей. Обратить внимание на ее особенности, отметить употребление диалектизмов. Выяснить, всегда ли оно уместно? Сделать выводы и оформить их письменно. А также обсудить эту проблему в классе.


  • При изучении темы «Глагол» детям предлагается проанализировать знакомые произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, найти ответ на вопрос: как авторы используют в своем творчестве глаголы? Подготовить сообщения на эту тему.


  • Семиклассники могут понаблюдают за тем, какие изменения происходят в нашем языке в последнее время. Поразмышлять над вопросом: как сохранить наш язык, его красоту? Придумать «Программу сохранения нашего языка», в которой должны быть отражены такие вопросы:

  • Какие законы нужно принять, чтобы беречь русский язык?

  • Что допустимо и недопустимо на радио, телевидении?

  • Какие книги нужно написать и издать?

  • Какие конкурсы можно провести?

  • Как нужно поощрять тех, кто соблюдает нормы языка, и нужно ли порицать тех, кто их нарушает?

  • Предложить свои вопросы «Программы..». В эту работу можно включить весь класс.

  • Также они могут выступить в роли исследователей и создателей рекламных текстов. Им предлагается отыскать в газетах и журналах примеры рекламы, проанализировать ее, понять, какая реклама привлекает внимание клиентов (покупателей), разобраться в том, какие языковые средства используются в ней? Какова структура рекламного текста? Есть ли слоган? есть ли иллюстративный ряд, в чем его особенности? В итоге - подготовить свой рекламный текст.


  • В восьмом классе одно из лингвистических наблюдений, предлагаемое в рамках изучения темы «Русский язык в кругу славянских языков», содержит следующее задание: «Индоевропейский корень *kol - *kel значения: 1) «двигаться, вращаться», 2) «бить, колоть», 3) «подниматься, расти». Проанализируйте, к каким из этих значений восходят следующие слова: колесо, околеть, колос, кольчуга, колено, кольцо, чело, околица, колобок, калач. Обратитесь за помощью к этимологическим словарям. Оформите свои исследования в виде доклада».


  • В девятом классе на самых первых уроках рекомендуется организовать лингвистическое исследование на тему «СМИ сегодня – отражают или формируют языковой вкус?». Для этого необходимо проанализировать язык научно-популярных журналов (центральных или местных), распределить задания по группам, которые будут освещать явления, характерные для современного состояния языка в области:

  • словообразования,

  • морфологии,

  • синтаксиса, использования выразительных средств языка (эпитетов, метафор, метонимий и т. д.),

  • ошибочных написаний, употреблений слов ( 9 класс, упр. 7).


  • После прочтения отрывка из научной работы Е. Мешчерского о влиянии А. С. Пушкина на современный русский литературный язык девятиклассники могут принять участие в следующем лингвистическом эксперименте. Он состоит в том, чтобы из произведений А. Пушкина, изучаемых на уроках литературы, они привели примеры употребления поэтом русского народно-разговорного языка. Проанализировали лексический и синтаксический строй текстов, предположили, какова роль народно-разговорного языка в произведениях поэта. Сделали вывод о том, почему современному литературному языку важно существование в нем «народно-разговорной стихии» (9 класс, текст Мешчерского, стр. 13-14).


  • Еще одно лингвистическое наблюдение предлагает изучить этимологию названия «Останкино». Выяснить, как менялось название? Почему? Узнать, каково происхождение названия одного из населенных пунктов нашей местности? Подготовить выступление по данному исследованию.


Вывод:

Это лишь немногие примеры того, на что может опереться учитель, вовлекая детей в исследовательский поиск. Причем, он может организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик получил задание по силам и интересам.


Особое внимание хочу уделить таким рубрикам, как «Задания повышенной сложности» и «Задания под сигнальной лампочкой», то есть задания по развитию речи. Это нестандартные, увлекательные задания, которые направлены на обогащение словарного запаса ребенка, на развитие критического мышления, умения понимать и редактировать текст, излагать прочитанное от другого лица, прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, создавать портретные и речевые характеристики литературных героев. Они раскрывают творческие способности детей, учат их нестандартно мыслить, создавать свои маленькие произведения.

Эти рубрики представлены в учебниках очень широко. Более того, на мой взгляд, это самые художественные учебники русского языка. В них собраны великолепные (не побоюсь этого слова) художественные и научные тексты. Благодаря такому богатому литературному материалу, уроки русского языка заиграли иными красками. Теперь у учителя есть возможность превратить их в уроки словесности, которые я так люблю. В них есть «душа». А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, современные классики во главе с В. П. Астафьевым…Все они живут теперь в науке о языке.

Это огромное подспорье, которое помогает и домашнее задание, и сам урок превратить в открытие, поиск истины или компромисса. Выполнить такие задания, опираясь только на знания по русскому языку, невозможно. Здесь нужен «союз» наук!


  • Например, одно из заданий для пятиклассников (упр. 31, Часть I) по произведению К. Булычева звучит так: «Прочитайте рассказ Алисы, а затем запишите его в форме диалога с писателем». Такое задание, безусловно, потребует от ребенка творческого мышления, осмысления особенностей авторского стиля, привлечение знаний не только по русскому языку, но и по литературе – это тоже составляющие исследовательского поиска.


  • Многие из таких заданий заставляют ученика задуматься над важными нравственными вопросами. Вот лишь некоторые из них:

  • Зачем человеку нужен язык? (5 класс, упр. 10, Часть I)

  • Что нужно, чтобы люди понимали друг друга?

(5 класс, текст Э. Вартаньяна, стр. 15-16, Часть I)

  • Любите ли вы природу? Нужно ли ее охранять? Согласны ли вы с ответом писателя? (5 класс, упр. 148, Часть I)

  • Напишите историю своей фамилии или историю своей семьи.

(5 класс, стр. 229, Часть I)

  • Вы когда-нибудь оказывали помощь животным? Напишите об этом рассказ. (5 класс, упр.37, Часть I)

  • Напишите рассказ о своем лучшем друге? Почему вы считаете его лучшим другом? Включите в рассказ повествование, описание, рассуждение.

(5 класс, упр. 76, Часть I)

  • Как вы понимаете высказывание «Красота спасет мир»?

( 5 класс, стр. 81 текст Н. Федорова, Часть II)

  • Что нужно делать для сохранения и развития русского языка?

(6 класс, стр. 89, Часть I)

  • Какие задачи, с вашей точки зрения, стоят сейчас перед человечеством? (6 класс, упр. 97, Часть I)

  • Каково отношение в современном мире к книгам? Какие у них роль и значение? (7 класс, упр. 52)

  • Прочитайте слова из песни «С чего начинается Родина?». Ответьте на вопрос: с чего для вас начинается Родина?

7 класс, текст Н. Матвеевой, стр. 51-52)

  • Что такое дружба? (8 класс, упр. 12, Часть I)

  • Как вы понимаете словосочетание « малая родина»? Расскажите о своей малой родине. Что в ней особенного? В каком образе вы ее себе представляете? (8 класс, Часть I)

  • Как вы понимаете слова «музыка окрыляет слово»?

(8 класс, Часть I)

  • Что могли бы рассказать вы о ресурсах животного мира России? Какими источниками вы для этого пользовались?

(8 класс, упр. 123, Часть II)

  • Напишите сочинение - рассуждение, объясняя смысл высказывания «…В слове отображается национальная история и культура, духовный талант и сила народа». (9 класс, упр. 9 , стр.16)

  • Напишите сочинение в публицистическом стиле, раскрывая смысл предложения: «Искусство живописи обладает большой силой воздействия на человека, оно воспитывает все добрые начала, увлекает в мир прекрасного». Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из текста С. Любимцева, предложенного для прочтения. ( 9 класс, упр. 57, стр. 79).

Вывод:

Анализ этих разнообразных творческих заданий убеждает нас в том, что, работая над ними, ребенок будет не только развивать устную и письменную речь, он будет учиться мыслить, исследовать, создавать свое, и (что немало важно) постепенно готовиться к сдаче выпускных экзаменов, не будет бояться сложных тем, а это залог успеха.


Судя по моим наблюдениям, самыми любимыми у детей стали задания из рубрики «Наш помощник Интернет». Их цель - научить ребенка грамотно пользоваться ресурсами Интернет-сети, самостоятельно добывать полезную как с научной, так и с практической точки зрения информацию.

С помощью Интернета мы решали многие исследовательские задачи, например:

  • Искали ответы на самые разные вопросы:

- «Интернет наш помощник?» (5 класс, упр. 44, Часть I).

- Мышь – компьютерная помощница ( 6 класс, упр. 4, Часть I).

- Чем удивителен наш родной край? Что в нем «самое-самое?»Так мы открыли замечательный Интернет-ресурс «Семь Чудес Курского края» ­http://trawina-anna.kursk-school18.ru/ ( 5 класс, упр.251, Часть II).

- О чем может поведать герб вашего города? ( 7 класс, упр. 155).

- Чем славится наш город? С чем его можно сравнить и почему?

(7 класс, упр.159)

- Что вы знаете о семи чудесах света? (8 класс, упр. 20, Часть I).

  • Собирали и анализировали интересную информацию о животных – рекордсменах: самых выносливых, хвостатых, быстрых, ядовитых и т.д. (5 класс, упр. 250, Часть II).

  • Искали слова иноязычного происхождения на Интернет-портале www.gramota.ru. Выясняли их лексическое значение (6 класс, упр. 70, Часть I).

  • Изучали генеалогическое древо индоевропейских языков

( 8 класс, упр. 5 Часть I).

Знакомились с рецензиями на кинофильмы, анализировали их. Высказывали свою точку зрения по поводу написанного в рецензии. (8 класс, упр. 57, Часть I).

  • Составляли отзыв о рассказе «Хвостик» (по книге В. П. Астафьева «Затеси») (8 класс, упр. 99, стр.83-84, Часть I)

  • Изучали факты биографии выдающихся русских писателей и ученых –лингвистов (8 класс, Часть I, II) и т. д.

Вывод:

Безусловно, рассказать обо всех заданиях исследовательского характера, которые содержатся в этом учебно-методическом комплексе, в кратком освещении не представляется возможным. Но очевидно, что у учителя, работающего по этому УМК, есть богатый методический инструментарий для организации исследовательского поиска на уроках русского языка, раскрытия творческой одаренности каждого ребенка.


Этот учебник идет в ногу со временем, помогает нам осваивать новые технологии и Стандарты, проводить лингвистические эксперименты и исследования, он заставляет критически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы и реализовывать полученный результат на практике в виде творческих работ, проектов, сочинений, развернутых ответов на вопросы.

Я занимаюсь по это учебнику четвертый год и могу сказать: конечно, он сложный. Но вместе с тем и очень интересный. Не со всеми заданиями дети справляются успешно. До некоторых из них я сама только-только начинаю доходить! Но в нем такой духовный заряд, такое замечательное слово, что компенсирует многое. Это учебник – сплав языка и литературы. Это учебник деятельности! А наука, как известно, лучше всего постигается в деятельности!







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!