СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Детский фольклор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Детский фольклор" в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Детский фольклор"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского муниципального района Воронежской области


Муниципальная  краеведческая конференция обучающихся «Край родной»


Номинация: «Этнография»



Детский фольклор


Подготовила: Антонович Яна Витальевна учащаяся 8 класса МКОУ

«Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова», 396247, Воронежская обл., Аннинский р-н, с. Березовка, ул. Маслозаводская, д. 8-а (адрес школы); 396247, Воронежская обл., Аннинский р-н, с. Березовка, ул. Садовая, д.15 (домашний адрес); Контактный телефон: 8 980 559 41 53

E-mail:[email protected]


Руководитель: Аксенова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова», 396247, Воронежская обл., Аннинский р-н, с. Березовка, ул. Маслозаводская, д. 8-а

Конт. телефон: 8 960 113 52 19

E-mail: [email protected]


с. Березовка – 2016

Оглавление



1. Введение……………………………………………………………………...3

  1. Основная часть

Раздел I. Что такое детский фольклор и причины его возникновения ...4-6

Раздел II. Особенности жанровой системы детского фольклора….........7-13

  1. Заключение …………………………………………………………………14

  2. Список источников и литературы…………………………………………15

  3. Приложение………………………………………………………………16 -20






























Введение



Детский фольклор – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека, так как интерес к детскому фольклору – это одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его языку и поэзии.

Многие современные школьники, не только сельские, но и городские, совсем не подозревая того, повторяют заклички солнцу, радуге, дождю, сложенные их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого или Петра Великого. Но зачастую мы сталкиваемся с трансформацией русского детского фольклора современными детьми.

Актуальность данной темы также заключается в том, что с появлением компьютерных технологий и увлеченностью детей компьютерными играми живая образная детская речь эмоционально оскудела.

Цель нашего исследования – сохранение и возрождение национальной культуры, а именно детского фольклора.

Задачи: 1. Собирание и изучение детского фольклора жителей села Березовка; 2. Разграничение устного поэтического творчества взрослых и детского творчества; 3. Проанализировать результаты исследования; составить сборник детского фольклора жителей села Березовка.

Исследуя данную тему, мы провели опрос среди старожилов села: Самодуровой А.Е., Медведевой М. В., Самодуровой М.С., Рябовой Н.П. и среди детей разного возраста. Изучили научную литературу. Значительный материал детского фольклора содержат книги Г.С.Виноградова «Русский детский фольклор» и О.И.Капицы «Детский фольклор». Отдельные произведения детского фольклора публикуются в сборнике В.А.Тонкова «Фольклор Воронежской области».

Наши предшественники (в данный момент обучающиеся 9 класса) в 2012 году собрали и записали отдельные жанры игрового и внеигрового детского фольклора, а именно: считалки, дразнилки, заклички.

Основная часть


Раздел I

ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ


Термин «детский фольклор» появился в середине XIX века.

Что же следует понимать под детским фольклором? Какое содержание имеет термин «детский фольклор»?

Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что по этим вопросам в науке нет единой точки зрения. Некоторые ученые (В.П.Аникин, Э.В.Померанцева, В.А.Василенко, М.Н.Мельников) к детскому фольклору относят «творчество взрослых для детей»1, произведения, созданные взрослыми и исполняемые ими для детей (колыбельные песни, сказки, пестушки и потешки).

Другие ученые (С.Г.Виноградов, Н.П.Андреев, В.И.Чичеров) к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми.

Вторая точка зрения нам представляется совершенно справедливой. Нельзя относить к детскому фольклору колыбельные песни, пестушки и потешки, которые создавались и исполнялись только взрослыми. Детьми же они не только не создавались, но никогда и не исполнялись. Детский фольклор – это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Они отличаются от фольклора взрослых, как по своему содержанию, так и по художественной форме. Общий признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых и переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара.

Итак, к детскому фольклору относятся произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.

Восстановление картины зарождения как взрослого, так и детского фольклора – сложная задача, и поэтому многое приходится решать в порядке гипотезы.

Проблемой возникновения детского фольклора занимались многие ученые. В советской фольклористике первым к серьезному изучению детского фольклора обратился выдающийся этнограф и фольклорист Г.С.Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора. В частности Георгий Семенович Виноградов в своей работе «Народная педагогика» писал: «Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети».2

Вслед за Г.С.Виноградовым и одновременно с ним исследует детский фольклор специалист по детской литературе и фольклору О.И.Капица. В книге «Детский фольклор» она дает характеристику многочисленных жанров детского фольклора, приводит большой фактический материал.

Изучив труды ученых, мы узнали, что происхождение взрослого фольклора было тесно связано с трудовой деятельностью народа, с необходимостью общения людей в процессе труда.

Труд развивал мышление человека, в том числе художественное; он развивал и язык, который затем стал средством особого вида искусства – искусства слова. Именно в труде и общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать её в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развивалось эстетическое чувство человека.

Таким образом, если взрослый фольклор возник в процессе трудовой деятельности, следовательно, детский фольклор возник из игры как подражания трудовым процессам взрослых. Основной задачей детского фольклора является не так развлечение детей, как их обучение. В понимании взрослого человека детская игра – это всего лишь забава. А для ребенка игра – это труд, важный способ познания и обучения.























Раздел II


ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА


Сказанное выше определяет собой и особенности жанровой системы детского фольклора, его связь с народным бытом. В зависимости от условий бытования детский фольклор делится на игровой и внеигровой.

В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое значение в жизни детей.

Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр. Названия игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Многие из них сохранились и широко используются современными детьми. Так при опросе, который мы провели среди школьников разного возраста, многие назвали такие игры, как «Кошка и мышки», «Гуси-лебеди», «Волки и овцы», «Ручеёк», «Третий лишний», «Прятки», «Жмурки», «Лапта» и др.

В ряде детских игр присутствует подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в игре «Репка» изображается выдергивание названного овоща; в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют и косят. В игре «Охотники» имитируется охота на диких животных и т.д.

Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки. Особенно большое развитие получил жанр считалки, который сохранился и успешно используется в современное время в детских играх.

Считалка – это рифмованное стихотворение, которое имеет 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в таких детских играх, как «Прятки», «Жмурки», «Кошка и мышки», «Догонялки» и др.

В считалках довольно часто употребляются слова счета – числительные. Вот примеры считалок, которыми пользовались в своё время наши прабабушки (их назвали трое из четырех опрошенных нами жительниц села) и которые знакомы каждому современному ребенку:

Я считаю до пяти,

Не могу до десяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать.

Кто не схоронился,

Я не виноват

Или:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна –

Оставайся ты одна

Есть считалки, в которых отсутствуют числительные. Вот некоторые из них, которые мы записали, проведя опрос среди детей разного возраста: «Шел крокодил, трубку курил, трубка упала и написала: «Шишел-мышел, котик вышел»; «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана: «Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить».

В результате опроса школьников мы сделали открытие, что современные дети творчески подходят к игре: они трансформировали некоторые считалки. Например, считалку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Выходи поскорей, не задерживай добрых и честных людей» они преобразовали. В результате чего получилось: «На златом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри, Скрудж Макдак и три утёнка, а водить осталась Понка. Понка учится считать: раз, два, три, четыре, пять».

С одной стороны, творчество детей радует, а с другой стороны вызывает опасение. Результат опроса обучающихся начальных классов показал, что многие из них знают только второй вариант. А ведь персонажами преобразованной считалки, к сожалению, являются герои не отечественного мультфильма, а зарубежного.

Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это прежде всего распространяется на числительные. В этой связи В.П.Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных – общее правило для считалки: раз - ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т.п.; два – двази, дванцы, дванчик и т.п.; первый – первички, первенцы, первенцики; второй, другой –другичники, другенцы, другенцыки".3 Например:

Анзи, дванзи, тринзи, луб.

Пятам, латам, шатам, луб!

Можно, конечно, догадаться, что «анзи» - это один, а «дванзи» - два. Но почему так странно звучит привычный счет?

Оказывается, слова изменены вполне сознательно. Особенности «заумного языка» считалки ученые возводят к древнейшей условной речи, к табу счета (запрету пересчитывать, произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитывает куриные яйца, то куры перестанут нестись и т.п.

Подобные запреты, конечно, были неудобны, и потому люди всё-таки нашли выход – придумали особый, «утаённый» счет. Получалось, что счёта вроде бы и нет, а сосчитать можно. Этот «зашифрованный» счёт и перешел в детские считалки.

В искажённой форме в считалках могут выступать не только числительные, но и другие части речи. Например:

Ази, двази,

Тризи, изи,

Пятам, латам,

Шума, рума,

Дуба, крест

В считалках «заумная речь» отражает не суеверные представления детей, а их стремление позабавиться игрой слов. Выдуманные слова в них произносятся с расчетом на юмор и веселие играющих.

При опросе мы выявили, что подобные считалки с «утаённым» счетом современные дети не знают и, следовательно, не пользуются ими.

Фольклор различных жанров употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он часто носит характер забавы и развлечения. К внеигровому детскому фольклору относятся приговорки, песенки, остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки, заклички и др.

Вот детские приговорки, записанные со слов Медведевой Марии Васильевны 1929 г.р., коренной жительницы с. Березовка. Когда у ребенка выпадал молочный зуб, он бросал его под печку и при этом приговаривал:

Мышка, мышка,

На тебе зуб простой,

А мне дай костяной

Дети находили божью коровку и приговаривали:

Божья коровка,

Черная головка,

Лети на небко,

Там твои детки

Кушают конфетки


Большое распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок, которые мы услышали от разновозрастной категории школьников: «Федя-медя съел медведя», «Лёнчик-пончик съел батончик», «Андрей-воробей, не гоняй голубей. Голуби боятся, на землю не садятся», «Маша-растеряша потеряла бусы», «Юлька-козюлька, пойдём танцевать» и т.п.

«Рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопатой», - так дразнили рыжеволосого.

Парню и девушке, идущим по улице, кричали: «Тили-тили тесто, жених и невеста. Тесто упало, а невеста пропала».

Некоторые из дразнилок, высмеивая те или иные недостатки, носили воспитательный характер. От Самодуровой Александры Ефимовны (1927г.р.) мы узнали, что плаксу дразнили так: « Рёва-корова, дай молочка! Сколько стоит? Три пятачка!». Над доверчивым ребёнком смеялись: «Обманули дурака на четыре кулака, на пятую дулю простака обманули» или «Обманули простака на четыре кулака, на щелбан и на подушку, на зелёную лягушку». Жадного дразнили так: «Жадина-говядина, соленый огурец. По полу валяется, никто его не ест». Никому не хотелось быть плаксой или жадиной.

Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма. Часто парная рифма наблюдается в закличках. Вот примеры закличек, которые мы записали со слов Рябовой Нины Павловны 1931г.р. и Самодуровой Марьи Семеновны 1929 г.р.:

Дождик, дождик припусти,

Дай гороху подрасти.

А ещё немножко -

Вырастит картошка

Если несколько дней подряд льют дожди, то дети босиком выбегают на улицу и просят:

Дождик, дождик перестань,

Мы поедем на Восстань,

Богу молиться

И тебе клониться.

Или

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко

Под оконышко!

Некоторые жанры детского фольклора, к сожалению, забываются и уходят в прошлое. Но есть и такие, которые «живут» и активно используются современными детьми и подростками не только в сёлах, но и в городах. Это колядки – величальные поздравительные песни.

Ежегодно в нашем селе накануне старого Нового года дети отрываются от компьютерных игр, собираются отдельными группами, обходят дворы и колядуют. Обычно начинают так:

Щедрый вечер,

Добрый вечер,

Добрым людям

На весь вечер!

Подойдя к одному из домов, колядовщики стучат в ворота и обращаются к хозяевам:

Пришла Коляда,

Отворяй ворота.

Открывай сундучок,

Доставай пятачок

Когда хозяева одаривают детей гостинцами, те у порога дома рассыпают зерно и приговаривают:

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом –

Туда жито кустом.

Куда коза рогом –

Туда сено стогом

И в наше время люди верят в магическую силу слова, стараются щедро одарить колядовщиков, чтобы услышать в свой адрес добрые пожелания счастья, здоровья и богатства.



























Заключение


Данная работа посвящена попытке исследования темы «Детский фольклор». Для достижения цели и поставленных задач мы используем следующие методы: теоретический, практический, источниковедческий.

В своей работе мы привели исследование отдельных жанров детского фольклора жителей села Березовка. Это «считалки», «дразнилки», «приговорки», «заклички» и «колядки». Мы не коснулись таких жанров, как скороговорки, детские остроты, загадки, небылицы, «докучные» сказочки, частушки и др. Это дальнейшие перспективы нашего исследования.

Также мы планируем провести исследование в области трансформации русского детского фольклора современными детьми. Актуальность данного исследования состоит в том, что современные дети в процессе игры зачастую преобразовывают считалки, переделывают их на современный лад. С одной стороны творческий подход детей радует, а с другой стороны вызывает опасение, что трансформация русского детского фольклора в дальнейшем может привести к забвению и полному исчезновению в детских играх изначального варианта.

Практическая ценность работы состоит в том, что найденные материалы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках литературы при изучении темы «Устное народное творчество» в V классе; «Обрядовый фольклор» в VI классе и т.д. Также данные исследовательской работы могут стать основой для организации и проведения детских игр в школьном лагере «Солнышко». Хорошим подспорьем для этого станет составленный нами сборник «Детский фольклор».

Работая над данной темой, мы пришли к выводу: использование фольклора придаёт детской речи живость и юмор; развивает творческие способности детей; помогает поддерживать хорошие отношения со сверстниками, а также развивает коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Список  источников и литературы



  1. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», М., 1957, с.88, с.112

  2. Виноградов Г.С. «Народная педагогика». – В кн.: «Сибирская живая старина», 1929, вып.1, стр.28

  3. Виноградов Г.С. «Русский детский фольклор», Иркутск, 1930, кн.1

  4. Капица О.И. «Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры», Л., 1928.

  5. Тонков В.А. «Фольклор Воронежской области». Воронеж, 1949.


Электронные ресурсы


  1. Виноградов Г.С. Статья «Детский фольклор: итоги и перспективы изучения». https://www.google.ru/

  2. Капица О.И. «Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры». https://books.google.ru

  3. Тонков В. А. Статья «Понятие о детском фольклоре». http://rusprogram.ru/f64

  4. Тонков В.А. «Фольклор Воронежской области». http://rusprogram.ru/f64

  5. Чичеров В.И. «Русское народное творчество». https://www.google.ru/










ПРИЛОЖЕНИЕ







ПРИЛОЖЕНИЕ


Результат опроса «Знаете ли вы детский фольклор?»,

среди школьников разного возраста

Опрос №1

Результат опроса среди обучающихся порадовал: 60 % из опрошенных знают считалки, колядки, заклички, дразнилки и активно используют русский фольклор в своих играх.











ПРИЛОЖЕНИЕ


Результат опроса «В какие игры Вы играли в детстве?»


Опрос №2


Медведева Мария Васильевна родилась 17 ноября 1929 года в селе Березовка. Проживает на улице Красный Октябрь, д.37.


Марья Васильевна рассказала нам, в какие игры она играла со своими сверстниками в детстве. Это «Прятки», «Жмурки», «Третий лишний», «Гуси-лебеди» и др. С её слов мы записали считалки и приговорки, которые включены в исследовательскую работу.





ПРИЛОЖЕНИЕ


Результат опроса «Дразнили ли ребята друг друга в Вашем детстве?»


Опрос №3


Самодурова Александра Ефимовна родилась 24 декабря 1927 года в селе Березовка. Проживает на улице Советская, д.26.


От Александры Ефимовны мы узнали, что никому из ребят не хотелось прослыть плаксой, дураком или жадиной. Поэтому и возникли «дразнилки», которые носили воспитательный характер. Например: «Рёва-корова, дай молочка! Сколько стоит? Три пятачка!»; «Обманули дурака на четыре кулака, на щелбан и на подушку, на зелёную лягушку».





ПРИЛОЖЕНИЕ


Результат опроса «Какие «заклички» Вы знаете?»


Опрос №3


Самодурова Мария Семеновна родилась 28 марта 1929 года в селе Березовка. Проживает на улице Красный Октябрь.


Беседуя с Марией Семеновной, мы записали заклички. Вот одна из них:

Дождик, дождик перестань,

Мы поедем в Верестань,

Богу молиться,

Христу поклониться




ПРИЛОЖЕНИЕ


Результат опроса «Детские игры и забавы»

Опрос №5


Рябова Нина Павловна родилась 15 октября 1931 года. Проживает в селе Березовка на улице Краснознаменная, д.2.


Нина Павловна рассказала нам не только о детских играх и забавах, но и о том, как долгими зимними вечерами дети грелись на русской печке и пугали друг друга страшными историями о домовом и кикиморе. И, конечно же, разрешила посидеть на настоящей русской печке.






































































































1 Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». М.,1957, с.88

2 Виноградов Г.С. «Народная педагогика».- В кн.: «Сибирская живая старина», 1929, вып.1, с.28

3 Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». М.,1957, с.112


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!