Выполнил:
Зуйков Дмитрий
г.Саранск, МОУ гимназия №23 2 «В» класс
Цель моей работы - исследовать жанры детского фольклора и доказать, что знакомство с ним может положить начало детскому творчеству, если есть потенциальные возможности.
Задачи :
- Исследовать специфику детского фольклора
- Исследовать народный детский юмор
- Исследовать творчество Г.М.Науменко
в детских смешилках
- Выразить себя в фольклоре
- Исследовать ритм в фольклоре
- Исследовать мордовский фольклор
Методы исследования:
- Опрос учащихся начальных классов;
- Обращение в городскую библиотеку;
- Обращение в Интернет.
- Считалка — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой — распределить роли в предстоящей игре.
- Детская считалка – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре.
- Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.
Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Обманули простака —
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Рыжий, рыжий,
конопатый,
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.
Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Жеребьевые приговорки — это коротенькие рифмованные стишки (в две — четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др .
В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение и прочие их носителей и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
Людям прозвища могли даваться в разные периоды их жизни и во многих случаях были известны довольно ограниченному кругу человек.
- 1 Персональные прозвища
- 1.1 По внешнему виду
- 1.2 По месту рождения, жизни, смерти
- 1.3 По виду деятельности
- 1.4 По характеру
- 1.5 Другие
Колыбельные весьма важны в ходе овладения ребенком речью, а как следствие, в развитии мышления.
Колыбельная песня – это самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни.
Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие родителям в игровой форме побудить ребенка к действию.
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
И одна из важных составляющих детского фольклора — анекдоты, шутки, смешные стишки. По тому, над чем смеемся мы дети, можно судить не только о нашем чувстве юморе, но и о нас.
- Идет медведь в пиджаке. Навстречу ему муравей:
- -Медведь, сними-ка пиджак.
- -Зачем?
- -Ну, сними , сними….
- Медведь снял пиджак, разложил его на траве. Муравей долго ползал по нему, смотрел. А потом говорит :
- -Да, медведь! Можешь надевать. Мой с карманами был.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
У мордовского народа тоже есть свои потешки, прибаутки, заклички,
скороговорки.
Считалки
Кудряв баран,
Чуркать наран,
Сельведь теян,
А андтан!
Мне кажется, что считалки сочинять очень легко. Они такие ритмичные! Я люблю придумывать считалки, в которых есть смысл. Вот некоторые из них:
Чики-чики-чикитун!
У меня дружок — болтун!
Болтунишка мой дружок -
Сочиняет хорошо!
Говорю врунишке — стоп!
Ты получишь шишку в лоб!
Нужно правду говорить!
А тебе сейчас водить!
Дразнилки — это всегда весело! У нас в классе не обижаются на дразнилки, потому что мы говорим их не со злом, а с долей поучения: что можно делать, а чего нельзя!
Жорка! Жорка! Ты обжорка!
Съел огромный бутерброд!
Как бочонок ходит Жорка,
Еле носит свой живот!
- Веселюсь, когда слушаю частушки! Это такое забавное озорство! Особенное! Можно и потанцевать. А в своих частушках я попробовал соединить мораль разных сказок (прямо высказывая или намёками) и правила поведения в школе с частушечными ритмами.
- Говорил Ванюша Тане:
- «На физ-ру я не пойду!»
- И теперь чихает Ваня
- Ровно 300 дней в году!
- Наш Сережа очень смело
- Свету с Оленькой дразнил,
- Вдруг помчался оголтело -
- Пригрозил ему Кирилл!
Огромного внимания заслуживают ответы детей
на вопрос, касающийся видов фольклора.
- 89% опрошенных указали следующие виды: сказки, загадки, прибаутки, пословицы, поговорки.
- 7 % учащихся добавили к вышеобозначенному списку, частушки, колыбельные песни, анекдоты.
- 4 % опрошенных назвали потешки и заклички.
Среди наиболее популярных в школе разновидностей фольклора дети выделили следующие:
- 1. Песни – 32 %;
- 2. Загадки– 30 %;
- 3. Пословицы и поговорки – 22 %;
- 4. Прибаутки, потешки, заклички и другие – 15 %
- На вопрос знаете ли вы считалки все ответили «да». Некоторые даже привели примеры.
- Что касается использования фольклора , а именно прозвищами и закличками в повседневной жизни , мнения детей разделились поровну. Ровно 50% ответили «нет» и 50% пользуются прозвищами и закличками.
- На вопрос нужен ли фольклор современному школьнику практически все учащиеся ответили «нужен», за исключением 4 %.
Задача фольклора - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое", противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
- Смех – верный признак силы и душевного здоровья».