СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Современный детский фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа знакомит  с жанрами детского фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Современный детский фольклор"»

Выполнил: Зуйков Дмитрий г.Саранск, МОУ гимназия №23  2 «В» класс  

Выполнил:

Зуйков Дмитрий

г.Саранск, МОУ гимназия №23 2 «В» класс

 

  Цель моей работы  - исследовать жанры детского фольклора и доказать, что знакомство с ним может положить начало детскому творчеству, если есть потенциальные возможности.    Задачи : Исследовать специфику детского фольклора Исследовать народный детский юмор Исследовать творчество Г.М.Науменко  в детских смешилках Выразить себя в фольклоре Исследовать ритм в фольклоре Исследовать мордовский фольклор   Методы исследования: Опрос учащихся начальных классов; Обращение в городскую библиотеку; Обращение в Интернет.  

Цель моей работы - исследовать жанры детского фольклора и доказать, что знакомство с ним может положить начало детскому творчеству, если есть потенциальные возможности.

Задачи :

  • Исследовать специфику детского фольклора
  • Исследовать народный детский юмор
  • Исследовать творчество Г.М.Науменко

в детских смешилках

  • Выразить себя в фольклоре
  • Исследовать ритм в фольклоре
  • Исследовать мордовский фольклор

Методы исследования:

  • Опрос учащихся начальных классов;
  • Обращение в городскую библиотеку;
  • Обращение в Интернет.

 

Считалка — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой — распределить роли в предстоящей игре. Детская считалка – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре.
  • Считалка — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой — распределить роли в предстоящей игре.
  • Детская считалка – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре.
Дразнилки  – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.  Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
  • Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.

Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Обманули простака — На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку.  Рыжий, рыжий, конопатый, Убил дедушку лопатой. А я дедушку не бил, А я дедушку любил.

Обманули простака —

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

Рыжий, рыжий,

конопатый,

Убил дедушку лопатой.

А я дедушку не бил,

А я дедушку любил.

 Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки. Жеребьевые приговорки — это коротенькие рифмованные стишки (в две — четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др .

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.

Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

Жеребьевые приговорки — это коротенькие рифмованные стишки (в две — четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др .

  В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение и прочие их носителей и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.   Людям прозвища могли даваться в разные периоды их жизни и во многих случаях были известны довольно ограниченному кругу человек.  1 Персональные прозвища 1.1 По внешнему виду 1.2 По месту рождения, жизни, смерти 1.3 По виду деятельности 1.4 По характеру 1.5 Другие

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение и прочие их носителей и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

Людям прозвища могли даваться в разные периоды их жизни и во многих случаях были известны довольно ограниченному кругу человек.

  • 1 Персональные прозвища
  • 1.1 По внешнему виду
  • 1.2 По месту рождения, жизни, смерти
  • 1.3 По виду деятельности
  • 1.4 По характеру
  • 1.5 Другие
  Колыбельные весьма важны в ходе овладения ребенком речью, а как следствие, в развитии мышления.   Колыбельная песня – это самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни.

Колыбельные весьма важны в ходе овладения ребенком речью, а как следствие, в развитии мышления.

Колыбельная песня – это самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни.

 Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие родителям в игровой форме побудить ребенка к действию. Петушок, петушок Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие родителям в игровой форме побудить ребенка к действию.

Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 И одна из важных составляющих детского фольклора — анекдоты, шутки, смешные стишки. По тому, над чем смеемся мы дети, можно судить не только о нашем чувстве юморе, но и о нас.

И одна из важных составляющих детского фольклора — анекдоты, шутки, смешные стишки. По тому, над чем смеемся мы дети, можно судить не только о нашем чувстве юморе, но и о нас.

Идет медведь в пиджаке. Навстречу ему муравей: -Медведь, сними-ка пиджак. -Зачем? -Ну, сними , сними…. Медведь снял пиджак, разложил его на траве. Муравей долго ползал по нему, смотрел. А потом говорит : -Да, медведь! Можешь надевать. Мой с карманами был.
  • Идет медведь в пиджаке. Навстречу ему муравей:
  • -Медведь, сними-ка пиджак.
  • -Зачем?
  • -Ну, сними , сними….
  • Медведь снял пиджак, разложил его на траве. Муравей долго ползал по нему, смотрел. А потом говорит :
  • -Да, медведь! Можешь надевать. Мой с карманами был.
 Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Закличкинебольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

 У мордовского народа тоже есть свои потешки, прибаутки, заклички, скороговорки. Считалки Кудряв баран, Чуркать наран, Сельведь теян, А андтан!

У мордовского народа тоже есть свои потешки, прибаутки, заклички,

скороговорки.

Считалки

Кудряв баран,

Чуркать наран,

Сельведь теян,

А андтан!

  Мне кажется, что считалки сочинять очень легко. Они такие ритмичные! Я люблю придумывать считалки, в которых есть смысл. Вот некоторые из них: Чики-чики-чикитун! У меня дружок — болтун! Болтунишка мой дружок - Сочиняет хорошо! Говорю врунишке — стоп! Ты получишь шишку в лоб! Нужно правду говорить! А тебе сейчас водить!

Мне кажется, что считалки сочинять очень легко. Они такие ритмичные! Я люблю придумывать считалки, в которых есть смысл. Вот некоторые из них:

Чики-чики-чикитун!

У меня дружок — болтун!

Болтунишка мой дружок -

Сочиняет хорошо!

Говорю врунишке — стоп!

Ты получишь шишку в лоб!

Нужно правду говорить!

А тебе сейчас водить!

 Дразнилки — это всегда весело! У нас в классе не обижаются на дразнилки, потому что мы говорим их не со злом, а с долей поучения: что можно делать, а чего нельзя! Жорка! Жорка! Ты обжорка! Съел огромный бутерброд! Как бочонок ходит Жорка, Еле носит свой живот!

Дразнилки — это всегда весело! У нас в классе не обижаются на дразнилки, потому что мы говорим их не со злом, а с долей поучения: что можно делать, а чего нельзя!

Жорка! Жорка! Ты обжорка!

Съел огромный бутерброд!

Как бочонок ходит Жорка,

Еле носит свой живот!

Веселюсь, когда слушаю частушки! Это такое забавное озорство! Особенное! Можно и потанцевать. А в своих частушках я попробовал соединить мораль разных сказок (прямо высказывая или намёками) и правила поведения в школе с частушечными ритмами.
  • Веселюсь, когда слушаю частушки! Это такое забавное озорство! Особенное! Можно и потанцевать. А в своих частушках я попробовал соединить мораль разных сказок (прямо высказывая или намёками) и правила поведения в школе с частушечными ритмами.
Говорил Ванюша Тане: «На физ-ру я не пойду!» И теперь чихает Ваня Ровно 300 дней в году!  Наш Сережа очень смело Свету с Оленькой дразнил, Вдруг помчался оголтело - Пригрозил ему Кирилл!
  • Говорил Ванюша Тане:
  • «На физ-ру я не пойду!»
  • И теперь чихает Ваня
  • Ровно 300 дней в году!
  • Наш Сережа очень смело
  • Свету с Оленькой дразнил,
  • Вдруг помчался оголтело -
  • Пригрозил ему Кирилл!
 Огромного внимания заслуживают ответы детей на вопрос, касающийся видов фольклора.  - 89% опрошенных указали следующие виды: сказки, загадки, прибаутки, пословицы, поговорки.  - 7 % учащихся добавили к вышеобозначенному списку, частушки, колыбельные песни, анекдоты.  - 4 % опрошенных назвали потешки и заклички.

Огромного внимания заслуживают ответы детей

на вопрос, касающийся видов фольклора.

- 89% опрошенных указали следующие виды: сказки, загадки, прибаутки, пословицы, поговорки.

- 7 % учащихся добавили к вышеобозначенному списку, частушки, колыбельные песни, анекдоты.

- 4 % опрошенных назвали потешки и заклички.

  Среди наиболее популярных в школе разновидностей фольклора дети выделили следующие: 1.  Песни – 32 %; 2.  Загадки– 30 %; 3.  Пословицы и поговорки – 22 %; 4.  Прибаутки, потешки, заклички и другие – 15 %  На вопрос знаете ли вы считалки все ответили «да». Некоторые даже привели примеры.

Среди наиболее популярных в школе разновидностей фольклора дети выделили следующие:

  • 1. Песни – 32 %;
  • 2. Загадки– 30 %;
  • 3. Пословицы и поговорки – 22 %;
  • 4. Прибаутки, потешки, заклички и другие – 15 %
  • На вопрос знаете ли вы считалки все ответили «да». Некоторые даже привели примеры.
 Что касается использования фольклора , а именно прозвищами и закличками в повседневной жизни , мнения детей разделились поровну. Ровно 50% ответили «нет» и 50% пользуются прозвищами и закличками.  На вопрос нужен ли фольклор современному школьнику практически все учащиеся ответили «нужен», за исключением 4 %.

  • Что касается использования фольклора , а именно прозвищами и закличками в повседневной жизни , мнения детей разделились поровну. Ровно 50% ответили «нет» и 50% пользуются прозвищами и закличками.
  • На вопрос нужен ли фольклор современному школьнику практически все учащиеся ответили «нужен», за исключением 4 %.
 Задача фольклора - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать

Задача фольклора - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое", противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

  Смех  – верный признак силы и душевного здоровья».

 

  • Смех – верный признак силы и душевного здоровья».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!