СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Жанровое разнообразие и культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена современному детскому фольклору. Были исследованы следующие жанры: демонологические рассказы, вызывания, считалки

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Жанровое разнообразие и культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве"»

Департамент образования и науки Брянской области

ГБУДО «Брянский областной губернаторский

дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина»



Областной конкурс исследовательских работ

«Юные исследователи – будущее науки»







Тема


Жанровое разнообразие и культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве



Номинация «Художественное творчество»



Автор:

Альховой Николай, ученик 7 класса

МБОУ Сытобудской ООШ

Климовского района

Руководитель:

Виноградова Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Сытобудской ООШ Климовского района



2020-2021 уч. год


Содержание

  1. Введение 3-4

  2. Жанровое разнообразие и культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве

2.1. Понятие современного детского фольклора 5-6

2.2. Жанровое разнообразие современного детского фольклора 7-14

2.3. Роль детского фольклора в современном литературном творчестве 15-16

  1. Заключение 17

  2. Список литературы 18






















I.Введение

Нами была выбрана тема «Жанровое разнообразие и культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве».

Что собой представляет само понятие «фольклор»?

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Фольклор как устное народное творчество народа отражает мировоззрение народа, его верования, понимание и осмысление мира.

Детский фольклор является частью народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества.

 Детским фольклором принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и составленные самими детьми.

В своей работе мы приняли решение рассмотреть произведения, создаваемые самими детьми.

Цель работы – показать социальную значимость детского фольклора для становления личности ребенка, развития его творческого и духовного потенциала.

Нами поставлены две задачи, которые мы попытаемся раскрыть в ходе нашего исследования:

  1. Разнообразие жанров современного детского фольклора;

  2. Культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве.

Исследование проводилось среди учащихся начального, среднего и старшего звена Сытобудской основной общеобразовательной школы. В качестве литературного материала мы использовали произведения детского фольклора, существующие в обиходе обучающихся нашей школы.

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы изучить современные виды творчества в школьном возрасте, познакомиться с любимыми видами литературного творчества в нашей школе.

Объект исследования: современный детский фольклор.

Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, изучение литературы.























II. Жанровое разнообразие и культурная значимость детского фольклора в современном литературном творчестве

    1. Понятие современного детского фольклора

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, одни призваны развлекать, а другие - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире.

Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.

 Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра - элемент, психологически необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). (Капица Ф.С. Русский детский фольклор: уч. пособие для студентов вузов/ Ф,С, Капица, Т.М Колядович. – М:Флинта: Наука, 2002. -320 с.)

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями.

Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, “садистские стишки”, переделки-пародии, “вызывания” и др.). (Капица Ф.С. Русский детский фольклор:УЧ.пособие для студентов вузов/ Ф,С, Капица, Т.М Колядович. – М:Флинта: Наука, 2002. -320 с.)



















2.2. Жанровое разнообразие современного детского фольклора

Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты.

В нашей школе после анкетирования и опроса учащихся были выделены следующие жанры как наиболее популярные:

- считалки;

- страшилки;

- вызывания.

Считалки

В ситуациях, когда нужно сделать неочевидный выбор, будь то сражение, риту­ал, спортивное соревнование, игра и тому подобное, человеку всегда хотелось переложить ответ­ственность на кого-то еще: на судьбу, божество, демона, слу­чай — в зависи­мости от взглядов, убеждений, ситуации и конкретных обстоя­тельств. Для этого использовались различные приемы — от обряда жертвопри­ношения или обращений к оракулу до гадания, бросания жребия или пересчи­тывания. Чем меньше в жизни человека оставалось места для сверхъестествен­ного, тем боль­ше старые формы поведения становились просто спе­цифиче­ски­ми нормами этикета или правилами игры.

Считалки в современном их виде достоверно известны совсем недолго — с XIX ве­­­ка, когда, как и многие другие формы фольклора, они стали соби­рать­ся и записываться. Существовали ли они раньше и в каком виде — мы можем только догадываться: старый фольклор, который, как и новый, бытовал в основ­ном в устной форме, не дошел до нас. Тем не менее типы и тексты счи­талок, записанные в XIX веке, очень напоминают те, которыми пользуются современные дети. Итак, считалка — это прежде всего способ выбрать водящего в игре или поде­лить игроков на команды, устранившись от сознательного принятия решения. Так справедливее, неожиданнее, интереснее, и, главное, такой способ не дол­жен вызывать возражений. (Виноградов Г.С. Детские тайные языки/ Виноградов Г.С./ Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф. - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. – 714с.)

Считалки основаны на  принципе: один из игроков произно­сит стихотворный текст, по очереди указывая на остальных. Тот, на ком за­кончится считалка, оказывается «вóдой».

Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
«Раз, два, три…»
Королевой будешь ты!

(Виноградова Милана, 9 лет, 3 класс Сытобудской ООШ)

В более сложных случаях выходит не водящий, а один из игроков — и так до кон­ца, пока не останется последний: он-то и будет водить.

Шла кукушка мимо сети,
ей попались злые дети;
раз, два, три —
это, верно, ты;
раз, два, три, четыре, пять —
одного нужно убрать.

(Альховой Андрей, 8 лет, 3 класс Сытобудской ООШ)

В тексте считалок исключительно важен ритм, который позволяет при про­из­не­сении очередной ритмической единицы (слова, стихотворной стопы, слога) показывать на следующего игрока. Поэтому часто считалки начинаются со счета:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.

(Поколо Арина, 10 лет, 4 класс Сытобудской ООШ)

Смысл в считалках не играет такой роли, как ритм, поэтому в их текстах часто встречается заумь — квазислова, которые не употребляются в речи и не име­ют никакого значения вовсе. (Топорков А.Л.Заумь в детской поэзии/ А.Л.Топорков// Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. - с.36)

Некоторые стихи состоят из них почти полностью:

Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!

(Самыко Денис, 10 лет, 4 класс Сытобудской ООШ)

Естественно, считалки, как и многие другие формы фольклора, внимательны к окру­жающей действительности и меняются вместе с ней. Так возникают считалки-переделки, в которых старый ритм и струк­тура наполняются но­вым, актуальным содержанием. Считалка «На золотом крыльце сидели / Царь, царевич, король, королевич, / Сапожник, портной. / Кто будешь такой?» во време­на популярности диснеевского мультфильма про Микки Мауса начала звучать так:

На золотом крыльце сидели
Микки Маус, Том и Джерри,
Дядя Скрудж и три утенка,
выходи, ты будешь Понка.

(Альховой Константин, 11 лет, 5 класс Сытобудской ООШ)

Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых — испугать слушателя. По мнению исследователей этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка». Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из быличек и бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира. Литературовед С.М. Лойтер, отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность (предупреждение либо запрет — нарушение — воздаяние) позволяют определить ее как «дидактическую структуру». (Виноградов Г.С. Детские тайные языки/ Виноградов Г.С./ Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф. - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. – 714с.).

«....Однажды одному мальчику родители купили приставку. Папа мальчика предупредил, что долго в нее играть нельзя, потому что она «затягивает». Но мальчик не послушался. Он играл в неё постоянно, даже ночью, пока все спали. Однажды сосед предложил ему поиграть вдвоем в приставку, и мальчик согласился.

Только недолго, а то я еще до тебя очень долго играл, а мне папа так не разрешает.

Самую чуточку, — улыбнулся соседский мальчик, и никто не видел, что пальцы у него за спиной были скрещенные.

Стали они играть, и не заметил мальчик, сколько времени прошло. А когда поднял глаза, увидел, что соседский мальчик весь седой. Испугался мальчик, бросил приставку и побежал в другую комнату, чтобы родителей позвать. Прибежал туда — а родителей нет как нет. Побежал мальчик во двор — а там все люди незнакомые, ходят и говорят почти все по-китайски.

Какой сейчас год? — спросил мальчик у одной тётеньки.

2050-й, — сказала она, и мальчик все понял и заплакал...»

(Зиангиров Станислав, 12 лет, 5 класс Сытобудской ООШ)

Страшилки получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов). По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций. (Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998-744 с.)                            

Главным героем страшилок является подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (пятно, занавески, колготки, гроб на колёсиках, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, трамвай). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зеленый, голубой, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться. Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания — как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых. По мнению фольклориста М.П. Чередниковой, включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. (Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998-744 с.).

Сначала, лет в 5—6, ребенок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12—13 лет уже перестают воспринимать их всерьез, и все большее распространение получают различные пародийные формы.

«В одном черном-пречерном городе, на черной-пречерной улице стоял черный-пречерный дом. В этом черном-пречерном доме была черная-пречерная квартира. А там, в черной-пречерной комнате стоял черный-пречерный гроб. И вот открывается крышка гроба, а там — мертвец... ОТДАЙ СВОЕ СЕРДЦЕ!!!»

(Мельниченко Артем, 15 лет, 9 класс Сытобудской ООШ)

Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «чёрная рука», «кровавое пятно», «зелёные глаза», «гроб на колёсиках» и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

«В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек».

(Горский Никита, 13 лет, 7 класс Сытобудской ООШ)

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх.

Вызывания - «вызывания духов» детьми, часть детского фольклора, представляющие собой нечто среднее между детской магией, ядро которой они составляют, и игрой. В отличие от остальной детской магии, в данном случае предполагается непосредственный контакт с потусторонним миром. Вызывания проводятся с целью получения каких-либо благ или для развлечения. Ими занимаются как городские так и сельские дети в возрасте 8—12 лет, чаще девочки, обычно в компаниях, но иногда и в одиночку.

Имея несомненную мифологическую природу, они прочно сочетают слово и действие, соединение которых должно способствовать появлению кого-либо из желанных персонажей. Кого вызывают современные дети? Круг героев довольно широк и разнообразен. Это Баба Яга (из сказки), домовой (из былички), черноё пятно (из страшилки), а также гномики, “матерный король”, “жвачная корова”, пьяный ёжик и т.д. Обязательно проведение ритуала ночью и при отсутствии взрослых. Иногда “вызывания” производятся ради самого “появления”, эмоциональной встряски, сопровождающей действо. Иногда – с целью задать вопросы (тогда “вызывания” наиболее близки к девичьим гаданиям и спиритическим сеансам взрослых). Подчас у вызываемых просят что-либо (например, у “жвачной коровы” – жвачку).

Самый популярный персонаж “вызываний” и, одновременно, самый опасный – это Пиковая Дама. Истоки образа – в карточном гадании, в повести А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского. В этом ритуале бывает задействован почти весь арсенал магической атрибутики: зеркало, свечи.

«На зеркале красной помадой нарисовать дверь с ручкой и лестницу из тринадцати ступенек, ведущую вниз в полночь погасить свет в темноте спичками зажечь свечу. Глядя прямо перед собой в зеркало, медленно трижды произнести три слова: «Пиковая Дама, приди» Вглядеться в нарисованную красную дверь, из нее должна выйти Пиковая Дама и пойти по лестнице. Главное стереть вовремя лестницу, чтобы Пиковая Дама до вас не дошла, а то вы умрете на следующий день».

(Поколо Анастасия, 14 лет, 9 класс Сытобудской ООШ)

Среди современных образов «вызываний» наиболее популярным является «Сиреноголовый» - новый вымышленный монстр, получивший популярность в интернете.

«Для этого нужно войти в заброшенное село или город, там, где никто не проживает. Далее нужно найти не асфальтированную дорогу с электрическими столбами. Отключены они или еще действующие – неважно. Затем нужно встать на данной дороге и сказать не менее трех раз: «Сиреноголовый, приди». Когда монстр появится, заткните уши, чтобы его не слышать, иначе он попробует вас заманить к себе и убить».

(Лобова Александра, 12 лет, 6 класс Сытобудской ООШ)

























2.3. Роль детского фольклора в современном литературном творчестве

«Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни, – говорил Горький, - и во многом эти знания даёт народный фольклор».

Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются духовная жизнь народа, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Организации и проведению годовых праздников следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом.

К сожалению, потеряли свою актуальность такие жанры детского фольклора, как заклички, загадки, песенки, скороговорки.

Необходимо развивать интерес к фольклору, к созданию новых произведений различных жанров. Тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя мы сделали вывод, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Народный фольклор представляет собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

















III. Заключение

В заключении нашей исследовательской работы хочется сказать, что цели и задачи, поставленные в начале работы выполнены в полной мере.

Мы пришли к выводу, что произведения детского фольклора представлены в настоящее время не в полном жанровом разнообразии, но некоторые из жанров имеют огромную актуальность и сейчас, это – считалки, страшилки и вызывания.

Мы считаем, что современный детский фольклор имеет огромную значимость, так как дети при помощи разных видов творчества общаются, обмениваются опытом, читают, пишут, играют. Развиваются такие качества как общительность, внимательность, творческие способности. Ребята объединяются в группы по интересам, появляются общие дела, игры, обычаи, тайны. Дети фантазируют, придумывают что- то новое и необычное для их возраста. Это не просто очень интересно и увлекательно, но и позволяет наиболее полно раскрыть духовный потенциал, который есть в каждом ребенке.















IV. Список литературы

1. Виноградов Г.С. Детские тайные языки/ Виноградов Г.С./ Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф. - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. – 714с.

2.Капица Ф.С. Русский детский фольклор: уч. пособие для студентов вузов/ Ф,С, Капица, Т.М Колядович. – М:Флинта: Наука, 2002. -320 с.

3. Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998-744 с.

4.Топорков А.Л.Заумь в детской поэзии/ А.Л.Топорков// Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. - с.36




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!