СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Путешествие к истокам"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Путешествие к истокам"»

Содержание


1.Введение………………………………………………………………………...3-4

2.Основная часть…………………………………………………………………5-9

3.Заключение………………………………………………………………………10

4.Список использованной литературы………………………………………......12

5.Приложение………………………………………………………………….13-21

































Введение


Бурятию – справедливо называют жемчужиной России. Величественные Саяны, Байкал, Баргузинские хребты, Хамар-Дабан, Иволгинский дацан - центр Буддийской традиционной Сангхи России. Край удивительных легенд и преданий.

Моя малая родина – Иволгинская долина - с удивительной природой от бескрайних степных полей до неповторимой красоты тайги, озер, рек, вода которой целебна. У нас нет могучих скал, но есть красивые горы, у нас нет высоких водопадов и широких рек, но есть быстрая речушка с ледяной, хрустально чистой водой – Халюта. У нас потрясающие красивые места, удивительные краски на небе. Поэтому здесь сильная энергетика, мы ближе к звездам и можем черпать силы из всей благодати. Эта земля, по которой проходили торговые караваны, мчались полчища воинственных гуннов, пересекались судьбы бурят, монголов, эвенков и других кочевых народов. Память о них осталась лишь, увы, в географических названиях, надгробных курганах. Иволгинская земля хранит в своих недрах гор несметные богатства, в числе них: знаменитые Халютинские месторождения стронция, не имеющего аналогов в мире, а также Гильбиринские серебряные жилы, пласты угольных отложений и т.д.

Достопримечательностями моей малой родины- Иволгинской долины являются знаменитые археологические памятники – это Оленный камень с горы Тапхар, Ошурковская стоянка древнего человека, петроглифы с.Кибалино, хуннское городище. В числе геологических памятников природы – Уточкина падь вблизи с.Сотниково, Тологойский разрез в окрестностях с.Нурселение. Геологические, природные памятники - это не только красота природы нашего края, но и уникальные объекты для изучения и защиты. Их надо тщательно защищать, беречь, донести до людей, всю их ценность и своеобразие. Эти замечательные творения природы являются гордостью не только иволгинцев, Бурятии, но и России, имеют мировое значение.

Но главное богатство, я считаю – это люди, народ, живущий в Иволгинской долине, рабочие, строители, учителя, врачи, трудовая интеллигенция, которые своим самоотверженным трудом превратили край бывших ссылок и захолустья в процветающий и густонаселенный район.

Кто были первыми переселенцами нашего края, откуда произошли названия сел, деревень, озер? Действительно ли топонимика края – это человеческая история, записанная в географической номенклатуре? Проводя исследования, беседы с местными старожилами мы попытаемся ответить на заданные вопросы.

Мы живем в очень красивом, живописном месте. Но мы мало знаем об истории сел, окрестностей, озер, источников, о возникновении его названия и названия улиц, урочищ. Чтобы больше узнать об истории сел, я решила исследовать их названия, географические объекты - топонимы.

Объект исследования: географические и исторические названия наших сел, гор, источников;

Предмет исследования: происхождение название сел района;

Гипотеза исследования: топонимы нашего района имеют свою историю;

Актуальность заключается в том, что уходят из жизни старожилы села, и в скором времени ни старые географические названия сел, ни их происхождение узнать будет не у кого.

Цели исследования: Формирование компетентности в сфере поисковой, исследовательской работы, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Освоить понятие «топонимика края»

  • Научиться пользоваться архивным материалом, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников (справочников, исторических документов и книг)

  • Научиться технологии интервьюирования

  • научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Что было сделано?

  • При проведении исследования был обдуман план сбора информации у старожилов и очевидцев, обработки собранных материалов

  • Обсуждался вопрос о поиске источников информации по теме исследования в школьном и краеведческом музее, в библиотеке, Интернете. При обсуждении информационных материалов особо решено было обрабатывать достоверные источники















Основная часть


Села, озера, поля, улицы имеют свои наименования. Там, где бессильны воспоминания, приходят и исторические источники, и переводы.

Многие места получили названия от прежних владельцев, как например, «Бабкино», «Колобки», «Уточкина падь», «Ильмовая падь», «Озеро Торма», «Кокорино», Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ», но большинство названий не сразу поддается расшифровке. Здесь бессильны старожилы и их воспоминания. На помощь к нам приходят исторические источники и переводы нерусских названий на русский язык.

Знание топонимики своей местности углубляет и расширяет наш кругозор.

В своей работе я привожу сведения о смысловом значении некоторых, главным образом, нерусских географических наименований. Переводы таких слов на русский язык даются в нескольких вариантах. Какой из них наиболее верен, пока выяснить трудно. Над выяснением каждого названия надо работать дополнительно. Приведенные примеры, безусловно нуждаются в уточнениях, поправках, но несмотря на это проделанная работа помогает мне, вдохновляет на поиск, исследование и творчество.

Мною были проведены учет названий мест нашего района, записаны наименования

не только населенных пунктов – сел, деревень, заимок, но и целебных источников, памятников природы которым богат наш Иволгинский район. Очень ценны сведения о корнях названий. Он хранят нередко указания даже единственные в своем роде данные, например, о границах, проходивших по какой-либо местности, о проживавших там племенах. Названия рек, озер, сел. Точнее всего говорят о том, какая народность их дала, и кто был первым поселенцем.

Иволгинская долина как маленькая бусинка в серебристом ожерелье Селенгинской Даурии несет в себе прелесть и красоту южной Бурятии.


Иволгинский дацан – центр буддизма России


Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ» (в переводе с бурятского означает «Обитель колеса Учения, приносящего счастье и полного радости») – центр Буддийской Традиционной Сангхи России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. Был открыт в 1945 году. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя-Иволга где я родилась и живу в 36 км западнее центра Улан-Удэ.

Храмовый комплекс Иволгинского дацана является одной из главных достопримечательностей Бурятии. Он представлен несколькими дуганами: главный храм «Цогчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маани дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажиин дугаан» и другие.

Главная достопримечательность Иволгинского дацана я считаю Дворец XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова, где покоится его Драгоценное Нетленное Тело.

Здесь же находится резиденция Пандито Хамбо Ламы – главы буддистов России.

В мире немало тайн и неразгаданных явлений. Одним из самых уникальных, безусловно является возвращение в мир XII Хамбо Даши Доржо Итигэлова.

В 1853 году Бурятская земля подарила миру мальчика, который стал великим буддийским святым. В 1927 году он ушел из мира, оставив завещание о своем возвращении и указав ученикам поместить его тело под землю в кедровом кубе. В 2002 году по решению руководства Буддийской Традиционной Сангхи России тело Хамбо Ламы Итигэлова было поднято и оно оказалось в неизменном состоянии более чем 75 лет. Это уникальное достижение Итигэлова остается чудом как для научного, так для религиозного мира.

Все эти годы ламы Иволгинского дацана сохраняют Драгоценное тело в достойном состоянии, а множество паломников приходят и приезжают в Иволгинский дацан ради встречи с Хамбо Ламой. С 2012 года Хамбо Лама Итигэлов начал передавать ежедневное послание, эти послания представляют собой традиционное, а в то же время живое и современное учение буддизма, которые касаются всего многообразия духовной жизни всего человечества.

Уникальный феномен Хамбо Ламы Итигэлова – явление величайшего уровня и масштаба. Полностью раскрыть его характер и природу человека еще нам предстоит.

Буддисты убеждены: люди неспроста рождаются и живут в той или иной местности. Бурятские степи были предопределены Итигэлову кармически. Родину покинуть решился лишь однажды и ненадолго, отправившись в Петербург на празднование трехсотлетия Романовых. И он решает с ней, родиной, остаться отныне и навсегда. Если и навсегда, то надолго.

Если силы Итигэлову дали северный буддизм и бурятская земля, и народ, то «пользоваться» его деянием, интересоваться им не возбраняется никому на Земле, и размышлять о нем могут люди какой угодно системы взглядов – этот интерес стирает все границы.

Село « Иволгинск»


Откуда произошло название Иволга? Местная топонимика не дает ответа на этот вопрос. Возможно, что оно, как другие названия здешних мест, имеет эвенкийское происхождение. «Эбилгээ»в переводе с эвенкийского - вызывающий прилив молока. Мы предполагаем, что вокруг земля была благодатная, с высоким травостоем, что вызывала у скота большой прилив молока. Вторая версия со слов старожила Арьяева С.Д., что название Иволга произошло от бурятского слова «Ябалга» - хождение. 17-18 веках здесь было оживленно, рядом проходил тракт, по которому проходил всякий люд: от ссыльных – до ямщиков и купцов.

По всей видимости, иволгинские буряты, как и их прибайкальские сородичи, очень рано до переезда сюда, приобрели навыки хлебопашества, о чем свидетельствует то, что они никогда не знали войлочных юрт и других атрибутов кочевников, что на новом месте сразу повели оседлый образ жизни. Их, этих поселений, раньше было много больше, чем сейчас. Но центральным среди них было поселение по названию Мангазей, располагавшееся между нынешней улицей Кирова и зернотоком ОПХ. От него на запад, одно за другим, располагались поселения Хатан Добо (бугор царевны), Намагай Заха (край болота), Хушуун шэбэр (острие кустарника), Очир Булаг (ключ Очира) и Верхняя Иволга, а на восток— Боро губээ (суходол), Шабарта (грязнуха), Шэнэ Сэлен (Новое селение) и Нижняя Иволга.

До революции с. Мангазей состояло примерно из 30 дворов. Считается, что оно возникло, если не в 1902-1903годах, когда состоялось заселение Иволги, то несколькими годами позже. По своему происхождению пришлые буряты относились к родам племенного объединения ихиритов и булагатов, при этом основу составляли булагаты.

Иволгинск - районный административный центр Иволгинского района, Республики Бурятия

Площадь-5392,55га .Численность населения -11439 человек.


Село Каленово


Каленово - старинное село со своей необычной историей. По словам старожилов и жителей села, оно несколько раз переименовывалось то в Шишкино, то в Каленово. Первым поселенцем оказался вольноотпущенный Екатериной II казак Шишкин от него и возникло село Шишкино. Существует и другая версия, что первый поселенец из числа ссыльных - участник бунта в Астраханской губернии. А жители села уверяют, что Шишкино могло быть от слова «шишкарь», т.е.богач по старорусскому. В старину село Каленово славилось своими мельницами, которые были воздвигнуты на руслах бурных рек и речушек.

Яркое событие для жителей села было в 1897 году открытие церковно-приходской школы. На средства купца-мецената1-й гильдии Петра Аввакумовича Фролова. В семи километрах к северу-западу от села в лесу Фролов построил и обустроил заимку, которая и поныне носит название Фролова ограда.


Село Колобки


Деревня с необычным названием Колобки образована в 1685 году. У ее истоков стоял купец Колобков, который основал ее на левом берегу реки Селенги. Удобное географическое положение позволило крестьянам заниматься земледелием и рыболовством. На Селенге водилось разной рыбы.

В Колобках несмотря на трудности работает клуб, образовательная школа, библиотека. Население растет, большую часть составляют русские, также буряты, украинцы, татары.


Хубисхал


Маленькое село Хубисхал занимает не более 50 дворов, проживают там около трехсот человек. Раньше село называлось Шабарта, что в переводе означает»грязь, глина»,но 1930 году на сходе было решено дать ему новое название ,отражавшее дух времени - Хубисхал—на бурятском означающее «революция»

В округе Хубисхала находится святой источник «Арюун-Булаг».



«Арюун-Булаг»


Проезжая по Кяхтинской трассе, невольно обращаешь внимание на небольшой комплекс из юрты и колодца, который находится у подножия Баян-Улаан в окрестностях Нижней Иволги. Видно, что и колодец, и юрта тонкой и искусной работы, построены с особым вдохновением. Сруб над колодцем украшен в буддийской традиции.

Этот колодец - выход источника, найденного в прошлом году и любовно названного Арюун-Булаг. История у него не совсем обычная и связана с первым после войны Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, основателем Иволгинского дацана. Баян-Улаан - единственное обоо, молебны на котором совершают Хамбо-ламы, в том числе и нынешний Дамба Аюшеев. Поэтому его еще называют Хамбын обоо. Есть поверье, что хозяин этой горы очень могущественный, и его покровительство простирается на всю территорию Бурятии, вплоть до Монголии. "Возле каждого священного места обязательно должен быть источник с чудодейственной силой, - был убежден Хамбо Дамба Аюшеев. - Такой источник должен быть и возле Баян-Улаана. Ищите!"

- Четыре долгих года искали место выхода источника и, наконец, летом 2008 года нашли. На пожертвования односельчан соорудили сруб колодца, - рассказал глава сельской администрации А.С. Мархаев. - Юрту поставили этим летом для лам, они проводят обряды, связанные с поклонением Лусад - хозяевам воды. Каждый, кто посетит этот комплекс, может ознакомиться с биографией Хамбо-ламы Лубсан-Нимы Дармаева. В планах - строительство субургана в его честь и создание культурного центра под эгидой дацана.


«Ошор Булаг»


«Ошор Булаг» - бьющийся из-под земли ключ, расположен юго-западнее села Верхняя Иволга, в 5 км по Калёновскому тракту, недалеко от села Калёново. Старожилы могут поведать такое сказание о святом источнике. Когда-то здесь проходил караван. Среди них был лама. Повстречав на своем пути источник, они решили сделать привал, отдохнув, напившись этой бодрящей, студеной воды, лама закопал глубоко в водоем ошор и продолжил свое путешествие. Ошор - это камень вафера (атрибут совершения молебна), по буддийским поверьям он символизирует силу. Здоровье, благополучие. С тех пор источник стал целебным, а вода исцеляет желудочно-кишечный тракт и ангину. В этот водоем стекают семь ручейков, каждый из которых имеет свои целебные качества
К северу в 700 метров позади села Верхняя Иволга Республики Бурятия есть еще один источник "Булаг", впадающий в реку Халюта. Ламы Иволгинского дацана считают его святым. Эмче ламы или лекари используют эту воду для лечения. Прием внутрь минеральных подземных вод оказывает благотворительное воздействие на человеческий организм при заболеваниях сердечнососудистой системы, суставов, глаз, органов дыхания. Знахари, ламы воду источника "Булаг" используют как могучий инструмент в своих ритуалах, обрядах. Они утверждают, что вода может предсказывать будущее и хранить память о прошлом. Она способна лечить и наводить заклятья. На источнике построена беседка со скамейками. Живительная вода источника уникальный подарок природы. И чтобы сохранить уникальный источник следует вести постоянную пропаганду среди жителей о бережном отношении к природным богатствам Сибири и о необходимости их разумного использования для отдыха и укрепления здоровья людей.
Состояние булага на сегодняшний день: построено ограждение, устроены культовые сооружения, скамейки, беседки. Единственное, что омрачает - у источника уничтожен лес. Мелиоративная работа в районе Мухинских болот существенно изменила ландшафт, вода реки Иволга не соответствовала на тот момент требованиям ГОСТа по бактериологическим показателям.


Село Оронгой


Название села Оронгой произошло от винторогой антилопы, которая ныне обитает только в Тибете. Именно она украшает эмблему села.

Долина богата памятниками истории, они свидетельствуют о том, что в этих краях жили племена древних людей, оставившие наскальные рисунки и писаницы, мчались воинственные кочевники гуннов и монголов. Память о которых остались в могильниках и в уйнгурской надписи на вершине Хамар-Дабана у истока реки Оронгой.

Предание гласит, что в 1212 году 50-летний Чингисхан воздвиг обоо в честь своей матери Буртэ-Чино.

На территории поселения построен субурган на месте рождения Пандидо-Хамбы ламы ХII Даши Доржо Итигелова. Там же и расположены дом-музей и лечебный источник. За год его посещают в среднем около 70 тысяч человек.


Баян-Тугад (гора Острая)


Находится в 1,5 км на юго-восток от с. Иволгинск

Сопка представляет собой возвышение, формой напоминающее голову. Северо-западный склон пологий и ровный, юго-восточный – скалистый и обрывистый. На юго-восточной стороне в складках горы растут кустарники и береза. Это типичный дайк – интрузия изверженных пород.

На вершине сопки в 1991 году по решению сельского схода и на народные средства было установлено Обоо.

В мае 2007 года северо-западный склон сопки украсила надпись из мраморной крошки «Ом Мани Бад Мэ Хум». Решение выложить текст мантры было принято местными жителями.

Иволгинская сопка относится к значимым памятникам природы. Сопка обладает особым колоритным силуэтом. Этот уникальный природный феномен стал естественными декорациями для съемок популярных фильмов «Золотой дом» и «Песня табунщика». По некоторым данным, раньше у ее подножия была пещера, где жили древние люди.


Халюта – холодный источник


В Бурятии немало различных «святых мест», памятников природы и прочих подобных достопримечательностей. Одним из них является Халютинский источник, он же Халютинский аршан, расположенный в Иволгинском районе. Это лечебный минеральный ключ, по уверениям, исцеляющий множество недугов, будь то болезни кожи, ревматизм, заболевания внутренних органов. По легенде, когда-то давно жила семья, где была тяжело больная дочь Халюта, которую ничто не могло вылечить. Однажды отец во время охоты наткнулся на родник, и принёс ей воды, от которой ей стало лучше, а после того как родные решили искупать её в источнике, она стала выздоравливать. С той поры и пошла слава о чудесных свойствах этого ключа. Кроме того, Халютинский источник ныне отнесен к числу водных природных памятников Республики.

































Заключение

Данная исследовательская работа – это справочное пособие об освоении Иволгинского района, богатого края нашей Бурятии. Нам трудно было дать исчерпывающую информацию по каждому населённому пункту района, мы взяли наиболее исторически характерные и те, что удалось нам обнаружить в старых источниках хранимых нашим музеем района , поселениях». Мы собирали, суммировали и систематизировали воспоминания наших старожилов:

  • Жигжитовой З.Д.

  • Арьяева С.Д.

  • Мижитовой В.Д


Часть сведений нашли в районном архиве, кое–что обнаружили в районном краеведческом музее.

В результате исследования, я выяснила

, как исторически менялись названия наших сел, деревень, топонимы (оронимы, гидронимы) существуют в селе его окрестностях, какие легенды связывают с топонимами местные жители, откуда произожли те или иные микротопонимы.

В ходе исследований я пришела к такому выводу: топонимы Иволгинского района создают географический образ моей малой Родины, создававшийся веками на территории современной Бурятии.

Топонимы – истоки наших сел – это часть его истории и культуры, в местной топонимии есть названия, которые отражают не только характер отдельных мест, но и хозяйственную деятельностью конкретного человека. За время существования сел сменилось не одно поколение людей. Поэтому большинство местных названий забылись, многие потерпели изменения, искажены.

Я с уверенностью могу сказать, что материалы данной работы могут быть использованы туристами, краеведами, учениками старших классов при изучении истории родного края, младшими школьниками в разделе «Окружающий мир», их можно применять на уроках географии литературы, а также во внеклассной работе.

«Нам, иволгинцам, есть что беречь, чем гордиться, над чем работать, что укреплять развивать»

Всех людей открытыми сердцами

Чьи дела и помыслы чисты,

Всей душой, с поклоном

Приглашаю в щедрую долину Иволги!




















Cписок используемой литературы


1.Выдающиеся бурятские деятели, г.Улан-Удэ, «Бэлиг», 1994г.;

2. Д.Д. Доржогутапов «Живая старина», стр.3-47, г.Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009 г.

3.«Жизнь Иволги», 2002, 2004, 2016 гг.

4.Интервью у старожилов.

5.История Бурятии, том I-IV, г. Улан-Удэ, «БНЦ СО РАН», 2011 г.

6.История Сибири, том I, стр. 112-170, г. Ленинград, «Наука», 1968 г.

7.Об известных людях рода hэнгэлдэр, народа Номол. Автор Б-Н Цыбиков, 2006.

8.Сказания о родной земле, А.А. Кокорина, г. Улан-Удэ, 2008 г.

9.Районый архив Иволгинского района.

10.Щедрая долина Иволги, г. Улан-Удэ; Нова Принт, 2009г. Приложение


Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ»








Дворец XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова





Встреча в Иволгинском дацане В.В.Путина





XII Хамбо Даши Доржо Итигэлов


село Иволгинск



село Каленово



село Колобки



село Хубисхал



Источник «Арюун-Булаг»


Источник «Ошор Булаг»










село Оронгой












Баян-Тугад (гора Острая)






Источник «Халюта»



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!