ТЕМА: Местоимение.
Цель: наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
формирование элементарных лингвистических компетенций;
развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;
воспитание навыка самостоятельности;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Оборудование:
Сегодня у нас необычный урок, который мы проведем вместе, как одна большая дружная семья. Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество.
I. Организационный момент.
- Начать урок я хочу с одной песни. КЛИП Слайд 1.
-Какие главные слова в этой песне (ты да я да мы с тобой)
-Что это такое? (местоимения)
-И тема нашего урока?
-Цель нашего урока? (познакомиться с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи, узнать морфологические признаки местоимения, научиться употреблять местоимения в речи)
– А теперь, с хорошим настроением, приступаем к работе.
– Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу по карте успеха.
Вид деятельности | Баллы 1-5 |
1. Составление и чистописание предложения | |
2. Разбор предложения. | |
3. Работа с таблицей №1 (вывод) | |
4. Работа с таблицей№2 (личные мест-я) | |
5. «Четвертое - лишнее». (работа в парах) | |
6. Устные ответы на вопросы | |
Итог: средняя оценка | |
II. Стадия вызова. Слайд 3.
– Мы с таким теплом отнеслись друг к другу, что и в классе появилось солнце. Но оно не простое, в нем зашифровано слово, отгадайте его.
Сайд 5. (Друзья) Объясните свой ответ. Как вы понимаете слово “друзья”?
Друзья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печаль.
Слайд 4.
–Прочитайте слова: Все мои друзья учатся в нашем классе .
– Предложите задания, связанные с этими словами.
–Составьте предложение из этих слов.
Слайд 5.
–Запишите предложение и выполните синтаксический разбор предложения.
–Определите части речи в предложении.
–Назовите мне слова, которые связаны с нашей темой.
– Надо ли нам изучать местоимение?
– Для чего будем изучать местоимение? ( Эта часть речи тесно связана с изученным ранее)
– Знаете ли вы, что местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Выдвигайте гипотезы. Это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ. III. Стадия осмысления содержания. – Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой. Исследовательская карточка | 1.Местоимение – это | 2.Употребляется вместо | 3. Местоимения отвечают на вопросы | 4. Не называют предмет, а | 5. Личные местоимения | 1.– Еще раз прочитайте предложение.
|
– Закончите фразу: наше предложение состоит …
каждое слово – это часть…
– Какой напрашивается вывод? ( т.к. местоимение – слово, значит оно является частью речи)
Исследовательская карточка |
1.Местоимение – это часть речи |
2.Употребляется вместо |
3. Местоимения отвечают на вопросы |
4. Не называют предмет, а |
5. Личные местоимения |
–Запишем вывод в исследовательскую карточку.
2.–Подумайте, как образовалось слово «местоимение».
(В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание)
–А к какой части речи относятся имена предметов (к существительному), значит, какой мы можем сделать вывод? ЗАПИСЬ
3. – Можем ли мы, опираясь на второй вывод, ответить на третий вопрос? На какие вопросы отвечают местоимения? Докажите.
Исследовательская карточка |
1.Местоимение – это часть речи |
2.Употребляется вместо имени существительного |
3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? |
4. Не называют предмет, а |
5. Личные местоимения |
– Я хочу вам открыть секрет: местоимения употребляются не только вместо имен существительных, и вместо прилагательных, и вместо числительных. Но эти вопросы вы будете изучать в старших классах.
– Послушайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили?
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
– Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
(Д. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него)
– Запишем вывод в исследовательскую карточку.
Исследовательская карточка |
1.Местоимение – это часть речи |
2.Употребляется вместо существительного |
3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? |
4. Не называет предмет, а указывает на него |
5. Личные местоимения |
– Сейчас Вы послушайте внимательно диалог двух друзей и ответите на мои вопросы, с помощью карточек , которые лежат у вас на партах
(Уч-ся разыгрывают сценку)
- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна мама. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А папа? Он дома?
– Мадина, начиная разговор, как называет себя? (Я)
Местоимение Я указывает на того, кто говорит о себе.
– Мадина, а как бы ты назвала себя и Аделину одним словом? (Мы).
Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".
– Как Мадина обращается ко второму участнику диалога? (Ты).
На Аделину указывает местоимение ты. Это второе лицо.
– Мадина, а как бы ты обратилась к Аделине, маме, папе, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").
– А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
– Мадина и Аделина говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: мама - она, папа - он ("3-е лицо").
– Ребята, а как бы вы назвали Мадину и Аделину одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")
– А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").
– Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Учитель читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Слайд 9
- Как назвала я эти местоимения?
– Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Д. Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
–С какими личными местоимениями познакомились? Запишем в исследовательскую карточку.
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
-Что же такое местоимение, попробуйте сформулировать правило по исследовательской карточке
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.
– В 4 классе мы будем изучать только личные местоимения.
По какому морфологическому признаку мы можем разделить эти местоимения на две группы? (по числу)
- Разделите…
-А сейчас распределите местоимения по лицам в таблицу
Лицо | Число |
единственное | множественное |
1-е | я | мы |
2-е | ты | вы |
3-е | он, она, оно | они |
–Назовите местоимения 1-го лица (слайд10), 2-го лица , 3-го лица
–По таблице определите, какие еще грамматические признаки характерны для местоимения?
(Местоимения он мужского, она женского, оно среднего рода).
– Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
– Как нам убедиться, что наши выводы правильны? Сравните ваши выводы с правилом в учебнике на стр.71,72
Делаем вывод: личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.
6. «Четвертое - лишнее». (Работа в парах)
- Сформулируйте задание. (Найти лишнее слово в каждой строчке и объяснить, почему)
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я , Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он. Она, они. Оно (мн.ч.)
Мы, я вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
Делаем вывод: личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.
V. Стадия рефлексии.
–-Если бы вам была предоставлена возможность быть в роли учителя на этом уроке, как бы вы подвели итог урока?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
(Д. познакомиться с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи, узнать морфологические признаки местоимения, научиться употреблять местоимения в речи)
–Достигли мы цели урока?
– В чем загадка местоимения как части речи?
–Обозначьте круг вопросов по теме «Местоимение», которые нам необходимо изучить на следующих уроках?
(Склонение, правописание с предлогами, роль в предложении)
– Выставите себе средний балл в оценочных листах.
– Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?
Слайд 39
– Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы были активны, внимательны, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы оценивали свою работу, а проверив тетради, я оценю вашу работу. Самое главное, вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
– Ребята, что хочется сделать, когда совершил что-то важное?
– Подарите улыбки друг другу, мне и нашим гостям. Спасибо за урок.
8