СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспект урока нужно добавить актуализацию знаний и закрепление . И урок полностью готов

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка»

ТЕМА: Местоимение.

Цель: наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

формирование элементарных лингвистических компетенций;

развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

воспитание навыка самостоятельности;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класс

  • карточки для исследовательской  работы

  • карты самооценки

  • презентация































Сегодня у нас необычный урок, который мы проведем вместе, как одна большая дружная семья. Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество.

I. Организационный момент.

- Начать урок я хочу с одной песни. КЛИП Слайд 1.

-Какие главные слова в этой песне (ты да я да мы с тобой)

-Что это такое? (местоимения)

-И тема нашего урока?

-Цель нашего урока? (познакомиться с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи, узнать морфологические признаки местоимения, научиться употреблять местоимения в речи)


– А теперь, с хорошим настроением, приступаем к работе.

– Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу по карте успеха.

Вид деятельности

Баллы 1-5

1. Составление и чистописание предложения

 

2.   Разбор предложения.

 

3.   Работа с таблицей №1 (вывод)

 

4.    Работа с таблицей№2 (личные мест-я)

 

5. «Четвертое - лишнее». (работа в парах)


6.    Устные ответы на вопросы

 

Итог: средняя оценка

 

 II. Стадия вызова. Слайд 3.

– Мы с таким теплом отнеслись друг к другу, что и в классе появилось солнце. Но оно не простое, в нем зашифровано слово, отгадайте его.

Сайд 5. (Друзья) Объясните свой ответ. Как вы понимаете слово “друзья”?

Друзья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

Слайд 4.

–Прочитайте слова: Все мои друзья учатся в нашем классе .

– Предложите задания, связанные с этими словами.

–Составьте предложение из этих слов.

Слайд 5.

–Запишите предложение и выполните синтаксический разбор предложения.

–Определите части речи в предложении.

–Назовите мне слова, которые связаны с нашей темой.

– Надо ли нам изучать местоимение?

– Для чего будем изучать местоимение? ( Эта часть речи тесно связана с изученным ранее)


– Знаете ли вы, что местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Выдвигайте гипотезы.

Это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

III. Стадия осмысления содержания.

– Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

1. Еще раз прочитайте предложение.

 




 





– Закончите фразу: наше предложение состоит …

каждое слово – это часть…

– Какой напрашивается вывод? ( т.к. местоимение – слово, значит оно является частью речи)

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения


Запишем вывод в исследовательскую карточку.






2.–Подумайте, как образовалось слово «местоимение».

(В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание)
 –А к какой части речи относятся имена предметов (к существительному), значит,  какой мы можем сделать вывод? ЗАПИСЬ


3. – Можем ли мы, опираясь на второй вывод, ответить на третий вопрос? На какие вопросы отвечают местоимения? Докажите.

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо имени существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

– Я хочу вам открыть секрет: местоимения употребляются не только вместо имен существительных, и вместо прилагательных, и вместо числительных. Но эти вопросы вы будете изучать в старших классах.

  1. – Послушайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили?

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

– Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

(Д. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него)

– Запишем вывод в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?

4. Не называет предмет, а указывает на него

5. Личные местоимения 







  1. – Сейчас Вы послушайте внимательно диалог двух друзей и ответите на мои вопросы, с помощью карточек , которые лежат у вас на партах

(Уч-ся разыгрывают сценку)

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна мама. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А папа? Он дома?

– Мадина, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Местоимение Я указывает на того, кто говорит о себе.

– Мадина, а как бы ты назвала себя и Аделину одним словом? (Мы).

Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

– Как Мадина обращается ко второму участнику диалога? (Ты).

На Аделину указывает местоимение ты. Это второе лицо.

– Мадина, а как бы ты обратилась к Аделине, маме, папе, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").

– А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

– Мадина и Аделина говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: мама - она, папа - он ("3-е лицо").

– Ребята, а как бы вы назвали Мадину и Аделину одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

– А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

– Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Слайд 9


- Как назвала я эти местоимения?

– Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Д. Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).


–С какими личными местоимениями познакомились? Запишем в исследовательскую карточку.

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

  • 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

  • 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

-Что же такое местоимение, попробуйте сформулировать правило по исследовательской карточке

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

– В 4 классе мы будем изучать только личные местоимения.

По какому морфологическому признаку мы можем разделить эти местоимения на две группы? (по числу)

- Разделите…

-А сейчас распределите местоимения по лицам в таблицу

Лицо

Число

единственное

множественное

1-е

я

мы

2-е

ты

вы

3-е

он, она, оно

они


–Назовите местоимения 1-го лица (слайд10), 2-го лица , 3-го лица

–По таблице определите, какие еще грамматические признаки характерны для местоимения?
(Местоимения он мужского, она женского, оно среднего рода).

– Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

– Как нам убедиться, что наши выводы правильны? Сравните ваши выводы с правилом в учебнике на стр.71,72

Делаем вывод: личные местоимения отвечают на  те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

6. «Четвертое - лишнее». (Работа в парах)

- Сформулируйте задание. (Найти лишнее слово в каждой строчке и объяснить, почему)


Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я , Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он. Она, они. Оно (мн.ч.)

Мы, я вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

Делаем вывод: личные местоимения отвечают на  те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

  V. Стадия рефлексии.

–-Если бы вам была предоставлена возможность быть в роли учителя на этом уроке, как бы вы подвели итог урока?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

(Д. познакомиться с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи, узнать морфологические признаки местоимения, научиться употреблять местоимения в речи)

–Достигли мы цели урока?

– В чем загадка местоимения как части речи?

–Обозначьте круг вопросов по теме «Местоимение», которые нам необходимо изучить на следующих уроках?

(Склонение, правописание с предлогами, роль в предложении)

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

– Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?

Слайд 39

– Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы были активны, внимательны, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы оценивали свою работу, а проверив тетради, я оценю вашу работу. Самое главное, вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

– Ребята, что хочется сделать, когда совершил что-то важное?

– Подарите улыбки друг другу, мне и нашим гостям. Спасибо за урок.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!