СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Испытание на истинную человечность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает детям понять значимость самого близкого человека в жизни каждого человека -мамы. В каждом человеке живет солнце, но у одних оно сразу разгорается и светит, у других-долго разгорается. И не каждый может стать солнцем настоящим. Надо пройти испытание на человечность, как в рассказе К. Паустовского в рассказе "Телеграмма". Использование инновационной технологии развития критического мышления помогагет детям саттать любящими детьми и платить огромной детской любовью матери за ее высокую светлую всепрощающую любовь к своему ребенку.

Просмотр содержимого документа
«Испытание на истинную человечность»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя школа»

Пенжинского муниципального района Камчатского края












Урок «Сердце матери» в 8 классе

по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма»



Разработала урок:

Эльзессер Жульетта Константиновна,

учитель русского языка и литературы





















С. Каменское - 2016







Класс: 8

УМК: программа общеобразовательных учреждений «Литература . 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 8 класс. В двух частях.» под ред. Г.И.Беленького, 2013

Тема: Испытание истинной человечностью

Урок по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»

Тип урока: Урок – размышление-открытие, с использованием

стратегий развития критического мышления.

Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн»,

«Перекрестная дискуссия».

Формы работы: парная, групповая, коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу произведений на нравственно-этические темы через характеристику литературных героев;

2. Развивающие: развитие навыков работы со стратегиями критического мышления, стимулирующими речевую деятельность учащихся;

3. Воспитательные: воспитание умения слушать собеседника, воспитание доброты, чуткости, отзывчивости и милосердия в подрастающем поколении, бережного отношения к матери.

Оборудование: репродукции с изображением мадонны с ребенком, песня Д. Маликова «Мама», презентация, ноутбук, интерактивный проектор.


Ход урока: I. Организационный момент.

II. Мотивация деятельности.

1. Скажите, ребята, кто самый дорогой и близкий для вас человек? Правильно-мама. Прочитаем эпиграф на слайде 2

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.

Все мы в долгу перед нашими матерями.

Чингиз Айтматов.

Давайте выпишем ключевые слова с эпиграфа.

Любовь матери есть что?

Чувство

Какое?

Высокое и благородное

Обязывает кого?

Нас

К чему?

Жить по совести.

Любовь матери какая? Самозабвенная и бескорыстная.

Вывод: все мы в долгу перед нашими матерями.

1. Вступительное слово учителя

- Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

Дети – самое дорогое для матери. Счастье матери – в счастье ее детей. Нет ничего святее и бескорыстнее ее любви. Мать-первый учитель и друг, причем самый близкий. Она всегда поймет, утешит, поможет, а в трудную минуту, защитит, оградит от беды. Недаром многие художники изображали мать на своих полотнах как Мадонну с младенцем.

Посмотрите на доску и увидите репродукции с изображением матери с младенцем. Как она красива в материнской любви к своему дитя.

И сегодня на уроке мы будем размышлять над тем, чем для нас является мама, как к ней нужно относиться, как не обидеть ее, анализируя поступки героев рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма».

III. Беседа по рассказу «Телеграмма».

Мы прочитали рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Понравился вам рассказ? Приступим к анализу данного текста.

  • Почему рассказ так называется?

  • Идет ли речь об одной телеграмме?

(Телеграммы посылают в исключительных обстоятельствах, когда сообщение нужно передать немедленно. В рассказе речь идет о 2-х телеграммах, и обе отправил Тихон, который любит и жалеет Катерину Петровну, пытается ее поддержать в одиночестве, старости. Обе телеграммы не выполняют до конца своего назначения: Катерина Петровна догадывается, что вторая телеграмма послана Тихоном (Спасибо за ласковое слово). Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения. «Телеграмма»-предостережение, предупреждение: не забывайте о своих близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а может оказаться поздно. (слайд 3-4 с телеграммами от Тихона)

  • Какова композиция рассказа?

Автор переносит читателя из с. Заборья в Ленинград, от судьбы одинокой женщины к процветающей деловой дочери, которая забыла свою мать. Все это заставляет нас задуматься над своей жизнью, поступками, пробудить свою совесть. А всегда ли мы помним о своей матери?

  • Почему Настя не ездила домой к матери? Не писала писем ей?

Она посылала перевод раз в 2-3 месяца и писала все одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

- Найдите в тексте письмо Катерины Петровны, прочитаем его(стр.

- Что произошло с Катериной Петровной, и она решила написать письмо Насте? (Случай в саду, зачитать отрывок).

  • Что почувствовала Настя, получив письмо от матери? Найдите в тексте предложение о состоянии Насти.

(Глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором).

  • Как повела себя Настя после получения телеграммы? (Скомкала и сказала старому художнику: «Ничего неприятного. Это так. От одной знакомой».

Потом укор во взгляде Н. Гоголя: «Эх, ты!»

Села в сквере и горько заплакала, поняв, что ее любила только мать, что за последний год первый раз произнесла это детское милое слово – мама.)

  • Подумайте, какую роль в рассказе играют Манюшка, Тихон? (Все они занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна занимать ее дочь Настя).

  • Зачем автор вводит эпизод с молодой учительницей на кладбище?

Учительница вспомнила свою старую мать. У них у всех доброе, любящее сердце, открытое людям.

  • В чем трагизм Катерины Петровны? (Она одинока, умирает, так и не увидев свою ненаглядную дочь). Составляем кластер по теме Катерина Петровна, работа в парах.

  • В чем трагизм Насти?

/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/

1-ая группа дает положительную характеристику Насти

2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти

Настя положительные качества

Настя отрицательные качества


Настя помогает молодому неизвестному скульптору Тимофееву в открытии выставки, т. е. она способна делать добро.

Посылает деньги матери.


Матери, единственному близкому человеку не может подарить дочернюю любовь.

Раз пишет, значит жива.

Прячет телеграмму.

Прозрение наступает, она хочет увидеться с матерью и попросить прощения.







А теперь проведем перекрестную дискуссию

Дискуссия начинаем с правил ее ведения.

Правила дискуссии

1. Не следует перебивать говорящего.

Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими

2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность

3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным


Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:

- аргумент одной команды

- контраргумент другой.

Составление синквейна


Синквейн

Синквейн

  1. Настя

  2. Милая, заботливая.

  3. Переживает, устраивает, доказывает.

  4. Забота о человеке становится прекрасной реальностью.

  5. Забота


  1. Настя

  2. Честолюбивая, двуличная, эгоистичная

  3. Забывает, зазнается, любит комфорт.

  4. Забыла о матери ради карьеры

  5. 5. Плохая дочь



Потерянный ли человек Настя или есть шанс?

Очень просто сказал о любви поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Почему же Настя потеряла эту опору?

Почему сбегает тайно с деревни, чтоб ее никто не увидел?

то…


Какой самый важный вывод для себя мы должны сделать после прочтения рассказа К. Паустовского «Телеграмма»?

2.Сейчас каждый ребенок возьмет нарисованное сердечко и напишет письмо матери, самому близкому и любимому человеку. (Звучит песня Дмитрия Маликова «Мама»).

3. Чтение писем без объявления авторства.

V. Подведение итогов урока. Оценивание ответов на уроке. Всем ученикам вручаются стикеры в форме сердечка.

Ребята, вам всем дается маленькое сердечко, оно горит материнской любовью, пронесите свою любовь к маме так же высоко, как преданно и горячо любят вас ваши мамы. Помните о них и никогда не забывайте, берегите мам!

Чтение стихотворения учителем (Приложение)

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

«Детки, нам собраться хоть бы раз».

Заболела мать.

Из Одессы, Таллинна, Игарки

Дети собрались. Но только жалко:

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мелкую серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте: пока у вас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм!

В. Захарченко.



IV. Рефлексия.

1.Этот рассказ учит нас…

2.Я понял(а), что…

3.Основная мысль рассказа…

4. Теперь я знаю, что…



Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему по выбору:

  1. «Поступок, за который я себя осуждаю».

  2. Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?

  3. Творческая работа: сочинение-миниатюра или стихотворение маме.




































Настя положительные качества

Синквейн
















Настя отрицательные качества

Синквейн


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!