СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровьесбережения школьников сегодня особенно актуальна. Поэтому считаю  использование  элементов здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы очень уместным и важным.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»









Доклад





«Здоровьесберегающие технологии

на уроках русского языка и литературы»









































Школа переходит на новое содержание образования. А состояние здоровья школьников вызывает всё большую обеспокоенность. Современное состояние традиционного образования можно охарактеризовать следующими негативными тенденциями:

  • снижением активности учащихся в учебной деятельности;

  • замедлением их физического и психического развития;

  • ухудшением здоровья детей.

Ухудшение состояния здоровья учащихся по мере их обучения вызывает тревогу и озабоченность, поскольку отражается и на темпах и гармоничности физического развития детей, и на успешности обучения. Поэтому одной из главных задач учителя считают задачу создания условий для обеспечения здоровья и здорового образа жизни за счёт современных образовательных технологий, внедрения в учебно-воспитательный процесс всего, что является здоровьесберегающим.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова ряд авторов, рассматривая это понятие, предлагает понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся. «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении». (Н.К.Смирнов)

Исследования показывают, что если рассматривать использование здоровьеохранительных технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьясбережения. При этом становится очевидным, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагает необходимость формировать у него культуру здоровья, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, обеспечивать ученика необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки, что не тождественно учебному курсу «Основы анатомии, физиологии и медицинских знаний».

Поэтому, например, Смирнов Н.К. предлагает выделять понятие «здоровьформирующие образовательные технологии», понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Другой исследователь, В.Д.Сонькин, под здоровьесберегающими технологиями предлагает понимать следующее:

- условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Сегодня ведётся активный поиск модели, которая интегрировала бы в себе все формы здоровьесберегающего образования, одной из таких попыток выступает и разрабатываемая концепция «Школа здоровья».

Но, разумеется, одними здоровьесберегающими психотехнологиями вопрос о сохранности и укреплении здоровья не решить. Необходима и целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.

На этом завершим краткий теоретический экскурс и обратимся непосредственно к практике применения здоровьесберегающих техники и технологии на уроках русского языка и литературы.

С начальной школы детей учат правильно сидеть во время занятий. Об этом я тоже каждый раз напоминаю учащимся, объясняю, что хорошая осанка нужна им не только для красоты, но и для здоровья. Стройный человек обладает лучшей работоспособностью. У сутулого человека грудная клетка сдавлена, в худших условиях работают сердце и лёгкие, поэтому нарушаются правильное дыхание и кровообращение и как следствие уменьшается снабжение организма кислородом.

Причина многих болезней – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования школьники вынуждены проводить, сидя за рабочим столом.

Конечно, специфика преподаваемых мною предметов не позволяет много и активно двигаться на уроке, но и просидеть в одной, хоть и правильной позе, сорок минут тоже трудно. Хоть современная психология настоятельно рекомендует общаться учителю и ученику на равных, сидя, не требуя вставать с места при ответе, но с точки зрения сохранения и сбережения здоровья такой метод не совсем оправдан: в одном (сидячем) положении, как показывают исследования, школьники устают даже больше. Поэтому чаще всего при ответах я всё-таки прошу ребят подниматься. Если тема урока предполагает большую часть проводить сидя – списывать с доски, с учебника, записывать под диктовку, то тогда где-то в середине урока провожу небольшой фронтальный опрос с тем, чтобы каждый ученик один-два раза ответил, вставая из-за стола. Большую нагрузку на детей несут уроки работы над ошибками после контрольной или творческой работы. Весь урок детям приходится письменно объяснять неверные написания. Поэтому на таких уроках я разрешаю подходить к шкафу со справочными материалами, сильным ученикам подойти проконсультировать более слабых. Таким образом, появляется возможность подвигаться и немного снять усталость.

На перемене иногда прошу ребят полить цветы в классе. Цветы – это не только красиво и приятно, но и средство поддержания хорошей физической формы. Так как расставлены цветы на шкафах, на подоконнике, на подставках, то детям приходится тянуться, иногда подпрыгивать, вставать на цыпочки, нагибаться. Приятное занятие позволяет создать уют в классной комнате и увеличить физические нагрузки.

Поднятию творческой активности, развитию навыков коллективной слаженной работы, снятию психофизиологической нагрузки способствуют игровые моменты на уроке. Это могут быть такие задания:

- Когда руки бывают местоимениями? (когда они вы-мы-ты)

- Какой газ отрицает личное местоимение? (неон)

- Какую разговорную частицу заваривают и пьют? (чай)

- Какую частицу боятся, хоть она не ядовита? (неужто)

- На (что) мужик шляпу купил? (на голову)

- По (чему) ходят одни в ботинках, а другие в сапогах? ( по земле)

- Есть ли лицо у земли? (во фразеол. стереть с лица земли)

- Можно ли что-либо перелить из пустого сосуда? (можно: в выражении переливать из пустого в порожнее)

- Из каких предлога и союза можно создать литературное (стихотворное) произведение? (ода)

- Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (доза)

Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация. Поэтому учащиеся с дефектами зрения, находятся ,как правило, в более неблагоприятном положении по сравнению со здоровыми детьми: вследствие дефектов зрения мышление ребёнка опирается на неточные и неполные факты и данные, что приводит к формированию искажённых понятий и представлений.

В арсенале каждого учителя есть достаточно методов и технологий для тренировки зрения.

Я применяю следующие упражнения, способствующие укреплению глазной мышцы:

  • чередую работу с упражнениями в учебнике и на доске: пока ребята выполняют задание с учебника, на доске пишу небольшое упражнение - таким образом взгляд переключается с близкого на отдалённое; такой же эффект при работе над картиной, при условии, что имеется репродукция картины в увеличенном формате, которую прикрепляем на доску, и в учебнике, в ходе описания дети могут подходить к доске, рассматривать поближе;

  • часто при описании картины учащиеся используют глаголы в прошедшем времени. Я предлагаю им несколько раз закрыть и открыть глаза и спрашиваю, куда исчезла картина. Такое упражнение кроме грамматической задачи помогает снять глазное напряжение;

  • при изучении некоторых тем, например, «Прилагательное», «Глагол», «Стихи о родине и природе», литературные произведения на военную тему предлагаю школьникам рассмотреть цветные и чёрно-белые (с последующим сопоставительным анализом) или репродукции картин, или рисунки самих учащихся. При этом упражнении взгляд ребят попеременно переключается;

  • достаточно много заданий описать вид из окна – это также способствует укреплению зрения;

  • с пятого класса мои ученики ведут так называемую тетрадь с правилами, к которой они могут обращаться в затруднительной ситуации – и вновь это благоприятно сказывается на чередовании зрительных объектов: учебник- доска – тетрадь;

  • не ругаю учеников, если за окном что-то необычное: идёт ли густой снег, сильный ливень, ветер или же ярко светит солнце – несколько минут смотрим, делимся впечатлениями, часто записывает несколько словосочетаний или предложений.

Чтобы снизить учебную нагрузку на учащихся, домашнее задание , за редким исключением, задаю небольшое по объёму и обязательно устно объяснённое в классе, после контрольных и проверочных работ не задаю домашнее задание письменно, также письменные задания не даю на каникулы и уже несколько лет не задаю таких заданий в мае месяце.

Известно, что одним из условий здоровья ребёнка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе – учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребёнка в школе. Поэтому стараюсь создать наиболее благоприятную психологическую атмосферу в классе: обращаюсь к ученикам по имени, хвалю не только за правильные ответы, но и за своё мнениё, пусть даже оно не всегда верное; крайне редко повышаю голос. Таким образом, стараюсь, чтобы ученик чувствовал себя на уроке комфортно, чтобы ощущал свою значимость и умел гордиться даже небольшими победами. Тогда на уроке интересно всем, и усталость почти не чувствуется.

В заключение хотелось бы обратить внимание на такое обстоятельство. Обучение будущих учителей в учебных заведениях всё-таки больше ориентировано на педагогические проблемы. Важно, чтобы так же основательно проводилась подготовка по здоровьесбережению детей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!