СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический материал «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»»

3


Алферьева М.Б.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы и средства, позволяющих решить задачи педагогики оздоровления.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.

Интегрированный урок-игра по литературе «Путешествие по таинственному острову» проводится после изучения тем «Таинственный остров Ж. Верна», «Своеобразие сюжета и жанра произведения», «Таинственный остров. Робинзонада» в рамках раздела учебника «Мир приключений и путешествий».

Учебная игра является одной из самых эффективных современных образовательных здоровьесберегающих технологий, поскольку использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.

Выбранная форма − интегрированное занятие по литературе − позволяет на художественном учебном материале проверить в игровой форме обобщённые практические знания по математике, географии, геометрии. Материал урока способствует развитию потенциала учащихся, мотивации к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Урок-игра спроектирован с учётом

Здоровьесберегающих педагогических технологий:

Технология интегрированного обучения (интеграция литературы с географией, геометрией и математикой)

Смена видов деятельности на уроке

Технология сотрудничества

Технология коллективной мыследеятельности.

Здоровьесберегающих технологий:

Физминутка для глаз


На подготовительном этапе при составлении урока необходимо учитывать интеллектуальную возрастную утомляемость. Учёными-психологами выявлено, что максимальное восприятие новой информации детей среднего школьного возраста длится волнообразно каждые 15 минут, причём в середине этого периода есть наивысшие точки концентрации. То есть физкультминутку необходимо проводить на 15 минуте урока, перед самым сложным заданием, которое необходимо поставить на 23-ю минуту урока.


7,5 мин

Концентрация внимания:

Викторина по пройденному произведении.

23 мин

Концентрация внимания:

Сложное задание «карта»

Игровые задания

Подведение итогов







Физкультминутка

– упражнение для зрения





Для подготовки учащихся к уроку была организована их проектно-исследовательская деятельность. Мною были объяснены принципы работы с текстом (на этапе «понимание прочитанного»), ученики в ходе подготовки отмечали закладками в произведении блоки новой информации по категориям «география», «геометрия», «математика», «биология».

При составлении интегрированного урока, для того чтобы занятие реализовывало здоровьесберегающий компонент обучения, были использованы разные формы контроля информации. Интеллектуальная деятельность на уроке литературы «Путешествие по таинственному острову» учащихся заключается в том, чтобы подробно вспомнить содержание прочитанного. Функция учителя организовать этот процесс с использованием педагогических здоровьесберегающих технологий, главный принцип которых (именного на уроках литературы и русского языка) заключается в том, чтобы закреплять материал в разных формах (на этом основана модульная система). Как выявили ведущие учёные-психологи К. С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.И. Солнцева, 1 вид деятельности (в нашем случае – проверка содержания) организуется учителем в 8 и более разных формах (викторина, блиц-опрос, кроссворд, ребус и т.д.).

Были использованы следующие формы организации деятельности.

1) Ребусы – универсальное средство развития интеллекта учащихся. Здоровьесберегающая технология заключается в развитии и совершенствовании психических познавательных процессов, а игровая форма обеспечивает положительные эмоции учащихся.

2) Творческое задание (составь эмблему команды) – необходимый элемент на уроке с использованием здоровьесберегающих технологий, поскольку данный вид деятельности способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху учащихся.

3) Блиц-турнир. Здоровьесберегающая технология − развитие быстроты реакции достигается за счёт актуализации знаний о романе, командного настроя на победу.

4) Конкурс. «Назовите героя романа»

Здоровьесберегающая технология − развитие внимания и быстроты реакции − достигается за счёт удержания внимания учащихся (слайды мультимедийной презентации), смены деятельности, позитивного командного настроя и соперничества.

5) Конкурс. «Кто сказал». Здоровьесберегающая технология – аудиолизация (работа с аудиоматериалами) – позволяет «погрузить» учеников в мир конкретного фрагмента произведения, тем самым развивая такие когнитивные умения, как наблюдение, выбор, выдвижение гипотез. и т.д.

6) Конкурс. «Составьте карту острова»

Здоровьесберегающая технология коллективной мыследеятельности.

Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого. Сущность технологии заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

7) Конкурс. «Кроссворд»

На данном этапе урока реализуется здоровьесберегающая технология сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса. При работе над заданием в командах отсутствует фактор «прямого принуждения» к учебной деятельности. Результат командной работы − демократизация отношений между учениками, что оказывает благоприятное воздействие на микроклимат класса, способствует формированию здоровой психики учащихся и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

8) Конкурс. «Восстановите ход событий на Таинственном острове»

Здоровьесберегающая технология - «секвенция» − позволяет с помощью визуализированных отрывков из художественного произведения (иллюстраций) и тезисов к ним тренировать долговременную память.

9) Конкурс. «Ящик капитана Немо»

Здоровьесберегающая технология – визуально-информационное упражнение «найди лишнее» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.

10) Конкурс. «Географический задачник»

Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.

11) Задача «Найдите несоответствие»

Здоровьесберегающая технология – критическое мышление – достигается за счёт развития способности анализировать информацию с помощью логики.

12) Конкурс. «Геометрический задачник»

Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.


В результате проведения урока были реализованы следующие задачи:

Образовательные:

  • создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование информационной компетентности, на приобретение навыков работы с различного рода источниками информации, на умение систематизировать и обрабатывать извлечённую информацию;

  • расширение активного и пассивного словаря.

Развивающие:

  • развитие памяти, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, образного мышления, логического мышления, воображения;

  • развитие навыков поиска информации;

  • развитие через чтение интереса к истории, географии, биологии, математике;

  • развитие навыка учебного сотрудничества в классе (групповой работы).

Воспитательные: воспитание потребности в чтении художественной литературы, в частности, приключенческой литературы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!