СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и внеурочной работе (из опыта работы)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и внеурочной работе (из опыта работы)»

Гермашикова Людмила Магомедовна

Учитель географии МКОУ «Лицей №1 гп Терек»



Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и внеурочной работе (из опыта работы)


Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют творческие методы обучения.

Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;

  • активизирует познавательную деятельность;

  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;

  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная моя задача – мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс. И В НАШЕМ АРХИВЕ УЖЕ МНОГО ПРЕЗЕНТАЦИЙ, СДЕЛАННЫХ УЧЕНИКАМИ

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня как педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Ежегодно на разных конференциях выступают и становятся призерами члены моего кружка «Молодые исследователи.

Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций), уроков проектов. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки – ролевые игры, например, урок-суд в 6 классе по теме: “Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества” (приложение), а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки по принципу телевизионных игр “Своя игра”, «Юбилейный урок» (приложение). На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

Технология личностно-коммуникативного обучения по усвоению учащимися предметного содержания осуществляю на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик-учитель, ученик-ученик, ученик -ученический коллектив, ученик-учебник и др. Технология личностно-коммуникативного образования - учитывает две взаимосвязанные составляющие - обучение и учение.

Реализуя данную технологию, выделяю в ней следующие компоненты:

Цель, которая ориентирует ученика на различные действия по усвоению содержания курса географии. Цель рассматривается как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие ученика. Причем предвосхищаемый результат приобретает побудительную силу, становится целью и начинает направлять действие, лишь связываясь с мотивами. Если поставленные цели ученик принимает, как собственные, то в процессе целеполагания ученики выделяют предмет действия, тем самым осуществляется мотивация.

Мотивация помогает создать у учащихся определенный настрой, направленность на учебную деятельность. Для формирования мотивации у школьников моделирую учебную ситуацию, например в виде проблемной ситуации, интересного факта, парадокса и т.д. На этапе мотивации и целеполагания, образующих мотивационный компонент учения, главным является осознание того, для чего необходимо изучать этот материал параграфа и готовы ли учащиеся к его изучению.

Учебную ситуацию создаю в различных формах, опираясь на социальный опыт школьников. Например, при создании учебной ситуации по решению проблемы сохранения здоровья населения России по теме «Население России», учащиеся вначале обсуждают данную проблему со следующих позиций:

  • Стоит ли эта проблема на общественной повестке дня?

  • Насколько эта проблема касается каждого человека?

  • Затрагивает ли данная проблема важнейшие для людей ценности?

  • Какие задачи мы можем поставить при решении данной проблемы?

Особое внимание уделяю рефлексии, задачи которой направлены на осознание, осмысление значимости собственных действий (например, почему я так выполняю задание?, Во имя чего? и т.д.).

Оценка, необходимый компонент данной технологии, переходящая в самооценку. Примером заданий для самооценки являются вопросы после дискуссии типа:

  • Что дала мне дискуссия?

  • Умею ли я общаться с другими, высказывать и отстаивать свою точку зрения?

  • Понимаю ли я суть обсуждаемой проблемы?

Разрешая учебную ситуацию с помощью разнообразных действий, ученик перестаивает свои отношения, ценности и все то, что мы называем позицией личности.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

С помощью программы Microsoft Word готовлю индивидуальные задания, тесты для учащихся. Использую мультимедийный диск 1С Репетитор «География», составляю презентации уроков по географии

Разработала программу занятий кружка “ГЛОБУС” и провожу целенаправленно индивидуальную работу с одарёнными детьми. Ученики всегда принимают активное участие в олимпиадах по краеведению и географии. Для их подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и конкурсах использую тесты, в том числе по краеведению, задания международных, всероссийских, региональных, олимпиад разных лет, даю задания поискового характера. Ребята сами создают научно-исследовательские проекты и компьютерные презентации. Ежегодно мы принимаем участие в муниципальном и региональном этапах школьных олимпиад по географии и экологии, где занимаем призовые места в районе и в республике.

В 11 профильном социально – экономическом классе я веду элективный курс «Глобальная география»

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.

Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.

Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить.

Что можно еще сказать в конце выступления? Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!