СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование регионального компонента при проведении занятий по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция современного образования ставит перед образовательными учреждениями ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых технологий в обучение.

Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать  достаточное количество информации, чтобы гарантировалась   полнота усвоения главного.    С этой целью представляется эффективным использование достижений компьютерных технологий в процессе обучения.

 

Контрольные срезы по предметам физики показывают, что многие учащиеся испытывают затруднения и теряют интерес к предмету, не реализуют свой творческий потенциал в полной мере.

В курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники и практически всех рабочих строительных специальностей. Содержание самих законов физики не имеет региональной принадлежности. Промышленность же в каждом регионе своя.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента при проведении занятий по физике»





Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Республики Крым

«Крымский многопрофильный колледж»





Выступление на методической комиссии





Использование регионального компонента при проведении занятий по физике











РАЗРАБОТЧИК

Коротков А.М.

РАССМОТРЕНО

На заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин

Председатель

______________

















Симферополь 2018 г



Использование регионального компонента при проведении уроков физики.



Концепция современного образования ставит перед образовательными учреждениями ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых технологий в обучение.

Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать  достаточное количество информации, чтобы гарантировалась   полнота усвоения главного. С этой целью представляется эффективным использование достижений компьютерных технологий в процессе обучения.


Контрольные срезы по предметам физики показывают, что многие учащиеся испытывают затруднения и теряют интерес к предмету, не реализуют свой творческий потенциал в полной мере.

В курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники и практически всех рабочих строительных специальностей. Содержание самих законов физики не имеет региональной принадлежности. Промышленность же в каждом регионе своя.

Крым – динамично развивающийся регион, с яркой, самобытной культурой народов, проживающих на ее территории.

Сегодня республика располагает значительным промышленным и научно-исследовательским потенциалом, хорошей строительной базой, развитой транспортной инфраструктурой, современными телекоммуникациями,

Поэтому региональный компонент содержания физического и образования может отражать научные основы работы технических устройств, технологий, применяемых на производственных предприятиях региона. Включение в преподаваемый материал по физике и реальных данных о предприятиях, о которых учащиеся с детства слышат, а практически ничего конкретного не знают, вызывает нескрываемый интерес учащихся. Эти знания способствуют политехническому образованию учащихся.

Техника неизбежно связана с вопросами экологии, и их можно конкретизировать на примерах отдельных физических явлений и процессов, рассматривая конкретные экологические проблемы региона. При этом учащиеся должны осознать естественно-научное направление, связанное с сохранением окружающей среды, и технологическое, направленное на сохранение полноты обмена и круговорота веществ, потока энергии и информации.

Причины, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний при традиционном подходе к преподаванию:

- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.

- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;

- формальный подход к решению задач по физике и электротехнике (решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике);

- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях лицея, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;

Цель: разработать вариативные модели регионального компонента физического образования на основе трехуровневой системы конструирования содержания образования;

Объект: физическое образование в колледже в контексте его регионализации.

Предмет: модели регионального компонента физического образования и методика их реализации в практике обучения учащихся.


В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    1. Обосновать и разработать вариативные модели регионального компонента по обучению физике для использования их в образовательном процессе.

    2. Разработать учебно-методические пособия для реализации моделей регионального компонента в практике обучения физике.

    3. Разработать особенности реализации моделей регионального компонента и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.


Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические методы: анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме, анализ нормативных документов в области образования; анализ имеющихся учебников физики; сравнительный анализ опыта реализации регионального компонента в других регионах;

эмпирические методы: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, собеседование, математические методы обработки результатов педагогического эксперимента.


Практическая значимость определяется:

- внедрением разработанной методики реализации моделей регионального компонента по физике в практику обучения учащихся лицея;

На первом этапе изучается психологическая, педагогическая и методическая литература; проектировались модели регионального компонента по обучению физике и разрабатывалась методика их реализации в практике образовательного процесса .

На данном этапе определены объект, предмет, цели и задачи, намечены основные этапы работы. Ведущими методами исследования на этом этапе должны быть: анализ деятельности ведущих учителей физики, изучение литературы и интернет-материалов по проблеме.

На втором этапе - составлено календарно-тематическое планирование с элементами регионального содержания, разрабатываются медиа-уроки с включением регионального материала, в проекте составление дорожной карты.

2.Модели регионального компонента .

Достижения науки и техники, огромные темпы прироста новой информации определяют пересмотр содержания физического образования.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.

Для многонационального государства характерно разнообразие региональных моделей образования. Работа над проектом позволила выделить следующие модели регионального компонента школьного образования, которые могут быть реализованы как в инвариантной, так и в вариативной части школьного учебного плана.

Первая модель – диффузно-урочная. Предполагается включение материала региональной направленности в содержание дисциплин федерального компонента. Модель наполняется сведениями из истории науки физики в регионе; экологическими, оценочными знаниями; вопросами прикладного характера. Данная модель предполагает изучение регионального содержания в базовом курсе. Она позволяет большую часть регионального материала включать диффузно в содержание учебного предмета физики, учитывая соответствующие темы и положения базового компонента программ. Региональный материал используется для расширения и углубления основных базовых компонентов уже имеющегося содержания физического образования.

Вторая модель – внеурочная. Предполагается практическое знакомство учащихся с применением физических знаний на различных промышленных объектах, предприятиях, учреждениях.

Часы, отведённые на региональный компонент можно использовать для проведения экскурсий, которые дополняют теоретическое обучение, дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве.


Третья модель – курсовая. Предполагается углубленное изучение регионального содержания на специально отводимых занятиях.

Часы для специально отводимых занятий выделяются из вариативной части базисного учебного плана. Региональный компонент должен ориентировать учащихся на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных для выбора будущей профессиональной деятельности в условиях данной местности.

Каждая из моделей регионального компонента школьного физического образования представлена с учетом следующей структуры: цель образования; содержание образования; образовательные технологии; участники образовательной деятельности; предполагаемый результат.

В традициях системного подхода цель выступает системообразующим элементом модели, которая позволяет проникать в подлинное ее содержание, видеть ее внутреннюю сущность. Целью разработки моделей регионального компонента школьного физического образования является повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы. Данные модели синтезируются и обогащаются технологиями проблемного, развивающего и личностно ориентированного обучения на основе совокупности подходов: системного, компетентностного, деятельностного.

Содержание образования ориентируется на приоритет личностного смысла и ценностей учащихся, все многообразие индивидуальных возможностей и потребностей и удовлетворяет требованиям углубления и расширения знаний. Содержание регионального компонента наполняется сведениями из истории науки физики в регионе; экологическими, оценочными знаниями; вопросами прикладного характера.

Знания из истории науки в курсе физики:

1. Сведения из жизни ученых-физиков.

2.Экологические знания.

Основными физическими факторами, загрязняющими окружающую среду на территории края, являются шум и электромагнитные поля. К источникам шума относятся: производственные объекты, внутригородской автомобильный и железнодорожный транспорт. Источниками электромагнитных полей в крае являются радиотехнические объекты, излучающие электромагнитную энергию в окружающую среду.

В последние годы наблюдается широкое распространение маломощных источников электромагнитного излучения и приближение их к местам пребывания людей. Это источники излучения базовых станций сотовой, радиорелейных станций.

В рамках промышленной экологии рассматриваются вопросы газопылевых выбросов и их рассеяния через высокие трубы; вопросы энергетики предприятий; аспекты выработки электроэнергии на тепловых и гидроэлектростанциях; вопросы городской и сельскохозяйственной экологии нашего региона: а) о физическом загрязнении окружающей среды, его источниках, предельно допустимой концентрации уровня загрязнения в г.Симферополе; б) о влиянии физических параметров окружающей среды на здоровье человека

Оценочные знания формируются при выявлении проблем промышленности, науки, сельского хозяйства, медицины региона, оценки эффективности деятельности предприятий, экологической чистоты их технологий.

Вопросы прикладного характера. Достижения и открытия физики оказывают воздействие на все отрасли материального производства: машиностроение, энергетика, электроника, электротехника. Прикладной характер политехнического материала предполагает изучение отдельных технических объектов и процессов. При отборе политехнического материала и примеров прикладного характера учитывается специфика региона.

Образовательные технологии как элемент модели педагогического процесса предполагает перенос акцентов с изложения результатов познания на процесс их добывания. В нашей стране процесс обучения организуется на основе информационно-коммуникационных технологий; коллективного способа обучения, развивающего обучения и других. При моделировании педагогического процесса по реализации регионального компонента приоритетными являются технологии личностно ориентированного, развивающего (проблемного) обучения и метода проектов.

Участники образовательной деятельности. Ученик перестает быть объектом обучения, а становится субъектом педагогического процесса, который организуется на основе его внутренней мотивации и реконструктивного способа получения знаний. Преподаватель перестает быть для учащихся основным источником знаний, а выступает в роли организатора их учебно-познавательной деятельности.

Результат. Предполагается, что реализация моделей регионального компонента школьного физического образования повысит: 1) качество обучения физике и электротехнике учащихся ; 2) уровень познавательного интереса у учащихся к физике.



3.Особенности реализации моделей регионального компонента

В Таблице выделены особенности реализации каждой из моделей.

Особенности реализации моделей регионального компонента

Модель

Особенности реализации модели

  1. Диффузно-урочная (включение материала региональной направленности в содержание курса физики)

Изучается всеми учащимися.

Рассматривается во всех разделах школьного курса физики.

2.Внеурочная (реализация регионального компонента в рамках отведенных часов )

Дополняется теоретическое обучение, через экскурсии, которые дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве. В течение учебного года проводится 2-3экскурсии.

3. Курсовая (курс углубленного изучения регионального содержания)

Ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования на территории района, города, региона, оценивают свои силы и принимают ответственное решение.

Охвачены не все учащиеся, так как курс по выбору, затрагивает не все разделы курса физики.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!