СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интеграции учебных предметов на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе указаны технологии, методы и приемы , используемые при интергации учебных предметов в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Использование интеграции учебных предметов на уроках окружающего мира»



Использование интеграции учебных предметов на уроках окружающего мира, как средства формирования основ естественно-научной грамотности учащихся начальных классов.

Бикяшева Елена Валентиновна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 г.Пензы

Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». (слайд)

Да, многое в наших руках!

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об естественно-научной грамотности и экологической культуре подрастающего поколения. И в образовательном процессе начальной школы сделан акцент на духовнонравственное развитие гражданина РФ. А в Конвенции прописано, что: «основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности». Одной из базовых национальных ценностей является природа, которая рассматривается как «эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание». Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства и в младшем школьном возрасте. Этим и обусловливается актуальность темы моего выступления:

«Использование интеграции учебных предметов на уроках окружающего мира, как средства формирования основ естественно-научной грамотности учащихся начальных классов.»

Что же такое естественно-научная грамотность? (слайд)

Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественно-научная грамотность - одна из составляющих функциональной грамотности .Это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Учителю начальных классов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии, чтобы достичь результатов. А требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются:

-обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка,

- обучить младших школьников умению учиться,

- формировать универсальные учебные действия (УУД) посредством использования и применения современных педагогических технологий.

Для развития естественно-научной грамотности я использую такие технологии (слайд)

-традиционные технологии (классно-урочная система);

-технология развивающего обучения;

-технология проблемного обучения;

-технология интегрированного обучения;

-игровые технологии;

-информационно – коммуникационная технология;

-групповые технологии;

-технология развития критического мышления;

-проектная технология;

-здоровье сберегающие технологии.

Формы и методы: (слайд)

-групповая форма работы,

-игровая форма работы,

-творческие задания,

-тестовые задания,

-практическая работа,

-ролевые и деловые игры,

-исследовательская деятельность.

Использование мною перечисленных технологий позволяет интегрировать предметы естественно-научного цикла с другими науками, обеспечивать изучение предметов с применением ИКТ, изучать все учебные предметы, как в классе, так и на природе, использовать широкие возможности для исследовательской и проектной деятельности учащихся, гармонично сочетать учебную и внеурочную деятельность.

В учебном процессе я работаю по образовательной системе "Школа России", которая соответствует ФГОС НОО.

Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «Окружающий мир», являющимся интегрированным курсом и направленным на формирование социального опыта учащихся, взаимодействия в системе «человек, природа, общество». Основные темы разделов: «Где мы живём.» «Природа.» « Жизнь города и села.» « Здоровье и безопасность.» « «Общение». «Путешествие».

В календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» включаю такие типы уроков, как урок-путешествие, урок-игра, урок-конкурс, урок-экскурсия, которые позволяют ребенку развивать воображение, память, мышление, внимание, принимать самостоятельные решения разных проблемных ситуаций. Ребёнок на таких занятиях не только получает новые знания об окружающем его мире, но и сам предлагает варианты решения той проблемы, которая освещается на уроке, может побыть в роли учёного, эколога, исследователя.

За многие годы работы в школе я убедилась, что общение с природой дает богатейшие возможности для развития естественно-научной грамотности у младших школьников. Экскурсии дают большую познавательную ценность, поскольку дети видят все, что происходит вокруг. При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность, воображение, стремление понять и объяснить суть явлений. Вместе с ребятами рассматриваем листья, ветки, стволы деревьев, траву. Ребята с удовольствием трогают и гладят стволы деревьев. Прошу ребят приглядеться, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряет листья береза, позже осина. Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.

Во время сезонных экскурсий дети наблюдают за изменениями в природе, собирают природный материал, создают поделки. Примером служит урок окружающего мира во 2 классе «Живая природа», на котором дети делают поделки из природного материала, собранного во время экскурсии. (слайд)

Помогают зимующим птицам. Рассказывают о своих домашних питомцах и уходе за ними. В зимнее время устраивают огород на своих окнах и выращивают бобовые, луковичные культуры, ухаживают за комнатными растениями.

Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети должны рассказать о том, как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо, выпавшего из гнезда птенца, когда встретишь цветущее растение или сломанную ветку дерева. Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически грамотно относиться к ней. Итогом экскурсии могут быть сочинение, сочинительство сказок, изображение увиденной природы с помощью красок и карандашей.

Одной из задач курса «Окружающий мир» является экологическое воспитание учащихся начальных классов. Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Обучающиеся охотно включаются в проектную деятельность эколого-краеведческой направленности «Красная книга Пензенского края», «Будем друзьями птиц», «Лекарственные растения», «В царстве витаминов».

Ребята с удовольствием мастерят кормушки, проводят экологическое исследование о том, какие птицы зимуют в нашей местности и какой корм им необходим, чтобы пережить зимние холода.

Одним из этапов экологического проекта является развешивание кормушек на территории школы и микрорайона. Участвуют в акциях «Добрые крышечки», «Чистый лес», в конкурсе рисунков и скворечников для птиц. Не только уроки окружающего мира направлены на формирование естественно-научной грамотности у детей, но и уроки русского языка, литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки. Знакомя детей с видами бумаги на уроках технологии, необходимо сказать об экономном использовании природных ресурсов, бережном отношении к деревьям, о важности экологического движения волонтёров в сборе макулатуры. На уроках технологии из бросового материала учащиеся сконструировали город будущего.

На уроках изобразительного искусства, музыки младшие школьники знакомятся с природой через музыкальные произведения и картины художников. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках литературного чтения. В календарно-тематическое планирование включен цикл уроков патриотического и экологического воспитания. Например, разделы «Моя Родина», «Поэтическая тетрадь». Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает литературный анализ лирических стихотворений русских поэтов. Дети учатся чувствовать "настроение природы", высказывать своё видение окружающего мира. Русские поэты описывают сезонные явления, красоту окружающей природы в стихотворениях. Михаил Пришвин в рассказе «Моя Родина» обращается к младшим школьникам: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища надо охранять. И охранять природу -значит охранять Родину».

Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий.

Для обучающихся 1-х классов с целью мотивации провожу ролевые экологические игры: «Экологический светофор», «Письмо зелёному другу». Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя положительное и отрицательное отношение людей к природе, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Так на уроке окружающего мира по теме «Экономика и экология» учащиеся по группам друг другу показали себя в роли разноцветных рыб, раскрывающих проблему загрязнения водоёмов отходами от производства. Дети познали мир не только умом, но и сердцем, благодаря экологической сказке. На уроках русского языка, на этапе развития речи, детям можно предложить задания экологического содержания, объяснить значение пословиц и поговорок о природе. Дети составляют рассказы по картинкам на заданную тему, например, "Что мне рассказал весной скворец". Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю так, чтобы они помогали ребёнку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство прекрасного.

Основы экологического образования и воспитания формируются и на уроках математики. Детям нравятся задачи, в которых они могут познакомиться с жизнью природы. На открытом уроке по математике в 1 классе использовала экологические задачи. В школе проходят предметные недели, итогом которых являются творческие групповые работы: стенгазета, проекты, участие в экологических акциях, конкурсах, олимпиады. Олимпиада по окружающему миру так же может выступать как активный метод обучения, способствующий формированию естественно-научной грамотности младшего школьника. Ребёнок при подготовке к олимпиаде изучает энциклопедический материал, решает тесты, консультируется у учителя, а затем проходит олимпиаду, которая позволяет выявить уровень знаний ученика.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах по предметам на базе образовательной платформы «UCHI. RU», во всероссийских конкурсах «Человек и природа». Интеграция учебных предметов необходима в формировании естественно-научной грамотности и воспитании младших школьников, свойств духовно развитой личности, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Хочу привести примеры из своей практики использования интергации на уроках окружающего мира .

ПРИМЕРЫ

  1. Урок «Вода.Свойства воды». 3 класс (слайд)

В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».

- А вы знаете, что такое решето? Ответы детей: - Это предмет домашней утвари. - Решето – это сито. –

Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова. Читает ученик: Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.

- Как вы думаете, она справилась или нет? Почему? (Ответы детей: - Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется. - Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет. ) Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом. - Ребята, вы отлично справились и с загадкой.

Сообщаю детям, что много можно нового и интересного узнать о воде из дополнительных источников и рекомендую литературу по теме нашего урока. (Работа с выставкой научной и художественной литературы по теме урока «Вода». Выставка составлена из книг: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег», И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»).

Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе» - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Катя будет у нас в роли журналиста, а вы - оппонентами. Смысл этих двух слов мы уже с вами знаем хорошо, т.к. не раз играли в подобные игры. Катя будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.

1. Как две капли воды.

2. Как рыба в воде.

3. Как в воду кануть.

4. В рот воды набрать.

5. Выйти сухим из воды.

6. Как в воду глядеть.

Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются. 1 – очень похожие; - один в один; - совершенное сходство. 2 – свободно, хорошо; - как у себя дома; - спокойно, расслабленно; 3 – провалиться сквозь землю; - исчезнуть; 4 – промолчать; - замолчать самому; 5 – остаться безнаказанным; - избежать проблем; 6 – предчувствовать; - предвидеть; - знать заранее .



2. Урок «Моря, озёра и реки России» (4кл) (слайд)

интеграция предметов: окружающий мир – русский язык - математика

Цели урока:1)познакомить учащихся с видами водоёмов, учить показывать на карте крупные реки и озера , закреплять вычислительные навыки.

2) развивать речь, мышление.

3) воспитывать бережное отношение к воде, прививать любовь к родному краю, к водоемам, знать их значение.

На уроке даю текст:

История Волги

Никто не знает, когда впервые к Волге подошёл человек. Известно только, что в древности её называли «Ра», что означает «щедрая». Арабы именовали её «Итиль», то есть «река рек». Протяженность реки 3530 км. Может быть правы специалисты, утверждающие, что название «Волга» финского присхождения и означает «светлая», «священная», но для нас, да и других русских людей, Волга- исконно русское название.

Волга – это символ и любовь России. Народ ласково называет её Волгой –матушкой.

После беседы по тексту даю задания:

  1. Правы ли те, кто утверждает, что река Волга длиннее сумму длин рек пензенской области Суры и Хопра? (Сура -841 км, Хопёр – 979км.).

  2. Найдите в тексте слова, в которых все согласные звуки мягкие.

3.Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?» был интегрированный с уроком технологии. Учащиеся получили знания по данной теме, выполнили аппликацию «Белые медведи», раскрасили пингвинов  и расселили их по местам обитания на географической карте.

4.Урок «Где зимуют птицы?» (1кл.)

Интеграция предметов: окружающий мир – внеклассное чтение – изо.

Работа над стихотворением Н. Рубцова «Воробей». Рисование птицы.

5.Урок окружающего мира «Дорожные знаки» (3кл.) (слайд)+ технология.

6.Урок « В гости к зиме.»(2 кл.)

интеграция предметов: окружающий мир – русский язык.

Цели урока: 1) расширить знания учащихся об изменениях неживой и живой природы зимой, закрепить знания об имени существительном.

2) развивать связную устную и письменную речь детей.

3) воспитывать бережное отношение к природе.


  1. Урок «Водоемы.» (2 кл.)

Интеграция предметов: окружающего мира – математики.

Цели урока:1)познакомить учащихся с видами водоёмов, учить показывать на карте крупные реки и озера , закреплять вычислительные навыки.

2) развивать речь, мышление.

3) воспитывать бережное отношение к воде, прививать любовь к родному краю, к водоемам, знать их значение.



Хочу закончить своё выступление словами Михаила Пришвина:

« Природа для меня – огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – всё это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».(Слайд)



Использованные источники 1.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1979. 2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2018 г. [Текст]. М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с. 4.Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября", 2003-2004 г. 5.Плешаков А.А. Природоведение. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002. 6.Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. -М.: Правда, 1983. 7.Багова, Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир». Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. – 6–10 с.




.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!