СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о использовании инновационных технологий на уроках биологии и внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках биологии»

Канунникова Людмила Николаевна –

учитель биологии и химии филиала МБОУ «Ковылкинская СОШ№2» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.

Использование инновационных технологий на уроках биологии.

Современная школа создает наилучшие условия для всестороннего развития личности ребенка, позволяющие ему в последствии найти свое место в социуме. А у педагога есть возможность выбирать различные методы и технологии обучения, которые, на его взгляд, наиболее подходят ему для ведения учебного рабочего процесса. Существует масса разных инновационных технологий. Лично я отдаю предпочтение технологии исследовательских методов обучения, информационно-компьютерной технологии, игровой технологии и технологии дифференциации и индивидуализации.

Технологии исследовательских методов обучения. Одним из путей творческого восприятия биологии является исследовательская деятельность. Поэтому учитель должен организовать свой учебный процесс так, чтобы там отводилось большое место учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает большие возможности для исследовательской деятельности. Ее организация позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку учеником исследования по заданной или выбранной им самим теме в форме наблюдения, записать результаты и защитить их. Мой многолетний педагогический опыт показывают, что исследовательская деятельность на уроках биологии осуществляется через организацию систематических наблюдений, опытов, измерений и на элементарном уровне может быть представлена в виде лабораторных работ по изучению растений, животных и исследований своего организма, исследований состояния окружающей среды и природы родного края. Учитель, разрабатывая темы исследовательских работ, обязательно должен учитывать их практическую значимость, возраст обучающихся, их интерес к биологии как предмету. Первый этап развития исследовательских умений школьников начинается на уроках биологии уже в 5-х классах. На этом этапе у пятиклассников пробуждается интерес к биологическим явлениям и объектам. Основной метод обучения, применяемый на данном этапе, – это наблюдение. Занятия в школе проходят в кабинете биологии, где много комнатных растений, за которыми ребята не только ухаживают, но проводят элементарные наблюдения: как ведут себя растения в тени, без подкормки и после внесения удобрений, после полива теплой или холодной водой и т. д. В 5 классе с ребятами изучаем водоросли, поэтому исследовательской работой может служить лабораторная работа, в ходе которой мы рассматривали под микроскопом капли воды из аквариума, содержащие одноклеточные и многоклеточные водоросли. При изучении темы «Грибы» рассматривали под микроскопом плесневый гриб мукор, выращенный на хлебе, и сравнивали изготовленный нами микропрепарат с постоянным, делали выводы. Собственный опыт показывает, что уроки с использованием светового микроскопа проходят при большой заинтересованности ребят и не оставляют равнодушными даже слабо обучающихся школьников. Обязательно использую материал регионального компонента о растениях и животных Республики Мордовия, ведь это, на мой взгляд, повышает интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для закрепления интереса к исследовательской деятельности школьникам предлагалось продолжить наблюдения за объектами после уроков или дома, отчеты и выводы по наблюдениям ребята выполняли в разнообразной форме: заполняли таблицы, готовили презентации, делали фотографии и рисунки. Вторым этапом развития исследовательской деятельности школьников (а это уже 6–7 класс) является стремление ребят самостоятельно проводить опыты и наблюдения и следить за их ходом. На уроке это, прежде всего, осуществляется через выполнение лабораторных и практических работ, презентаций и проектов. Третий этап формирования исследовательских умений проходит в старших классах (8–11 классы). Ребята занимаются самостоятельными наблюдениями, сами определяют темы и цель исследования, разрабатывают основные этапы работы, подводят итоги, представляют результаты своей деятельности в виде презентаций и проектов. Наиболее мотивированные школьники выходят со своими работами и проектами для участия в конкурсах и конференциях. Теоретическую подготовку дети получают на индивидуальных консультациях с учителем, а также самостоятельно, работая с литературными источниками. Результаты исследований ими особенно ценятся как итоги их плодотворной работы. Конечно, не все дети хорошо могут проводить исследования, но на элементарном уровне этим занимаются все обучающиеся класса, выполняя практические и лабораторные работы.

Информационно-компьютерные технологии. По ФГОС ООО перед учителем стоит задача не передавать обучающимся готовые знания, а научить ребят самостоятельно добывать их. И лучшие возможности для этого предоставляют современные информационно-компьютерные технологии. Очень эффективно позволяют донести учебный материал мультимедийные презентации с элементами анимации, звуковым сопровождением и т.д., которые могут использоваться и качестве изучения нового материала, и качестве закрепления изученного, и в качестве домашнего задания. Порой, некоторые темы вызывают у ребят трудности в усвоении материала. Например, при изучении темы «Фотосинтез» в 9 классе, обучающиеся путаются в процессах, протекающих в световую и темновую фазы. А презентация позволяет наглядно разобраться в химических реакциях данного процесса, проследить путь «возбужденного» электрона молекулы хлорофилла. Я не говорю о всевозможных справочных материалах, которые находятся в свободном доступе в сети Интернет, позволяющие обучающимся готовить различные проекты, писать рефераты. Уход на дистанционное обучение весной 2020 года в связи с эпидемиологической ситуацией по «COVID-19», позволил нам еще шире использовать информационно-компьютерные технологии. Использовались различные интернет-платформы, позволяющие проводить вполне нормальные уроки: «ZOOM», «Фоксфорд», «Skype» и т.д. Для самостоятельной работы обучающихся и контроля усвоения знаний, я использовала многовариантные тестовые задания на платформе «Videouroki.net», где брала как готовые тесты для разных классов, так и составляла сама на предоставленных тренажерах. Тесты даются на время, позволяют проследить все действия ученика и в конце система сама выставляет отметку за выполненные задания. С прошлого года стала работать с учениками 5-6 классов на платформе «Uchi.ru», где ребята получали задания в виде карточек и тестов и где можно провести виртуальные уроки по биологии. Благодаря ИКТ-технологиям удается значительно оживить урок, «разбавить» сухой научный материал интересными фактами и сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся.

Технологии игрового обучения. Данный вид также эффективное средство обучения школьников. Игры можно применять на разных этапах урока. И играть на уроке любят не только младшие школьники, но и старшеклассники. Элементы игры можно применять при проверке домашнего задания, в качестве закрепления материала, но особенно хорошо применять игровые технологии на контрольно-обобщающих уроках. Классы можно поделить на команды и устроить соревнования. В этом случае в работу вовлекаются и слабо мотивированные обучающиеся, которые чувствуют себя членами команды и вносят свою посильную помощь, чтобы вывести свою группу вперед. Так, для учеников 5-7 классов провожу динамические игры (ведь младшим школьникам всегда хочется подвигаться): «Звездный час», «Джунгли зовут», «Ребятам о зверятах» и т.д. Эти интерактивные игры уже не показывают по телевидению, поэтому вызывают еще больший интерес у школьников. Они знакомятся с правилами игры и просят провести еще. Для старшеклассников проводятся больше статические игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Биологический суд» и т.д., где ребята могут показать свои знания в той или иной области, повысить свой интеллект. Применение игровых технологий позволяет каждому школьнику проявить себя, показать свои знания и усвоить новые.

Технологии дифференциации и индивидуализации позволяют учителю помогать слабо мотивированному ученику, при этом двигая дальше более сильного ученика. На первом этапе внедрения данной технологии необходимо научить ребят рационально распределять свое время и управляться с объемом знаний, необходимым для усвоения. Каждый получает разноуровневые задания. Предлагаю также ребятам выполнить творческие задания: написать мини-сочинения «Двойное оплодотворение цветковых растений или Путешествие пыльцевого зерна», «Путешествие по клетке», составить кроссворды, презентации (но не из сети Интернет, а самим), выполнить рисунки. Ребята с сильным потенциалом не только утверждаются в своих способностях, но и желают двигаться вперед. Ребята с средним и низким потенциалом, выполнив порученное задание, также получают удовлетворение и испытывают успех, чем повышают свой уровень мотивации в учебе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!