СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-ресурсов, интерактивной доски».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель моей педагогической деятельности - освоение и применение инновационных технологий обучения биологии на информационно-коммуникационной, исследовательской и развивающей основе.

На моих  уроках информационно - коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью процесса обучения, делая уроки незабываемыми и увлекательными, повышающими мотивацию у учащихся к учению.

Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-ресурсов, интерактивной доски».»



Районные педагогические чтения 2016

по теме «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»



Секция «Использование сетевых и интерактивных обучающих программ и технологий, применение специализированных программно-аппаратных комплексов (СПАК) для совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения, организации внеурочной деятельности и подготовки к ГИА».





Доклад по теме



«Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-ресурсов, интерактивной доски».



Подготовила:

Никитенко Ольга Дмитриевна

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 5


Татарск,2016 г.

Творчество - это деятельность, в которой

раскрывается духовный мир личности,

это своеобразный магнит, который

притягивает человека к человеку! 

Основная задача учителя в современной школе – не столько вооружить учащихся суммой знаний, умений и навыков, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.

Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает в среднем и старшем звеньях. Эта проблема заинтересовала меня, поэтому я занялась изучением новых технологий , которые повышают эффективность обучения, мотивацию учащихся к моему предмету. Изучив методические исследования Мамонтовой Е. А., Пугал Н. А., Стародубцевой В.Н., в которых доказано повышение эффективности обучения биологии при использовании современных технических средств, я решила использовать их в своей работе, так как уроки с использованием современных информационных технологий позволяют активизировать процесс обучения и учебный материал усваивается на достаточно высоком уровне, приобретенные знания остаются в памяти дольше. Постепенно у меня сложилась собственная система использования информационно- коммуникативных технологий на уроках.

Основная цель моей педагогической деятельности - освоение и применение инновационных технологий обучения биологии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе.

На моих уроках информационно - коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью процесса обучения, делая уроки незабываемыми и увлекательными, повышающими мотивацию у учащихся к учению.

В кабинете имеется интерактивная доска SMART Notebook 2014, интернет. Пройдя курсы по теме «Интерактивные устройства в образовательном процессе» (Приложение 1), я активно начала разрабатывать уроки с использованием интерактивной доски SMART Notebook 2014. За два года использования интерактивной доски, я разработала 74 урока по различным темам курса биологии и химии, которые я размещаю на своих персональных сайтах. (Приложение 2)

Уроки с использованием интерактивной доски насыщенны информацией, иллюстрированы, что необходимо при обучении биологии, проходят на одном дыхании, помогают мне максимально использовать средства обучения, доступные в классе и в современном мире Интернет. В начале урока обычно использую научную статью, стихотворение, мифологический рассказ или загадку из чего учащиеся должны сформулировать тему урока. Затем идет целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей, которых должны достигнуть учащиеся на данном уроке. Процесс достижения целей может быть разным (например, просмотрев InternetUrok.ru, анимацию school-collection.edu.ru заполнить таблицу, составить характеристику, схему, план и т.д.), но, в конечном итоге, учащиеся приходят к их достижению. Результаты освоения темы урока отслеживаются сразу же на этом уроке через тестирование в режиме Online на следующих порталах: Online Test Pad http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Biology-8/Default.aspx; официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/; Учусь Учусь http://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/testing/; ЕГЭ портал http://4ege.ru/; биоуроки biouroki.ru . Для отработки ЗУН, использую интерактивные средства и мультимедиа самой доски SMART Notebook 2014: анаграммы, сортировку, опорные точки, тестирование.

Эффективность работы по данной технологии подтверждается позитивной динамикой успешности по биологии с 64% до 68% (при 100% успеваемости).



Динамика успеваемости и успешности учащихся.

Четвертый год веду каникулярную школу для учащихся 9-11 классов района по биологии. Отрабатываю задания разного уровня сложности на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации по биологии. Основой занятий является мультимедийная презентация, задания для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности. Интерактивная доска помогает мне структурировать материал по содержанию и знакомить учащихся с Интернет источниками для подготовки к ГИА по биологии и химии. На осенних каникулах учащиеся прошли пробное Online тестирование в интерактивном режиме, получили оценку результатов своего труда. В проведении мастер-классов, лекций помогают преподаватели ОмГАУ им. П.А. Столыпина, Барабинского медицинского колледжа, Куйбышевского медицинского техникума и педагоги РМО учителей химии и биологии, проводят тренинги с учащимися 9-11 классов. В 2013-14, 2014-15 уч. г. на каникулярной школе проводились пробные ЕГЭ И ОГЭ по биологии с целью выявления ЗУН учащихся перед итоговой аттестацией. Каникулярная школа пользуется популярностью среди учащихся 9 -11 классов и учителей биологии Татарского района.

Ежегодно мои ученики выбирают биологию в качестве итоговой аттестации. Подготовку учащихся к ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ по биологии и химии провожу, используя online тестирование: подготовка к ЕГЭ на Биофак Дмитрия Позднякова http://bio-faq.ru/map3.html#ege , мир ЕГЭ http://mirege.ru, ЕГЭ и ОГЭ яндекс http://ege.yandex.ru/biology-gia/, готов к ЕГЭ http://gotovkege.ru/; экзамен. ru http://www.examen.ru/; Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/; официальный информационный портал государственной итоговой аттестации http://gia.edu.ru/; образовательный портал по биологии http://bio-lib.org/; репетитор по биологии по SKYPE http://www.biorepet-ufa.ru/ege/fipi/organizm-kak-biologicheskaya-sistema-1.html; online подготовка к ЕГЭ на Биофак http://bio-faq.ru/biorobot.html.

Учащимся, после прохождения online теста, сразу выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех.

Для подготовки к урокам использую интернет – ресурсы следующих порталов : фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/; http://mirurokov.net/; готовые презентации http://www.myshared.ru/, http://ppthub.ru/ ; http://powerpoint-ppt.ru/; online уроки http://biology-online.ru/; учительский портал http://www.uchportal.ru/; сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/; виртуальная химическая школа http://him-school.ru/; сайт Ахметова Марата Анваровича http://maratakm.narod.ru/index.files/pub_Akhm.htm; социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/; приложение «Биология» http://bio.1september.ru/ и др.

Виртуальная лаборатория по химии и биологии http://www.virtulab.net/ помогает мне провести практические работы в online режиме, если в школе нет необходимого для их проведения оборудования и реактивов.

Кроме всего вышеуказанного, я разрабатываю собственные материалы – мультимедийные презентации, презентации для интерактивной доски, разработки уроков, методические материалы, мониторинговые работы, которые размещаю на своих собственных персональных сайтах: http://nikitenkoolga68.jimdo.com/; социальная сеть работников образования nsportal http://nsportal.ru/nikitenko-olga-dmitrievna ; мультиурок http://multiurok.ru/nikitenkoolga1968/; инфоурок http://infourok.ru/user/nikitenko-olga-dmitrievna.

Творческие способности, компетентности учащихся развиваю в ходе организации исследовательской деятельности учащихся при изучении элективного курса «Я и мое здоровье» в 5-9 классах. Исследовательские работы учащихся по теме «Иммунитет», «Травматизм школьников» были представлены на районной научно-практической конференции «Эврика». Исследовательская деятельность учащихся на научном уровне продолжается в профильных классах. Исследования проводятся в лабораториях ОмГАУ им. П. А. Столыпина. Оборудование лабораторий кафедры агрохимии позволяют провести более полные исследования. В студенческой научно-практической конференции «Наука. Молодежь. Исследования. Инновации» в 2015 г. ученицы 11 класса Гулько Юлия и Данькова Анастасия с работой по теме «Оценка экологического и агрохимического состояния пришкольного участка МБОУ СОШ № 5» заняли второе место. Весной и осенью 2015 г. ученица 11 класса Гнибеда Юлия провела исследование почвенного разреза под руководством к.б.н. доцента Гиндемит А.М. преподавателя кафедры почвоведения ОмГАУ им. П. А. Столыпина. Под моим руководством была оформлена исследовательская работа по теме «Агромелиоративная оценка почвы пришкольного участка» и презентация, с которой Юлия выступала VI научно-практической конференции учащихся средних общеобразовательных школ и студентов средних профессиональных учебных заведений Новосибирской области «Шаг в науку» и заняла второе место. Результаты исследовательской деятельности моих учеников представлены в приложении 3.

Диагностику уровня познавательной активности обучающихся провожу по методике Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой). (Приложение 4)

Изменение уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Данные диагностики показывают повышение уровня мотивации учащихся к биологии, т.к. уроки с применением ИКТ не оставляют без участия в работе на уроке ни одного ученика. Возникает соревновательный характер деятельности.

Вот уже второй год даю открытые уроки для учителей района с использованием интерактивной доски: в 2015 году дала урок биологии в профильном 10 классе по теме «Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г. Менделя», урок биологии в предпрофильном 9 классе по теме «Вид. Критерии вида». На уроках были показаны возможности использования интерактивной доски, Интернет-технологий, ЭОР при проведении современного урока. (Приложение 5).

Ежегодно участвую в районном конкурсе «ИнфоШкола» в номинациях «Мультимедийное дидактическое пособие» и «Информационно - обучающая среда «Сайт учителя». По итогам данного конкурса в 2013 году награждена Дипломом третьей степени в номинации «Информационно – обучающая среда «Сайт учителя», в 2015 году Дипломом второй степени в номинации «Мультимедийное дидактическое пособие», дипломом за участие в номинации «Информационно обучающая среда «Сайт учителя» . (Приложение 6)

Опыт работы по темам: « Преподавание биологии в условиях агротехнологического профиля» ( 2013 г.), «Инновационные технологии в преподавании биологии на профильной уровне» (2014 г.) опубликован в Информационно-методическом сборнике инновационного опыта учителей Татарского района « Актуальные проблемы образования» и в электронных СМИ.

Методические и дидактические материалы, разработанные мною размещены на персональных сайтах: мини-сайт в Социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/ ; в Интернет портале « ProШколу. ru » http://www.proshkolu.ru//, http://nikitenkojlga68.ucoz.ru/, http://multiurok.ru/nikitenkoolga1968/lenta; http://nikitenkoolga68.jimdo.com/

http://infourok.ru/user/nikitenko-olga-dmitrievna; http://nimro.ru/video.html. (Приложение 7).

Приняла участие во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе презентаций «ТопСлайд», во Всероссийском интернет - конкурсе педагогического творчества, Областном конкурсе «Педагогическая инициатива в сфере информационных технологий» в номинации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе». (Приложение 8)

Ежегодно мои ученики принимают участие в Международной олимпиаде Инфоурок по биологии, получая дипломы 1, 2 и 3 степеней.

Результаты участия моих учеников в конкурсах различного уровня представлены в приложении 9.


На сегодняшний день обновление образования не возможно без применения информационно-коммуникативных технологий. ИКТ повышает качество образования, позволяет решать задачи по подготовке разносторонней личности ученика, способного ориентироваться в современном обществе, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять самообразование, личностное самосовершенствование.

Инновационные технологии необходимо использовать современному учителю в своей работе, так как это отвечает веянию времени и основным требованиям к современному уроку в целом. Используя данные технологии можно повысить мотивацию учащихся к изучению своего предмета, что влияет на качество полученных знаний и учит учащихся применять эти знания на практике в повседневной жизни, при подготовке к итоговой аттестации.

Умения применять инновационные технологии являются обязательными для учителя, работающего в современной школе, входят профессиональный стандарт педагога. Надеюсь, что интернет - ресурсы, которые я использую в своей педагогической деятельности и рекомендую для применения вам, помогут вам в работе.


Используемая литература:

  1. Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.

  2. Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2005. - № 5.

  3. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171.

  4. Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г. 

  5. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С.Кукушкина – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г. 

  6. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г. 

  7. www.1september.ru/ru/bio.htm

  8. Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 –2.     Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36

  9.  Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

  10. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  11.  Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.

  12.  Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.

  13.        . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21fb3c2c-d6ee-49c1-9799-3fdbdb95a0e8/lekciya.htm/lekciya.htm

  14. http://bio-faq.ru/map3.html#ege














10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!