СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках биологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный материал рекомендую использовать для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно - математического цикла и педагогическом совете. Здесь представлены  интерактивные формы организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках биологии»


Доклад на педсовет:

«Использование интерактивных форм организации учебного процесса и

инновационных технологий на уроках биологии».


Подготовила учитель биологии

и химии Приходченко Н.А.


На сегодняшний день традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационным технологиям и интерактивным формам организации учебного процесса.

Наиболее известными формами интерактивных методов являются: “Аквариум”, “Дебаты”, “Мозговой штурм”, “Микрофон”, “Цепочка”, биологические задачи, блиц-интервью, “Сенкан”, игры, загадки, экологические задачи.

Метод “Мозговой штурм”.

Опираясь на жизненный опыт и знания, все участники обсуждения свободно излагают свою мысль. Мозговой штурм заставляет учеников проявлять творчество, развивает умение быстро анализировать ситуацию.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Например, при изучении темы “Нарушение зрения. Гигиена зрения” (биология человека, 8 класс), рассматриваем такой вопрос: много людей имеют проблемы со зрением, каковы причины нарушения зрения Вы можете назвать? Учащиеся предлагают ответы: чтение в постели; если у родителей плохое зрение, то и у детей тоже; чтение в транспорте; нерациональное питание; плохо осветленное рабочее место; мелкий шрифт; просмотр телепередач близко к экрану; из-за большого количества сочинений, которые задают домой; небольшое расстояние учебника от глаз.

Например, изучая тему “Осанка и профилактика ее нарушения” (биология человека, 8 класс) работаем над проблемой: что является причиной искривления позвоночника при нарушение ходьбы у некоторых людей? Учащиеся предлагают свои варианты решения: Тяжёлые сумки на плечах, мягкая постель, низкие порты, неполноценное питание, искривленная поза во время выполнения письменных заданий, переполненный автобус, высокие каблуки, узкая обувь.

Метод “Микрофон”.

Этот метод дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, отвечая по очереди. Перед классом ставятся вопросы, ученику даётся “микрофон”, который ученики передают друг другу. Если нет ответа, ученик передает слово другому. Например, во время изучения темы “Внутренняя среда организма” (биология, 8 класс), можно предложить вопросы: Какой состав крови? (для выполнения нужно перечислить только компоненты); что собой представляют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?

Изучая тему “Сообщества и экосистемы” (биология, 11 класс) предлагаю такие вопросы: 1. Что такое сообщество? 2. Что такое экологическая пирамида? 3. Почему типы пирамид для одного сообщества могут значительно отличаться?

Блиц - интервью.

Этот метод используют для проверки знаний учащихся по темам. Учащиеся самостоятельно готовят вопросы, которые будут задавать во время интервью. Главное, чтобы вопросы были понятны и лаконичные. Во время выполнения этого задания учащиеся учатся выделять главное, строят вопросы, ответ на которые два или три слова. Развивается взаимное уважение и корректное отношение друг к другу.

Для проведения интервью учащиеся делятся на “экспертов”, “журналистов”. Эксперты в центре, журналисты по очереди задают вопросы. Например:

Вещества, произведенные клеткой «на экспорт», получают в этой органелле «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и так выводятся из клетки. Наиболее крупные размеры эти органеллы имеют в клетках желез внутренней секреции. «Удостоверение», выданное ими гормону, позволяет последнему дойти до адресата и не быть уничтоженным по дороге как чужеродное тело. Эти специализированные органеллы называют ... (Комплексом Гольджи.)

Известно, что важнейшая функция комплекса Гольджи – сортировка веществ и их перемещение – происходит не без помощи мембранных «адресных меток», работающих по принципу «замок–ключ», то есть ... (Мембранных рецепторов.)

Плоские черви, за редким исключением, имеют и женские, и мужские половые железы, поэтому они ... (Гермафродиты.)


Из инновационных технологий я использую компьютер – Информационно-коммуникативную технологию (ИКТ) как в учебной так и во внеурочной деятельности. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков биологии, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в результате ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. Применение компьютера на уроках биологии делают занятия более наглядными, интересными, яркими, насыщенными.

Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.

На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT- это тематическая и логическая связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентаций при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала. Методы и приемы, используемые при подаче учебного материала по биологии в форме презентаций, практика обучения, анализ результатов показывает, что это способствует: расширению дидактических возможностей урока; наглядному представлению учебного материала; повышению интереса к предмету; развитию приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитию умений осуществлять обработку информации; в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности. Использование презентации позволяет учителю мотивировать учащихся на активную познавательную деятельность и обеспечить эффективную работу по погружению в проект. Учащиеся используют возможности POWER POINT для наглядного представления результатов своей проектной работы. Учащиеся с увлечением участвуют в проектной деятельности, используя компьютерные технологии. У школьников, участвовавших в проектной деятельности, возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение.

При организации семинарских занятий использование презентации позволяет обеспечить визуализацию рассматриваемого учебного материала и активное включение в его обсуждение всех учащихся класса. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией. Например, в 11 классе проводим урок-презентация на тему: «Экологические проблемы современности»; в 8 классе уроки «Наследственные болезни»; «Влияние курения»; в 10 классе «Мутационная изменчивость».


Важно отметить, что я использую на уроках биологии и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, диспуты.

Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, негромкую классическую и релаксирующую музыку). Информационные технологии должны использоваться как элементы на уроке.

Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняют другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использование средств обучения.

Использование инновационных технологий и интерактивных форм обучения на уроках биологии это средство повышения эффективности образовательного процесса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!