ПМЦ историко-филологических дисциплин
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Выступление учителя русского языка и литературы
Татариновой О.Ю.
20.03.2020г.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
З адачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point)
- работа с ресурсами Интернет,
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
В последние годы я активно использую в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности могут служить проекты учащихся по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе, И.С.Тургенева в 7 классе, проекты. Представленные на НПК «Талант. Мысль.Открытие»: «Тайны смерти Сергея Есенина», «Последняя дуэль Пушкина», «Мир дворянской усадьбы», «Влияние социальных сетей на речь учащихся», «Что читает наше поколение?», «Пословицы и поговорки русского народа», «Вежливые слова - залог культурной речи», «Заимствованные слова в современном русском языке».
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.
Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
СЛАЙДЫ
Сделаны презентации практически к каждому уроку и русского языка, и литературы; по внеклассной работе по предмету: «Что в имени тебе моем?» - о русских именах – происхождение, значение; «Лицей начало положил всему…» - о лицейских годах А.С. Пушкина и другие.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать и обогатить банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание произведений художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
повышает качество обучения;
усиливает интерес к изучению предмета;
позволяет доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проецируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
СЛАЙД (Ясная Поляна)
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как::
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
А для учителя:
- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
- это расширение информационной емкости и плотности урока;
- это соответствие требованиям, предъявляемым не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;
- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.