СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании проблемно-методического центра историко - филологических дисциплин - опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

ПМЦ историко-филологических дисциплин


Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Выступление учителя русского языка и литературы

Татариновой О.Ю.

20.03.2020г.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

З адачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point)

- работа с ресурсами Интернет,

В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:







Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;

  • экономит время учителя при подготовке к уроку.


В последние годы я активно использую в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности могут служить проекты учащихся по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе, И.С.Тургенева в 7 классе, проекты. Представленные на НПК «Талант. Мысль.Открытие»: «Тайны смерти Сергея Есенина», «Последняя дуэль Пушкина», «Мир дворянской усадьбы», «Влияние социальных сетей на речь учащихся», «Что читает наше поколение?», «Пословицы и поговорки русского народа», «Вежливые слова - залог культурной речи», «Заимствованные слова в современном русском языке».

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.

Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

СЛАЙДЫ

Сделаны презентации практически к каждому уроку и русского языка, и литературы; по внеклассной работе по предмету: «Что в имени тебе моем?» - о русских именах – происхождение, значение; «Лицей начало положил всему…» - о лицейских годах А.С. Пушкина и другие.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать и обогатить банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.

Прослушивание произведений художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.


Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

  • создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

  • увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;

  • повышает качество обучения;

  • усиливает интерес к изучению предмета;

  • позволяет доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проецируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.



СЛАЙД (Ясная Поляна)

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

Применение компьютерных технологий позволяет мне решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как::

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

А для учителя:

- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;

- это расширение информационной емкости и плотности урока;

- это соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;

- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!