СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование домашнего эксперимента при изучении химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование домашнего эксперимента при изучении химии»

Использование домашнего эксперимента при изучении химии

Навалихина Ольга Викторовна,

учитель химии КОГОАУ «Лицей естественных наук»


Невозможно себе представить изучение химии без работы учащихся с реальными веществами, потому что только при непосредственном восприятии объектов окружающего мира можно сформировать представление о многообразии химических соединений, усвоить правила безопасного обращения с ними и предотвратить развитие хемофобии, которой подвержено современное общество.

Не секрет, что дети очень любят эффектные опыты с яркими внешними признаками, ждут появления уроков химии, рассчитывая на многочисленные эксперименты, в том числе с огнем и взрывами. В школе же химия начинается только с 8 класса, количество часов на ее изучение невелико и эксперимент чаще всего сводится к редким демонстрациям и программным практическим работам. Помочь в решении этой проблемы может домашний эксперимент, грамотно организованный учителем.

Учащиеся КОГОАУ «Лицей естественных наук» начинают изучать химию в среднем звене в рамках пропедевтических курсов. В 5-6 классах ведется предмет «Введение в естественноноучные предметы» (по 1 часу в неделю физики и химии, УМК Гуревича А.Е., Д.А. Исаевой, Л.С. Понтак), а в 7 классе – «Введение в химию» (1 час в неделю, УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина).

Главная цель пропедевтических курсов – формирование устойчивого познавательного интереса к химии. Реализации этой цели способствует эксперимент как на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся. Уже в 5 классе дети получают первое задание из рубрики «Химичим с мамой» и проводят эксперимент по карамелизации сахара и гашению соды уксусом. Работая по инструкции вместе с родителями, дети знакомятся с веществами из повседневной жизни, учатся правилам безопасного обращения с ними. На уроке мы обсуждаем признаки, которыми сопровождались данные опыты, убеждаемся, что дети осуществили не только химические реакции, но и смогли пронаблюдать физические явления, учимся описывать вещества. К этим простым экспериментам мы не раз возвращаемся в течение года. Например, когда решаем задачи, как распознать сахарную пудру и поваренную соль (пробовать вещества на вкус в лаборатории нельзя!), как выделить сахар и соль из растворов (выпаривание и упаривание).

В 6 классе после рассмотрения классификации химических реакций на дом я задаю детям провести реакцию разложения питьевой соды и ржавления железа. Один эксперимент краткосрочный, его легко выполнить, второй требует определенного времени, а значит, ученик должен спланировать свою деятельность. Наблюдения дети фиксируют в тетради, а гвоздик приносят с собой на урок. Так мы переходим в новую тему «Основные классы неорганических соединений» и начинаем знакомство с оксидами.

Рабочая тетрадь УМК О.С. Габриеляна содержит достаточно большое количество опытов, которые семиклассники могут провести дома. Кроме этого я предлагаю ученикам проекты, требующие самостоятельного планирования эксперимента и формы его представления на проверку. При изучении физических явлений домашним заданием является эксперимент о влиянии различных факторов на скорость диффузии с условным названием «Чаепитие». Процесс заваривания чая с сахаром, молоком и лимоном ученик описывает с точки зрения имеющихся у него знаний по химии и физике. Это приближает учебный материал к реальной жизни. Иногда выводы школьников выходят за рамки задания. Например, изменение цвета чая при добавлении лимонного сока связывается с имеющимися знаниями о кислотно-основных индикаторах.

Проведение эксперимента, неограниченного форматом рабочей тетради, активизирует творческие способности ребенка: один пишет доклад, другой рисует поясняющие рисунки, третий снимает видеофрагмент. При этом очень важно грамотное и полное описание опыта и объяснение его результатов. Так в рамках пропедевтики мы готовимся к проведению практических работ в старших классах.

Преподавание химии в классах химико-биологического профиля позволяет проводить большое количество лабораторных и практических работ. В 10-11 классах социально-экономического профиля на химию отводится только 1 час в неделю, поэтому часть эксперимента так же целесообразно вынести на домашнее изучение. Например, в теме «Углеводы» я провожу практическую работу, первую часть которой ученики делают дома: растворение сахара в воде, гидролиз сахарозы, карамелизация, растирание в порошок сахара и поваренной соли. На уроке мы обсуждаем результаты домашнего эксперимента, проводим качественные реакции сахарозы и глюкозы на многоатомные спирты, альдегидную группу. С полученной школьниками дома сахарной пудрой также провожу демонстрационный опыт по обугливанию концентрированной серной кислотой.

Лицеисты активно принимают участие в химических турнирах школьников. Задачи турниров имеют мало общего с тем, что мы решаем на уроках. Они могут выходить за рамки одного учебного предмета, а решение часто предполагает экспериментальную проверку первоначальной гипотезы. Например, как определить, есть ли в безацетоновой жидкости для снятия лака примесь ацетона, добавленная недобросовестным производителем; как создать свечу, пламя которой изменяет свою окраску не менее трех раз в процессе горения; как смоделировать установку, имитирующую вулкан с одновременным выбросом пепла и извержением лавы.

Экспериментировать мы продолжаем и в каникулярное время. Отдых в загородном лагере мы совмещаем с изучением химии: извлекаем из зеленых листьев пигменты и проводим их хроматографию, повторяя опыт М.С. Цвета; оцениваем возможность использования цветов и плодов в качестве природных индикаторов, определяем жесткость природной воды и т.д.

В целом использование домашнего эксперимента позволяет поддерживать познавательный интерес школьников к химии, формировать у них навыки работы с веществами, осуществлять связь изученного с жизнью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!