Использование домашнего эксперимента при изучении химии
Навалихина Ольга Викторовна,
учитель химии КОГОАУ «Лицей естественных наук»
Невозможно себе представить изучение химии без работы учащихся с реальными веществами, потому что только при непосредственном восприятии объектов окружающего мира можно сформировать представление о многообразии химических соединений, усвоить правила безопасного обращения с ними и предотвратить развитие хемофобии, которой подвержено современное общество.
Не секрет, что дети очень любят эффектные опыты с яркими внешними признаками, ждут появления уроков химии, рассчитывая на многочисленные эксперименты, в том числе с огнем и взрывами. В школе же химия начинается только с 8 класса, количество часов на ее изучение невелико и эксперимент чаще всего сводится к редким демонстрациям и программным практическим работам. Помочь в решении этой проблемы может домашний эксперимент, грамотно организованный учителем.
Учащиеся КОГОАУ «Лицей естественных наук» начинают изучать химию в среднем звене в рамках пропедевтических курсов. В 5-6 классах ведется предмет «Введение в естественноноучные предметы» (по 1 часу в неделю физики и химии, УМК Гуревича А.Е., Д.А. Исаевой, Л.С. Понтак), а в 7 классе – «Введение в химию» (1 час в неделю, УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина).
Главная цель пропедевтических курсов – формирование устойчивого познавательного интереса к химии. Реализации этой цели способствует эксперимент как на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся. Уже в 5 классе дети получают первое задание из рубрики «Химичим с мамой» и проводят эксперимент по карамелизации сахара и гашению соды уксусом. Работая по инструкции вместе с родителями, дети знакомятся с веществами из повседневной жизни, учатся правилам безопасного обращения с ними. На уроке мы обсуждаем признаки, которыми сопровождались данные опыты, убеждаемся, что дети осуществили не только химические реакции, но и смогли пронаблюдать физические явления, учимся описывать вещества. К этим простым экспериментам мы не раз возвращаемся в течение года. Например, когда решаем задачи, как распознать сахарную пудру и поваренную соль (пробовать вещества на вкус в лаборатории нельзя!), как выделить сахар и соль из растворов (выпаривание и упаривание).
В 6 классе после рассмотрения классификации химических реакций на дом я задаю детям провести реакцию разложения питьевой соды и ржавления железа. Один эксперимент краткосрочный, его легко выполнить, второй требует определенного времени, а значит, ученик должен спланировать свою деятельность. Наблюдения дети фиксируют в тетради, а гвоздик приносят с собой на урок. Так мы переходим в новую тему «Основные классы неорганических соединений» и начинаем знакомство с оксидами.
Рабочая тетрадь УМК О.С. Габриеляна содержит достаточно большое количество опытов, которые семиклассники могут провести дома. Кроме этого я предлагаю ученикам проекты, требующие самостоятельного планирования эксперимента и формы его представления на проверку. При изучении физических явлений домашним заданием является эксперимент о влиянии различных факторов на скорость диффузии с условным названием «Чаепитие». Процесс заваривания чая с сахаром, молоком и лимоном ученик описывает с точки зрения имеющихся у него знаний по химии и физике. Это приближает учебный материал к реальной жизни. Иногда выводы школьников выходят за рамки задания. Например, изменение цвета чая при добавлении лимонного сока связывается с имеющимися знаниями о кислотно-основных индикаторах.
Проведение эксперимента, неограниченного форматом рабочей тетради, активизирует творческие способности ребенка: один пишет доклад, другой рисует поясняющие рисунки, третий снимает видеофрагмент. При этом очень важно грамотное и полное описание опыта и объяснение его результатов. Так в рамках пропедевтики мы готовимся к проведению практических работ в старших классах.
Преподавание химии в классах химико-биологического профиля позволяет проводить большое количество лабораторных и практических работ. В 10-11 классах социально-экономического профиля на химию отводится только 1 час в неделю, поэтому часть эксперимента так же целесообразно вынести на домашнее изучение. Например, в теме «Углеводы» я провожу практическую работу, первую часть которой ученики делают дома: растворение сахара в воде, гидролиз сахарозы, карамелизация, растирание в порошок сахара и поваренной соли. На уроке мы обсуждаем результаты домашнего эксперимента, проводим качественные реакции сахарозы и глюкозы на многоатомные спирты, альдегидную группу. С полученной школьниками дома сахарной пудрой также провожу демонстрационный опыт по обугливанию концентрированной серной кислотой.
Лицеисты активно принимают участие в химических турнирах школьников. Задачи турниров имеют мало общего с тем, что мы решаем на уроках. Они могут выходить за рамки одного учебного предмета, а решение часто предполагает экспериментальную проверку первоначальной гипотезы. Например, как определить, есть ли в безацетоновой жидкости для снятия лака примесь ацетона, добавленная недобросовестным производителем; как создать свечу, пламя которой изменяет свою окраску не менее трех раз в процессе горения; как смоделировать установку, имитирующую вулкан с одновременным выбросом пепла и извержением лавы.
Экспериментировать мы продолжаем и в каникулярное время. Отдых в загородном лагере мы совмещаем с изучением химии: извлекаем из зеленых листьев пигменты и проводим их хроматографию, повторяя опыт М.С. Цвета; оцениваем возможность использования цветов и плодов в качестве природных индикаторов, определяем жесткость природной воды и т.д.
В целом использование домашнего эксперимента позволяет поддерживать познавательный интерес школьников к химии, формировать у них навыки работы с веществами, осуществлять связь изученного с жизнью.