СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Химия в быту"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса является межпредметным. Он рассчитан на 34 часов. Срок проведения – 1 учебный год.               

               Каждая практическая работа предполагает проведение исследования определенного объекта жизненно важного для человека (вода, воздух, продукты питания). Каждая практическая работа имеет различную степень сложности и содержит разный уровень познавательного интереса. При выполнении практических работ учащиеся овладевают простейшими навыками профессии лаборанта, учатся фиксировать полученные результаты, анализировать их и, применяя дополнительные источники информации, давать рекомендации по решению определенной проблемы.

Данный курс является важным для профессиональной ориентации учащихся

9-го класса. Он тесно связан с биологией, экологией, медициной, гигиеной.

Цель курса: заинтересовать учащихся в практическом использовании химии в повседневной жизни; сориентировать на уровень изучения химии в профильном классе.

Задачи курса:

— создание условий для самоопределения в выборе профиля обучения;

— выработка практических умений и навыков, необходимых в повседневной жизни;

— освоение методов оценки жизненно важных объектов.

Образовательный продукт: по окончании курса девятиклассник должен для себя определить продолжит ли он обучение в профильном классе или будет получать профессию, связанную с предметом химия.

 

Содержание программы.

Тема 1: «Введение» (1 ч).

      Цели и содержание курса. Методы и формы работы. Понятие культуры здоровья. Факторы, влияющие на здоровье.

     Тема 2:  Правила безопасного поведения в лаборатории. Посуда и оборудование химической лаборатории. Роль химического эксперимента в определении пригодности среды существования и продуктов питания для нормальной жизнедеятельности.

Тема 3: Вода. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства. Практическая работа №1. «Исследование качества питьевой воды».

Тема 4: Химический состав пищи. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д. Витамины. Практическая работа №2. «Исследование пищевых продуктов на кислотность». Тема 5: Практическая работа №3. «Полуколичественный анализ продуктов питания на содержание жировых веществ». Тема 6: Практическая работа №4. « Исследование воздуха различных школьных помещений на содержание СО2». Тема 7:  Моющие средства. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.

Практическая работа №5. «Исследование среды растворов моющих средств».

Тема 8: Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом. Тема 9: Соли. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение. Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.

Тема 10: Лакокрасочные материалы. Классификация лакокрасочных материалов, их состав и назначение. Пищевые красители в домашних условиях. Классификация клеев, их состав и назначение. Выбор клея для различных материалов. Удаление пятен от лакокрасочных материалов и клея. Тема 11:Косметика и парфюмерия. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение. Практическая работа: изучение влияния фторсо

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Химия в быту"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Найыралская средняя общеобразовательная школа сельского поселения сумон Ээр-Хавак с. Дружба Администрации муниципального райнона «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

















Программа элективного курса

«Химия в быту»








Разработала:

Монгуш Ш.Э.

учитель химии













2013г

Пояснительная записка.

Данный курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса является межпредметным. Он рассчитан на 34 часов. Срок проведения – 1 учебный год.

Каждая практическая работа предполагает проведение исследования определенного объекта жизненно важного для человека (вода, воздух, продукты питания). Каждая практическая работа имеет различную степень сложности и содержит разный уровень познавательного интереса. При выполнении практических работ учащиеся овладевают простейшими навыками профессии лаборанта, учатся фиксировать полученные результаты, анализировать их и, применяя дополнительные источники информации, давать рекомендации по решению определенной проблемы.

Данный курс является важным для профессиональной ориентации учащихся

9-го класса. Он тесно связан с биологией, экологией, медициной, гигиеной.

Цель курса: заинтересовать учащихся в практическом использовании химии в повседневной жизни; сориентировать на уровень изучения химии в профильном классе.

Задачи курса:

— создание условий для самоопределения в выборе профиля обучения;

— выработка практических умений и навыков, необходимых в повседневной жизни;

— освоение методов оценки жизненно важных объектов.

Образовательный продукт: по окончании курса девятиклассник должен для себя определить продолжит ли он обучение в профильном классе или будет получать профессию, связанную с предметом химия.

Содержание программы.

Тема 1: «Введение» (1 ч).

Цели и содержание курса. Методы и формы работы. Понятие культуры здоровья. Факторы, влияющие на здоровье.

Тема 2: Правила безопасного поведения в лаборатории. Посуда и оборудование химической лаборатории. Роль химического эксперимента в определении пригодности среды существования и продуктов питания для нормальной жизнедеятельности.

Тема 3: Вода.
Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.
Практическая работа №1. «Исследование качества питьевой воды».

Тема 4: Химический состав пищи. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д. Витамины.
Практическая работа №2. «Исследование пищевых продуктов на кислотность».
Тема 5: Практическая работа №3. «Полуколичественный анализ продуктов питания на содержание жировых веществ».
Тема 6: Практическая работа №4. « Исследование воздуха различных школьных помещений на содержание СО2».
Тема 7: Моющие средства. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.

Практическая работа №5. «Исследование среды растворов моющих средств».

Тема 8: Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Тема 9: Соли. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.
Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.

Тема 10: Лакокрасочные материалы. Классификация лакокрасочных материалов, их состав и назначение. Пищевые красители в домашних условиях. Классификация клеев, их состав и назначение. Выбор клея для различных материалов. Удаление пятен от лакокрасочных материалов и клея.
Тема 11:Косметика и парфюмерия. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.
Тема 12: Лекарства. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Экскурсия в аптеку.
Тема 13: Контрольный тест.

Тема 14: Спички. Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. Учащиеся должны представление о сложном составе спичек.

Тема15: Карандаши и акварельные краски (1 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Учащиеся должны иметь представление о составе красок и карандашей

Тема16: Стекло (1 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Учащиеся должны знать: историю развития стеклоделия в России, о работах М.В.Ломоносова, состав различных видов стекла.

Тема 17: Керамика (1 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Учащиеся должны знать: виды и химический состав глин,историю керамического производства, развитие его в Саратовской области.

Тема 18: Чернила для тайнописи

Учащиеся должны иметь представление о простейших рецептах приготовления чернил.

Тема 19: Индикаторы своими руками (3ч)

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Практическая работа

1.Приготовление различных индикаторов. Учащиеся должны иметь представление об индикаторах, уметь определять характер среды с помощью индикаторов

Тема 20: Сколько красителей в листьях растений (2ч)

Практическая работа

1.Исследование красителей

2. Оформление результатов проекта

Тема 21: Самодельный огнетушитель

Практическая работа

1.Изготовление самодельного огнетушителя.

2. Оформление результатов проекта

Литература для учителя и учащихся.

1.Алексеев С.В. «Экология». Пособие для учащихся 9-го класса. СМНО. ПРЕСС 1997 г.

2.Зайков Г.Е., Эммануэль Н.М. «Химия и пища», М. «Наука» 1986 г.


Основные цели курса. Стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.

Требования к результатам
усвоения материала элективного курса

Учащиеся должны знать:

• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;

• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;

• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;

• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;

• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;

• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.

Учащиеся должны уметь:

• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;

• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;

• применять бытовые химикаты по их назначению;

• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;

• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;

• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).

Оценка результатов производится не только учителем, но и самими ребятами (самооценка учащихся) – в конце каждой темы и итоговая.

Оцениванию подлежит:

• знание основных понятий темы;

• умение адекватно их применять;

• применение технических навыков;

• активное участие в работе.

Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.

Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, экскурсии, химические тематические вечера, рефераты, самостоятельные работы, конференции, консультации.






Учебно-тематическое планирование.


п/п

Наименование тем курса

Всего часов

Лекция

Экскурсия

Практ раб.

1

Введение

1

1



2

Техника безопасности при обращении с лабораторными посудами и реактивами.

1

0,5


0,5

3

Вода. Практическая работа №1. «Исследование качества питьевой воды».

3

1


2

4

Химический состав пищи. Практическая работа №2. «Исследование пищевых продуктов на кислотность».

2

1


1

5

Практическая работа №3. «Полуколичественный анализ продуктов питания на содержание жировых веществ».

1



1

6

Практическая работа №4. « Исследование воздуха различных школьных помещений на содержание СО2».

1



1

7

Моющие средства

2

1


1

8

Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами

1

1



9

Соли. Поваренная соль. Сода. Перманганат калия.

3

1


2

10

Лакокрасочные материалы, клеи.

2

1


1

11

Косметика. Парфюмерия.

2

1


1

12

Лекарства.

3

2

1


13

Контрольный тест

1




14


Спички

1




15

Карандаши и акварельные краски


1




16

17

Керамика

Практическая работа «Получение чернила для тайнописи.

1

1




1

18

Индикаторы своими руками. Практическая работа «Приготовление различных индикаторов

2

1


1

19

Практическая работа «Самодельный огнетушитель»

2



2

20

Сколько красителей в листьях растений

2



2

21

Итоговое занятие

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!