Использование ЭОР на уроках математики
Сухова А.В.
учитель математики МКОУ «Школа-лицей №2».
г.Белогорск, Республика Крым
Раздел 1. Модели уроков по математике на основе использования ЭОР
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
1 Урок-введение нового материала при ведущей роли учителя
План – коспект урока алгебры в 9 классе
Тема урока: квадратичная функция и её график
Цель урока: ввести понятие квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции;
Задачи:
- обучающие, формируют регулятивные УУД:
познакомить уч-ся с определением квадратичной функции;
научить уч-ся строить график квадратичной функции;
изучить с уч-ся свойства квадратичной функции.
-развивающие, формируют познавательные УУД:
развивать графические навыки учащихся, прививать им навыки чтения графиков;
развивать в уч-ся интерес к функциям.
-воспитательные, формируют личностные УУД:
формировать и развивать у уч-ся умение планировать свою работу в группах;
прививать уч-ся культуру общения и сотрудничества.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (таблица 1)
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | | Приветствие. Положительный настрой на учебную деятельность | Ответное приветствие | 2 |
2 | Вступительная часть | | 1.Постановка цели и задач. 2.Повторение материала, связанного с понятием функции: дать определение функции и графика функции, перечислить способы задания функции, задание на соответствие формул и графиков функций. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя | 5 |
3 | Основная часть: введение нового материала | 1 2 | Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 13 |
Первичное закрепление знаний |
3 | 1.Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. 2.Определяет ЭУМ П-типа, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | 1.Работа по учебнику.
2.Работа в парах. Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию.Выполняют задание и размещают результаты на форуме | 10
10 |
4 | Домашнее задание | | Задаёт и комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание, слушают комментарии | 2 |
5 | Итог урока | | Формулирует выводы. Вопросы учащимся: какое задание самое трудное? Что нового узнали на уроке? | Фиксируют выводы. Отвечают на вопросы | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР ( Таблица 2)
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
информационный |
аудиоинформация | Аудио фрагмент "Что такое квадратичная функция"
|
2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
практический |
модель | График квадратичной функции |
3 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
комбинированный: практический и контрольный |
мультимедийная информация | Квадратичная функция, ее график и свойства. П1 |
2 Урок закрепления знаний и формирования умений
Конспект урока по алгебре в 9 классе
Тема урока «Функции и их свойства»
Цель урока: закрепить знания и сформировать умения у уч-ся по данной теме
Задачи урока:
обучающие: закрепить с уч-ся умения и навыки вычисления значений функции, строить графики функций, описывать свойства и распознавать виды изучаемых функций;
развивающие: развивать в уч-ся умения сравнивать, сопоставлять, моделировать реальные зависимости формулами и графиками; развивать интерес к предмету с помощью ЭОР, познавательную и творческую деятельность учащихся;
воспитательные: воспитывать в уч-ся трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения.
Тип урока: закрепление нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть.
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.
3. Основная часть:
Область определения и область значений функции |
В
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов открываем набор ЭОРов к учебнику «Алгебра», 9 класс. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Выбираем ресурс
Открываем «Практика». Учащиеся знакомятся по необходимости с содержанием пошаговых подсказок, решают, записывают ответ. Учитель по необходимости оказывает помощь, отвечает на вопросы, даёт необходимые пояснения.
Открываем «Контроль».
Открываем ФЦИОР. Выбираем предмет «Математика» 9кл.
Функция. Область определения и область значений функции. К1
Учащиеся выполняют контрольное задание. Для этого открывают модуль К- типа (задания с выбором ответа) из 5 сцен. 6-я сцена – статистика. Учитель анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
4. Домашнее задание.
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока.
3. Урок – решение задач
Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.
Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.
Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типа определяет учитель.
Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения.
Приведенные выше примеры лишь иллюстрируют возможности ЭОР нового поколения в условиях построения инновационного образовательного процесса. Спектр педагогических технологий, в которые могут быть включены ЭОР нового поколения достаточно широк. Среди них можно назвать: технологии рефлексивного, игрового, проблемного обучения, группового взаимодействия, кейс–технологию и т.п.
При разработке сценария урока необходимо:
· Четко обозначить тему и цели урока
· Доступно изложить материал урока, по возможности используя электронные образовательные ресурсы.
· В сценарий урока можно включать видеоматериалы, графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы.
· Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные Вам ресурсы или собственные разработки
· По возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся при рассмотрении учебного материала
· Предусмотреть контрольные элементы урока, включив в сценарий урока соответствующие задания или интерактивные тесты
· Указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу
· Предусмотреть домашнее задание, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов
· Учитывать необходимость подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Заключение
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее. ЭОРы должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым предметным программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
иметь удобный интерфейс.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Список литературы
1. Вестник образования России. Декабрь 2011г.
2. Кузнецова М.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Академия АйТи.2011г.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия,2000г.
4. Петрова О.Н. Мотивация учения. – Математика. 2004г.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
7. Российский портал открытого образования
http://www.openet.edu.ru
8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
13