СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЭОР на уроках математики как условие развития познавательной активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал знакомит с электронными образовательными ресурсами (что это такое, описываются виды, инновационные качества ЭОР, какие задачи позволяют решить, использование на уроках и во внеурочной деятельности, формирование УУД с помощью ЭОР)

Просмотр содержимого документа
«Использование ЭОР на уроках математики как условие развития познавательной активности младших школьников»

Использование электронных образовательных ресурсов

на уроках математики как условие развития

познавательной активности младших школьников


Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанных с изменением содержания технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Развитие информационного общества, новых технологий в современном производстве, а также внедрение научных идей в школьную практику требуют особого внимания к проблемам государственной образовательной политики. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  одним из главных направлений в обучении школьников определена ориентация на обеспечение самоопределения личности, а также создание условий для ее развития и самореализации. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, любознательного, активно и заинтересованно познающего мир, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности.         

Формированию выделенных качеств учащихся способствует предмет математика, так как на уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные решения, получать новую информацию, обрабатывать ее, делать логические выводы.  Применение ЭОР позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока. Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Поэтому возникают противоречия между новыми требованиями общества, касающимися создания условий для развития личности и её самореализации и недостаточным механизмом удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения. Между большим количеством существующих компьютерных средств обучения  математике и отсутствием единой системы проектирования электронных образовательных ресурсов. Между необходимостью формирования познавательного интереса школьников к обучению математике и отсутствием научно обоснованных подходов к использованию ЭОР по математике как средства формирования познавательного интереса учащихся. В процессе обучения возникает необходимость использования современных образовательных технологий, а у педагогов просматривается недостаточный уровень владения этими технологиями.

Возникает проблема в необходимости разработки системы работы с использованием ЭОР в условиях новых ФГОС.

Для того чтобы нам достичь желаемых результатов процесса обучения необходимо правильно выстроить структуру своей работы по достижению  и в первую очередь понять с чем работать и как. Мы, педагоги должны иметь четкое представление о том, что такое ЭОР и их возможности.

Для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. А ученику предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, а также формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности.

Текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента имеют формальные отличия от книги : ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования  текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.

  За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

ЭОР обладают такими инновационными качествами, как обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия и контроль учебных достижений), интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения, а также возможность более полноценного обучения вне аудитории. За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда учителя.

Учитель может использовать ЭОР для сопровождения объяснения материала своей же презентацией, использования при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиа объектов, а также использования в интерактивных, инновационных методах обучения: создания учебных мини-проектов, рационального поиска информации в Интернете, использования материалов ЭОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

ЭОР можно применять на различных этапах урока. Например: на этапе актуализации знаний (электронные тесты): на этапе объяснения нового материала (электронные учебники, мультимедийные презентации и учебные видеофильмы), на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков; на этапе контроля и оценки знаний (контрольные тесты, проекты и тренажёры).

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Еще оно дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями и детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни. 

Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения.

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи: 
- индивидуализации и дифференциации обучения; 
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся; 
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии; 
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. 

Для успешной организации уроков с применением ЭОР  необходимым условием является отбор материала по содержанию, структурная организация учебного материала, включение учащихся  в процесс обучения; выбор типов упражнений из ЭОР; применение интерактивных информационных обучающих систем; комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.
Достижениями применения ЭОР является успешное прохождение программного материала, усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий и интерес к предмету.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.

С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

         Использование ЭОР в сфере образования позволяет нам, педагогам, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, при этом совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения.


Применение ЭОР на уроках в начальных классах является самым действенным способом заложения основ информационной грамотности у младших школьников. Придя в первый класс, ребёнок знает как запустить компьютерную игру, но не знает , как и где найти нужную информацию, как использовать информационные ресурсы для решения конкретной задачи.

ЭОР открывают для педагога новые возможности по формированию УУД у младших школьников. Качественные электронные учебники, как правило, составлены таким образом, чтобы достичь формирования у школьников всех УУД – без привлечения других учебных пособий.Задания по каждой теме разнообразны, интерактивны и позволяют работать как индивидуально, как в парах, так и в группах.

Применяя на уроках мультимедийные презентации, интерактивные тесты, викторины, учитель не воздействует на результат обучения напрямую. Однако он способствует созданию современной образовательной среды, формирует у учащихся полезные привычки (оценить свою работу, работать в команде, быстро исправлять ошибки).

Работа с ЭОР призвана не отнимать время от урока, а беречь его и тратить с максимальной пользой. Если использовать мультимедийную презентацию и подборку иллюстраций, учитель тратит гораздо меньше времени на объяснение нового материала. Выбирая в качестве формы контроля интерактивные тесты, учитель не тратит время на их проверку: система автоматически находит ошибки и даёт ученику обратную связь. ЭОР для начальной школы снабжены удобной системой поиска. Она позволяет сэкономить время, которое обычно тратится на перелистывание страниц учебника в поисках нужной картинки или схемы.

Больше всего времени школьники тратят на то, чтобы сконцентрироваться на теме учебного занятия. Применение ЭОР решает эту проблему: даже самые невнимательные школьники с увлечением работают на компьютере, решают задачи, при этом растет их мотивация к учебе.

В настоящий момент принятые нормативы позволяют ученикам работать при помощи ЭОР не дольше 15-20 минут. Учитель может сам распоряжаться этим временем, но важно не злоупотреблять данными ресурсами особенно на уроках технологии и окружающего мира, не отказываться от зарядок и упражнений, развивающих мелкую моторику рук.

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование ЭОР делает урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Использование ЭОР в начальной школе открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению.

Константин Кушнер говорил: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научиться добывать знания и пользоваться ими».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!