СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы, формы и приемы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интерактивных методов обучения позволяет повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, сделать  качественным усвоение новых знаний, вызвать у ребят заинтересованность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы, формы и приемы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»







Доклад на тему:

« ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»



Подготовила:

Попова Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификацоинная категория











Прокопьевский район

2016

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью

Л.Н.Толстой


И действительно, хорошо знаем и понимаем мы лишь то, что смогли узнать самостоятельно, добыв нужную информацию.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Основу плана урока составляют интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал.

Признаки интерактивного обучения:

• возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме;

• диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи;

• организация активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности;

• осознанное создание учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни;

• свобода выбора;

• создание ситуации успеха, т.е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

• рефлексия, т.е. самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Интерактивные методы обеспечивают:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активная жизненная позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

• Демократичность

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требуется ФГОС.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Интерактивные формы обучения дают возможность каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и т.д. Учебное взаимодействие включает в себя не только связку «учитель-ученик», но и «ученик-ученик». При организации учебных диалогов возникает потребность в пересмотре привычной системы оценки деятельности учащихся. В целом это требование становится характерным для всех инновационных технологий, ориентированных на субъект – субъектное обучение. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, как этот ответ получен. ФГОС предполагает, что профессиональное мастерство современного учителя состоит и в организации работы обучающихся на уроках:

• в группах и парах

• в мобильных группах

• индивидуальная поддержка детей

• организация проектной деятельности

Вот лишь некоторые интерактивные методы:

• Игра

• Парные и групповые

• «Древо решений»

• «Мозговой штурм»

• «Общая дискуссия»

• Проекты

• Кейсы

• Лекции

• Семинары

• «Общий галдёж»

• Словесные ассоциации

1.Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?

Устная работа

1. Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

3. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.

Письменные работы

1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

3. После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

4. Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «грамматическое задание для соседа».

5. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку Необходимо заметить, что работать в парах ребятам очень нравится. системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.Когда учащиеся научатся работать в паре, переходим к работе в группе (сначала группа должна быть небольшой, 3-5 человек).

Я начинаю работу в группах с 5 класса. Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной. Различное количество групп и число учащихся в группах подчиняется общей задаче урока.

Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). На ранней стадии применения групповых занятий преподаватель использует более простой способ деления: при входе в класс учащиеся берут карточки разного цвета или разной формы – квадраты, круги, треугольники, звездочки. Желая совместить задачу создания учебных групп с контролирующей задачей, учитель заранее раскладывает на столе рубашкой вверх карточки, которые содержательно объединены общей темой.

Также в 5 – 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

8. Метод «Займи позицию» - знакомство с альтернативными позициями, умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других.

9. «Карусель» - каждая группа по очереди представляет свои аргументы по поднятой проблеме.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой. При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по темам способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения.

Иногда эту игру провожу в форме соревнования между двумя командами или рядами, сама же наблюдаю за ходом игры, веду учет ошибок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.

Игру «Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.

П р и м е р ы н а д о с к е:

тертый калач - отдать богу душу –

ни рыба ни мясо - кот наплакал –

дать нагоняй - с пустыми руками –

В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.

Игру «Определи пару» провожу как в письменной, так и в устной форме. Эта игра способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом :

  • сходства/различия,

  • ранжирование,

  • поиск соответствий,

  • рейтинг,

  • классификация,

  • обобщение,

  • верно/неверно,

  • правильно или требует изменений,

  • преимущества и недостатки,

  • выявление последствий,

  • как вы думаете?

  • исследование и отчет,

  • ролевая игра,

  • мозговой штурм,

  • дебаты.

С целью повышения мотивации и познавательной активности обучающихся на уроках русского языка я применяю следующие методы и приемы интерактивного обучения.

Рангажирование – прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений или понятий и определить относительную важность или ценность каждого из них.

Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» я предлагаю детям такого рода задание: Расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении склонения имен существительных (работа в группах)


Утверждение

Ранг

  1. Найди окончание существительного.

  2. Определи его род.

  3. Поставь существительное в И.п. ед.ч.

  4. По роду и окончанию определи склонение



Поиск соответствий – прием, в котором от обучающихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию. На вводном уроке перед изучением разделов языкознания я предлагала такое задание (работа в группе): соотнесите раздел науки о языке и его значение.

лесика

раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова


фразеология







как единица языка, а также его словарный состав


словообразование


синтаксис

раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению


морфология


раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово


фонетика

раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение


морфемика

раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи


орфография

раздел науки о языке, в котором изучается звук



Прием «Верно/неверно» (инд. работа)

заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют верны они или нет. При изучении темы «Корни с чередующимися гласными» возможно такое задание (работа в группах):

Утверждение

Верно/ неверно

1

2

3

4

В корнях -кос-, -кас- написание о/а зависит от ударения

В корнях -раст-, -ращ- , -рос- пишется а, если есть ст или щ

В конях -зор-, -зар- написание гласно зависит от суффикса а

В корнях -гор-, -гар- написание гласной зависит от ударения



Правильно или требует изменений – прием, который предполагает оценивание утверждений с точки зрения правильно / неправильно и их изменение.

Например, для тренировки грамматической и пунктуационной зоркости можно использовать следующее интерактивное задание: Прочитай предложения и оцени их: правильны ли они или нет, исправь ошибки (работа в группах). (Этот приём помогает в подготовке к ЕГЭ, задание 7).

Предложение

Правильно / требует изменения

История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.


Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.


В бегу на пятьсот метров победила наша команда.


Ночь уже ложилась на горы и туман бродил по ущельям.



Классификация – прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т.п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: Распределите слова по способам образования, расставив цифры (работа в малых группах).





1 – приставочный способ

2 – суффиксальный способ

3 – приставочно-суффиксальный способ

4 – сложение (основ или целых слов)

5 – сложение сокращенных слов

6 – переход одной части речи в другую

Ролевая игра – метод интеракции, предполагающий разыгрывание различных ситуаций, т.е. проекция знаний в жизнь.

Так, при изучении стилей речи данный метод оказывается очень уместным. Например, для тренировки умения писать заявления различного рода и культуры деловой речи я использую ролевую игру. Предлагаю детям разыграть ситуацию: Вы пришли записаться на курсы иностранного языка (или любые другие вариации). Вам необходимо написать заявление. При этом один ученик выступает в роли секретаря или директора, другой в роли поступающего на занятия.

Продуктивным считаю прием интерактивного обучения «Как вы думаете?», благодаря которому обучающиеся могут высказать свое мнение. Данный вид интеракции может включать элементы дискуссии, поскольку взгляды детей на какую-либо проблему могут различаться.

«Мозговой штурм» - вид интеракции, заключающийся в оперативном решении проблемы на основе стимулирования творческой активности.

При изучении темы «Фразеологизмы» я предлагаю ученикам такое задание: Рассмотрите иллюстрации и назовите фразеологизм (работы в парах).

Занимательным для ребят является прием «Флажок», включающий элементы игры, суть которого заключается в том, что ребята передают по кругу флажок и отвечают на вопросы. Данный прием продуктивен при повторении какого-либо раздела, когда учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.

Прогнозирование содержания по названию произведения.

1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Лошадиная фамилия».

2 шаг. Ученики объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.

3 шаг. Ученики в группах читают рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.

Приём «Реклама». Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Пример: создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии. Придумайте слоган …

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Таким образом, использование интерактивных форм на уроках русского языка способствуют созданию неформальной обстановки, которая позволяет учащимся раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве и это делает уроки интересными, разнообразными, содержательными.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

• задействовать на уроке весь класс ;

• в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

• учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

На интерактивных занятиях важную роль играет и оценивание работы учащихся. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволило мне повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, сделать качественным усвоение новых знаний, вызвать у ребят заинтересованность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения. Кроме того, подобные методы оказали  мотивирующее действие и на меня, поскольку позволяют сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!