Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Кошки
муниципального района Кошкинский Самарской области
План – конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира
Автор работы: учитель начальных классов
высшей категории
ГБОУ СОШ с.Кошки
Белосвет Валентина Викторовна
с. Кошки – 2013 г
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира
во 2 А классе
Учитель: Белосвет Валентина Викторовна
Тема: Зимушка – Зима. Закрепление пройденного материала.
Цель: Учить применять на практике изученные правила.
Задачи:
Образовательные: 1. Формирование навыков правильного использования
языковых средств в различных речевых ситуациях в
устной и письменной речи.
2. Совершенствование умений применять на практике
правила правописания парных звонких и глухих
согласных, словарных слов.
3. Систематизирование знаний детей о жизни животных
леса зимой.
Развивающие: 1. Развитие внимание, наблюдательности, устной и
письменной речи учеников.
Воспитательные: 1. Способствовать развитию у детей эстетического
восприятия природы.
2. Учить понимать, любить и оберегать природу.
Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point 97-2003, проектор,
экран, выставка книг о природе, рисунки детей на тему
«Зима»
Форма урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по УМК «Школа России» с разноуровневой дифференциацией.
Ход урока.
Организационный момент Слайд№1
Чтоб на уроке не устать,
Чтоб здоровыми остаться,
Задания разные мы будем выполнять.
Будем все очень стараться!
- Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.
2. Сообщение темы урока Слайд №2
- Послушайте несколько стихотворных строк
Придёт неслышными шагами;
Незримой стужею дохнёт.
И всё вокруг, покрыв снегами, Слайд №3
Всем нам уши надерёт:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос? Слайд №4
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Сегодня мы поговорим об этом красивом времени года. Повторим правописание изученных орфограмм. Красоту зимы описывают в своих произведениях поэты, композиторы, писатели, художники. Слайд №5
3. Каллиграфическая минутка Слайд №6
- Посмотрите, какие узоры выписывает матушка Зима.
еееееееееее
- Повторите узор в тетради
3. Словарная работа Слайд №7
- Разгадайте кроссворд:
По горизонтали: 1.Серый маленький комочек
«Чик-чирик!» замёрз он очень. Слайд №8
Солнце, выгляни скорей,
Ждёт тебя наш … (воробей)
2. У избы он побывал –
Все окна разрисовал, Слайд №9
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (мороз)
По вертикали: 3. Верещунья, белобока, Слайд №10
А зовут её… (сорока)
4. Окраской сероватая,
Повадкой вороватая, Слайд №11
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)
5. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, Слайд №12
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (словарные и не словарные, птицы и явления природы)
- Выпишите только словарные слова, подчеркните безударные гласные. Слайд №13
1 уровень - Подберите однокоренные слова к слову МОРОЗ. (морозик, морозушка, морозище, морозный)
- Запишите слова, выделите корень и часть слова, с помощью которого образовалось
оно.
2 уровень. - Подберите однокоренные слова, составьте и запишите предложение с одним из слов.
3уровень. - Придумайте и запишите однокоренные слова, чтобы способ образования слов был приставочно-суффиксальный. (заморозил, приморозил, подморозит)
- Какой способ образования слов? (суффиксальный) Слайд №14
- Какие ещё способы образования слов вы знаете? (приставочный, приставочно-суффиксальный)
- Какие слова, образованные приставочно-суффиксальным способом вы записали?
4.Закрепление изученного материала
1) Беседа о жизни птиц зимой и красоте природы.
- Чем питаются зимой птицы? Слайды №15,16,17,18,19
- Какую помощь птицам зимой может оказать человек? (сделать кормушки) Слайд №20
- Обратите внимание на картины на экране. Слайды №21-25
Что на них изображено? (зимний лес)
- Так художник описывает данное время года.
- А что об этом говорят поэты?
(дети читают стихи, задания для 2 уровня детей)
Чародейкою Зимою Слайд №26
Околдован лес стоит – Слайд №27
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна. Слайд №28
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
С. Есенин
Тёмный лес, что шапкой, Слайд №29
Принакрылся чудной
И заснул под нею Слайд №30
Крепко, непробудно.
А. Фет
- Как поэты в своих стихах называют зиму? (Волшебница, красавица, чародейка)
Слайд №31
- Будут ли эти слова синонимами? Почему? (Волшебница и чародейка – синонимы)
2) Упражнение на выявление лексических значений слов
. (Дети 3 уровня самостоятельно работают на листочках)
- Соедините слова с их значением:
ХЛОПЬЯ снег чистый, только запорошивший землю
КРУПКА снежинки, слипшиеся на лету
ПОЗЁМКА твёрдые белые шарики
ПОРОША ветер кружит, с силой разнося снег
МЕТЕЛЬ низовая метель
- Кто из вас наблюдал, как идёт снег?
- Снег может идти по-разному и названия у них разные. Слайд №32
- Прочитайте слова левого столбика и найдите объяснения в правом столбике.
- Поднимите руки, кто соединил правильно. (проверяет 3 уровень)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд №33
А сегодня у Зимы - новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Белый коврик у порога
Вот такой ужины!
Поглядите-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ,
Двери комнат открываем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Ну, а в доме нас встречает
И она сама.
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, Зима!
- Ну, а теперь спустимся по ступенькам из дома Зимы. Слайд №34
3) Игра «Спустись по лесенке»
лё…
сне…
холо…
снегопа…
- Какую букву нужно вставить и почему? Слайд №35
- Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова? Слайд №36
- Что общего в значениях этих слов? (все слова на тему « Зима»)
1 уровень – Спишите слова, подчеркните вставленную букву.
2 уровень – Запишите слова и допишите своё слово на эту орфограмму.
3 уровень – Придумайте и запишите свои слова на эту орфограмму.
4) Составление предложений из слов. Слайд №37
1-2 уровень- Составьте из слов предложения. Пропустите строчку и запишите их.
покрыта, ковром, земля, белоснежным,
деревьях, на, снежные, лежат, шубы
узоры, зима, по кустам, и веткам, развесила
3 уровень- Придумайте и запишите 4-5 предложений о зиме.
1-2уровень - Составьте и запишите предложение о занятиях детей зимой. (Зимой дети катаются на коньках и лыжах.)
- Прочитайте, что у вас получилось. Слайд №38
- Можно ли назвать это текстом? Почему?
- Какова тема текста?
1уровень - Как можно озаглавить текст? (Хорошо зимой!)
- Запишите на строчке, которую пропустили, заголовок к тексту. Слайд №39
2-3 уровень – Придумайте и запишите заголовок к своему тексту.
5) Беседа о жизни животных леса.
- А как живут животные леса зимой? Слайд №40
(Сообщение детей 3 уровня о животных, которые зимой спят. Сообщение о лисе, о зайце)
Слайды №41-47
- Как живут другие животные зимой, вы можете узнать, прочитав книги. Какие писатели пишут книги о природе? (Г.Скребицкий, В.Бианки, Е. Чарушин, М. Пришвин, К. Паустовский, Н. Сладков)
Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
? - Не всё понял, нужна помощь
. - Урок понравился
! - Всё понял, было интересно! Слайд №48
5. Итог урока
- Вам нравиться зима? Чем?
- Какая она зимушка-зима?
- Какие орфограммы вы сегодня вспомнили на уроке?
Используемая литература и Интернет Ресурс:
Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы:
в 2 ч./С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. – М.:Вентана-Графф,2008.
Окружающий мир: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы:
в 2 ч./Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова – М.: Просвещение – 2012 г
Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – М.:Вентана-Графф,2005.
Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова - М.:Вентана-Графф,2008.
Советская поэзия / сост. Н.Старшинов. – М.: Художественная литература, 1986.
Инновационные технологии на уроках в начальной школе. / О.В.Чирик-Степанова, Т.Г.Бугаёва - Х.: Изд. группа «Основа», 2008.
Учите детей отгадывать загадки: Пособие для учителя / Ю.Г.Илларионова – М.:Просвещение, 1985.
Интернет-ресурс: http://rabstol.ru/wallpapers/2732/1.html
http://hzhivotnykh/Kto-spit-zimoj.files/ZHivotnye-spjaschie-
zimoj.html
http://webplus.info/index.php?page=64&photoCategory=20
http://iplayer.fm/q/%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0/