Содержание/деятельность
|
Экран
|
Хронометраж
|
1. Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях
Примерные вопросы учителя:
Учитель:
– Что вам известно об Олимпийских играх?
– С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"?
|
|
3 мин
|
Учитель:
– Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?
– Что значит "Паралимпийские"?
Обратите внимание на сроки проведения Игр.
– Через сколько лет у нас будут проводиться Игры?
– В каком классе вы будете?
– Что вы знаете о Паралимпийских играх?
– Кто смотрел по телевизору, как проходят Паралимпийские игры?
– Что запомнилось?
|
|
3 мин
|
Учитель:
– Сколько олимпийских зимних видов спорта?
• Всего 7 олимпийских зимних видов спорта по классификации МОК, что соответствует числу международных федераций. Лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды. Всего их 15.
• В России более распространена другая классификация – 15 видов, которые соответствуют 15 названиям на слайде.
• Количество видов спорта, включенных в Игры, постоянно растет.
• Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.
– Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде?
Обратите внимание на символ Олимпийских игр: пять колец, символизирующих пять континентов.
|
|
2 мин.
|
Учитель:
– Сколько паралимпийских зимних видов спорта?
Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта.
– Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?
Обратите внимание на символ Паралимпийских игр: три "агитоса" символизируют соответственно разум, тело и несломленный дух. (Agitos = "я двигаюсь" на латыни.) Три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.
|
|
2 мин.
|
Учитель:
–Предлагаю вам познакомиться с талисманами игр прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр.
–Известно ли вам, когда будет выбран талисман наших Игр 2014 года?
Талисман Игр 2014 года в Сочи всенародно будет выбран за 3 года до их начала.
Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа, которые будут любимы всеми жителями нашей страны.
– А вы знаете, что в России каждый может принять участие в создании Талисмана Игр в Сочи?
С 1 сентября по 5 декабря в рамках конкурса идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 в нашей стране будет проходить сбор конкурсных работ. Каждый может принять участие и прислать на конкурс свое изображение будущего Талисмана. Нужно просто нарисовать того, кто, на ваш взгляд, может стать Талисманом Игр. Те, чьи работы жюри выберет как самые интересные и оригинальные, станут победителями и получат призы. 7 февраля 2011 г. в прямом эфире телевизионного шоу страна будет выбирать Талисман Игр Сочи 2014 г. Вы можете стать участниками конкурса, выполнив домашнее задание этого урока!
|
|
2 мин.
|
2. Мотивация школьников к освоению новой информации.
Учитель:
– Какими видами спорта вы увлекаетесь?
– Чем хотели бы заниматься? Почему?
– Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
– Какие соревнования проводятся у вас в школе? Принимали ли участие в них? Кто? Когда? В каких?
– Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)?
|
|
3 мин.
|
3. Проведение организационно-деловой игры
|
|
|
Игра 1. "Ценности Олимпийского движения"
– У вас на столах конверты, в каждом из которых разрезанная картинка. На ней изображена спортивная ситуация (сюжет). Вам необходимо сложить картинку и назвать качества характера, которые проявили спортсмены в этом сюжете.
Учитель:
Демонстрирует на экране картинку № 1, затем картинки №2, №3.
– У кого получилась такая картинка? Какие качества проявили спортсмены? И т.д.
Управляя дискуссией школьников, учитель акцентирует внимание на верно названной ценности и записывает ее на доске.
– Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера.
|
7 конвертов с разрезанными картинками, каждая из которых символизирует ценности. Над каждой картинкой работают два человека.
Таким образом, количество конвертов в два раза меньше, чем количество детей.
Все картинки включены в презентационные материалы, используемые на уроке.
|
5 мин.
|
Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения.
Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"
|
|
1 мин.
|
Учитель:
– Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе.
Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.
Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка. Как можно оберегать природу Сочи? (Ответы школьников.)
|
|
|
Игра 2. "Угадай слово"
Учитель читает текст (1–2 предложения, в котором раскрывается ценность) и просит школьников поднять карточку с названием этой ценности.
Вариант: На доске таблица, в которой нужно соединить стрелками слова и соответствующее описание (пример). Учитель предлагает дополнить правый столбец иным содержанием.
|
|
2 мин.
|
Ценности Паралимпийского движения.
Учитель:
– Как называется этот вид спорта? Слышали имя – Ирек Зарипов?
Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014". Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость.)
|
|
1 мин.
|
Учитель:
– Кто знает, что такое следж-хоккей? Это разновидность хоккея, где игроки передвигаются на специальных санках, отталкиваясь руками. Кресло для следж-хоккея дает шанс победить в этой игре как полностью здоровому человеку, так и человеку с парализованными ногами или даже без ног.
– Какая ценность проявляется в этом виде спорта? (Равенство.)
|
|
1 мин.
|
Учитель:
– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.)
|
|
1 мин.
|
– На церемонии открытия Паралимпийских игр в Пекине спортсмен, которому выпала честь зажечь большой факел, передвигался на инвалидной коляске. Чтобы подняться под купол, он вместе с коляской на специальном блочном приспособлении поднимал себя на прямых руках туда, вверх, где был расположен этот гигантский факел...
– Какое чувство испытали тысячи зрителей на стадионе "Птичье гнездо"?
(Вдохновение.)
|
|
1 мин.
|
Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!"
|
|
1 мин.
|
Игра 3.
– У вас на столе конверты с буквами. Сложите из них 4 слова, обозначающих ценности Паралимпийского движения. Кто первый?
|
Дидактический материал: конверты с буквами
|
3 мин.
|
Игра 4.
У учителя 7 карточек с буквами. Он поднимает одну букву, обозначающую начало слова – олимпийской или паралимпийской ценности.
Буквы должны быть разных цветов: красного – Д, С, У (ценности Олимпийского движения); Р, В, М, Ц (ценности Паралимпийского движения).
|
|
3 мин.
|
Учитель:
– А теперь определим самую оперативную команду. Кто быстрее угадает все слова?
|
|
1 мин.
|
4. Обобщение полученной информации
– Учитель:
Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решимости никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми.
|
|
1 мин
|
5. Домашнее задание
1) Нарисовать (лучше вместе с родителями), как школьники представляют себе ту или иную ценность. С целью получения рисунков по всем ценностям нужно детей распределить, поинтересовавшись, кто какую ценность будет изображать.
2) Нарисовать свои варианты талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр надо рисовать отдельно (на разных рисунках).
Ремарка учителя:
"Не забудьте рассказать о конкурсе своим родственникам, друзьям и знакомым. Ведь чем больше интересных идей будет прислано на конкурс, тем более интересным и уникальным может стать наш Талисман Сочи 2014!".
|
|
|
|
|
40 мин
|