СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная игра как средство повышения уровня мотивации учащихся к учебному предмету «Математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены  примеры уроков – интерактивных игр, разработанных на основе телевизионных передач «Умнее не придумаешь»  и "Один против класса"

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная игра как средство повышения уровня мотивации учащихся к учебному предмету «Математика»»

Интерактивная игра как средство повышения уровня мотивации учащихся к учебному предмету «Математика»

Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.

Б. Паскаль

Многим современным учащимся присуще нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Задача учителя заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Нельзя упускать возможность сделать урок математики более интересным, занимательным для учащихся. И в этом нам на помощь приходит игра.

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации .

Даже самые пассивные, «слабые» учащиеся с большим удовольствием принимают участие в игре. Игра не только развивает творческие способности учащихся, но и позволяет сделать увлекательным каждый урок математики. На уроках с использованием игры у учащихся вырабатываются такие качества, как внимание, целеустремлённость, самостоятельность, вера в собственные силы, умение использовать полученные знания в новой ситуации.



Игры можно применять на каждом этапе урока математики, в каждом классе, но при этом необходимо продумать её целесообразность: так, на этапе усвоения новых знаний, возможно, стоит отдать предпочтение традиционным методам обучения.

Подробнее остановлюсь на уроках – интерактивных играх. Интерактивная игра интегрирует в себе следующие методы: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, обмена деятельностями, мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности . Учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Конечно, такие уроки не проводятся каждую неделю. Во – первых, математика – точная наука, которая требует каждодневной практики, отработки знаний, умений, навыков. Во – вторых, урок – игра нуждается в большой предварительной подготовке. Такие уроки целесообразно проводить 1 -2 раза в четверть при обобщении и систематизации изученного материала или в качестве подведения итогов работы за четверть. При разработке уроков – интерактивных игр часто беру за основу телевизионные игры, создаю шаблон, после чего игры можно проводить в разных классах, меняя только задания. КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час», «Поле чудес», «Битва титанов» - телевизионные передачи, на основе которых можно разработать сценарий урока.

Приведу примеры уроков – интерактивных игр, разработанных на основе телевизионных передач.

Урок – игра «Один против класса» .

Оборудование: проектор, компьютер с выходом в интернет, мультимедийная презентация, таблички для каждого учащегося с вариантами ответов (a,b,c), интернет - ресурсы «Онлайн – генератор случайных чисел», «Таймер – секундомер».

Ход игры.

С помощью интернет - ресурса «Онлайн – генератор случайных чисел» выбирается Главный игрок, который стремится заработать наибольшее количество баллов в  математической битве с классом - своими соперниками по игре! Классу даётся 20 секунд для обдумывания ответа на вопрос, учащиеся записывают ответ в тетрадь. Главный игрок рассуждает и даёт свой ответ на поставленный вопрос, после чего остальные учащиеся поднимают таблички с буквой, которая соответствует ответу, данному ими. С помощью компьютерной презентации осуществляется проверка. Количество баллов, заработанных Главным игроком, зависит от количества неправильных ответов, данных классом. Номер задания умножается на количество неправильных ответов, получается результат Главного игрока. При этом у него нет права даже на одну ошибку — неверный ответ повлечет за собой немедленную потерю всех заработанных баллов и выбывание из игры. Все заработанные баллы делятся поровну между оставшимися игроками. После чего начинается новый тур. Начиная с пятого вопроса, Главный игрок имеет право воспользоваться одной из двух подсказок: «Мнение одного из класса» или «Мнение большинства».

Каждый тур состоит из 10 заданий, которые соответствуют 10 – балльной шкале: 1 вопрос - 1 балл; 2 вопрос – 2 балла; 3 вопрос – 3 балла; 4 вопрос – 4 балла; 5 вопрос – 5 баллов; 6 вопрос – 6 баллов; 7 вопрос – 7 баллов; 8 вопрос – 8 баллов; 9 вопрос – 9 баллов; 10 вопрос – 10 баллов.

Рис.1. Образец оформления слайда презентации к уроку «Один против класса»

Вопросы по теме «Пропорции и проценты» для учащихся 6 класса.

Вопросы 1 тура.

(1). Что такое 1 %:

а) 1/100 часть целого; б) 1/1000 часть целого; в) 1/10 часть целого?

(2). Результат округления числа до сотых:

а) 3,41; б) 3,14; в) 3,15?

(3). 35% класса – девочки. Какой процент класса составляют мальчики:

а) 100; б) 0,35; в) 65?

(4). Найти отношение 1см к 1дм:

а) 1/10; б) 1/100; в) 1/1000.

(5). Найдите число, 25% которого равны ¼:

а) 1/4; б) 1; в) 10.

(6). Найти отношение величины развёрнутого угла к величине полного:

а) 1/10; б) 1/4; в) 1/2.

(7). Увеличьте на 50% число 4,2:

а) 6,3; б) 54,2; в) 8,4.

(8). Во сколько раз увеличится площадь круга, если его диаметр увеличить в 2 раза:

а) 2; б) не изменится; в) 4?

(9). Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько кг сахара надо взять на 12 кг ягод: а) 8; б) 2; в) 12?

(10). Маша  прочитала 200 страниц книги, и ей осталось прочитать 300 страниц книги.  Сколько  процентов всех страниц ей осталось прочитать: а) 40; б) 30; в) 60?

Вопросы 2 тура.

(1). Назовите отношение:

а) 2+3; б) 23; в) 2:3.

(2). Сколько процентов числа составляет 1/10 часть этого числа:

а) 1/10; б) 1; в) 10?

(3). Какая дробь называется осьмушкой:

а) 1/8; б) 1/7; в) 1/4?

(4). Какое из чисел является Архимедовым числом:

а) 23/7; б) 22/7; в) 355/113?

(5). Разделите число 12 в отношении 2 : 4:

а) 4 и 8; б) 8 и 4; в) 2 и 4.

(6). Составьте верную пропорцию из чисел 2; 25; 5; 10:

а) 2:25=5:10; б) 2:10=5: 25; в) 2:10=25:5.

(7). Какую часть составляет 2 дм от 3м:

а) 2/3; б) 1/15; в) 1,5?

(8). Чему равно отношение длины окружности к её диаметру:

а) π; б) 1/π; в) 1/2?

(9). Найти радиус окружности, если её длина равна 10π:

а) 10; б) 2,5; в)5.

(10). Чему равны градусные меры смежных углов, если они относятся как 3:7:

а) 108 и 252; б) 54 и 126; в) 27 и 63.

Урок – игра «Умнее не придумаешь».

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, сигнальные карты для каждой группы (например, «Ура!»), карточки с заданиями для гейма «Мой родны кут».

Ход игры.

Класс делится на 3 – 4 команды по 4 - 5 учащихся следующим образом: капитана выбирает учитель, капитан выбирает игрока, игрок – следующего игрока, и т.д.

Гейм 1. Интеллект-старт.

Учитель задает по 10 вопросов каждой команде. Ответ принимается от любого игрока. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы и правильные ответы дублируются на экране.

Гейм 2. Интеллект-Азбука.

На экране появляются статические изображения и первая буква ответа, от А до Я (за исключением Ь, Ы, Ъ и, возможно, ещё нескольких букв). При появлении картинки на экране задача команды поднять сигнальную карту быстрее игроков соперников и дать правильный ответ. На один вопрос команда может отвечать только один раз. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Гейм 3. Мой родны кут.

Решив предложенные задания, игроки определяют фамилии знаменитых земляков. За правильный ответ команды получают по 5 баллов.

Гейм 4. Гвоздь программы.

Вопросы командам задаёт гость - олимпиадник по математике. Вопросы носят олимпиадный характер. Каждая команда получает по 1 вопросу. В случае неправильного ответа ответить может команда соперника. Каждый правильный ответ приносит 2 балла.

Гейм 5. Финальная битва.

Капитаны на листочке записывают, вопрос на сколько баллов они хотели бы получить. Та команда, капитан которой выбрал больше баллов, отвечает на вопрос первой. Количество вопросов равняется количеству игроков в команде. Команда, набравшая наибольшую сумму баллов, становится победителем игры. Если игра заканчивается ничьей, то задаётся один дополнительный вопрос.

Задания по теме «Формулы сокращённого умножения» для учащихся 7 класса .

Гейм 1. Интеллект-старт.

Вопросы 1 команде

  1. Вставьте пропущенные слагаемые: (х+у)²=х²+…+у²;

  2. Вставьте пропущенные слагаемые: (х+…)²=х²+16х+64;

  3. Вставьте пропущенные слагаемые: (2а+1/4в)²=4а²+…+1/16в²;

  4. Преобразуйте выражение (3х+4)² в многочлен стандартного вида:

а) 9х²+16; б) 9х²+2х+16; в)9х²+24х+16; г) х²+24х+16; д) другой ответ.

  1. Какая из записей является квадратом суммы двух выражений:

а) (а-в)²; б) а²-в²; в) (а+в)²; г) а²+в²; д) другой ответ

6. Укажите неверное равенство:

а) (а-в)²= а²-в²; б) (а+в)²= а²+2ав+в²; в) (а-в)²= а²-2ав+в².

  1. Представьте выражение в виде квадрата двучлена: 4х²+9у²-12ху.

  2. Разложите на множители: 4с² - 25.

  3. Найдите площадь треугольника, у которого сторона равна 5см, а высота, проведённая к этой стороне – 8см.

  4. Вычислите: 88²-12².

Вопросы 2 команде

  1. Вставьте пропущенные слагаемые: (с-а)²=с²-2са+…;

  2. Вставьте пропущенные слагаемые: (х-4)²=х²-…+16;

  3. Вставьте пропущенные слагаемые: (3а-1/2в)²=9а²- …+1/4в²;

  4. Преобразуйте выражение (4-3х)² в многочлен стандартного вида:

а) 16-9х²; б) 9х²-2х+16; в) 16+24х+9х²; в) 16-24х+9х²; д) другой ответ.

  1. Укажите выражение, являющееся разностью квадратов двух выражений:

а) (а-в)²; б) а²-в²; в) (а+в)²; г) а²+в²; д) другой ответ

  1. Укажите неверное равенство:

а) (а-в)²= (а-в)(а-в); б) (а-в)²= (а-в)(а+в);

в) (а+в)²= а²+2ав+в²; г) (а-в)²= а²-2ав+в².

  1. Представьте выражение в виде квадрата двучлена: 25х²+4у²-20ху.

  2. Разложите на множители: 81х² - 49.

  3. Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 12 см и 5см?

  4. Вычислите: 99²-98².

Вопросы 3 команде

1. Вставьте пропущенные слагаемые: (р+о)²=…+2ро+о²;

2. Вставьте пропущенные слагаемые: (4у-…)²=16у²-40ху+25х²;

3. Вставьте пропущенные слагаемые: (5у-1/2х)²=25у²-…+1/4х²;

4. Укажите верное равенство:

а) (а+в)²= а²+в²; б) (а+в)²= а²+ав+в²;

в) (а+в)²= а²+2ав+в²; г) (а+в)²= (а+в) (а-в).

5. Преобразуйте выражение (х+4у)² в многочлен стандартного вида: а)х+8ху+16у²; б)х²+8ху+16у²; в)х²+2ху+16у²; г) х²+4ху+16у²; д) другой ответ.

6. Укажите выражение, являющееся суммой квадратов двух выражений:

а) (а-в)²; б) а²-в²; в) (а+в)²; г) а²+в²; д) другой ответ.

  1. Чему равен катет прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза равна 5 см, а второй катет 3 см?

  2. Представьте выражение в виде квадрата двучлена: 100с²+25р²+100ср.

  3. Разложите на множители: х²у² - 4.

  4. Вычислите: 101².

Гейм 2. Интеллект-Азбука.

А - алгебраическая сумма одночленов;

Б – бином Ньютона;

В – вынесение общего множителя за скобки;

Г – группировка;

Д – двучлен (деление одночленов; Диофант);

Е – Евклид;

З – заключение в скобки членов многочлена;

И – использование формул сокращённого умножения (Исаак Ньютон);

К – коэффициент;

М – многочлен;

Н – нулевая степень (неполный квадрат суммы);

О – одночлен (общий множитель);

П – подобные слагаемые;

Р – разность одночленов (равновеликие фигуры);

С – стандартный вид одночлена (степень многочлена);

Т – трёхчлен (теорема Пифагора);

У – удвоенное произведение;

Ф – формулы сокращённого умножения;

Х – Хайям Омар;

Ч – члены многочлена;

Э – Эйлер;

Я – Ян Хуэй.

Рис.2. Образец оформления слайда презентации «Интеллект - азбука»

Гейм 3. Мой родны кут.

  1. Решите уравнение: x2 – 24x + 144 = 0

  2. Решите уравнение: x2 – 1 = 0

  3. Найдите значение выражения:165² – 65²

  4. Упростите: 16m2 - 40 m – (4m-5)2

  5. Вычислите: 32²

  6. Вычислите: 125 - 3 25 – 8

Гейм 4. Гвоздь программы.

Задание 1 команде.

Разложите на множители: х³ - 25х + - 25.

Задание 2 команде.

Решите уравнение: 2х³ - х² -32х + 16 = 0.

Задание 3 команде.

Найдите, при каком одночлене А корнем уравнения

(х³ - х² + х -1) - ( - х³ +х² - х +1) = А является любое число.

Гейм 5. Финальная битва.

  1. Выполните возведение в квадрат: (х+2)².

  2. Выразите многочленом: а³- р³.

  3. Вынесите общий множитель за скобки в выражении 25 х³у² + 30 х²у³.

  4. Разложите на множители: (р + с)² - р – с.

  5. Вычислите, используя формулы квадрата суммы или квадрата разности 81².

  6. Решите уравнение: x² – 24x + 144 = 0.

  7. Решите уравнение: 25y² – 49 = 0.

  8. Разложите на множители: 9 - х² - 2х -1.

  9. Вычислите: .

  10. Решите уравнение: с (с – 2) – (2 - с) = 0.

Использованные источники.

  1. Карусель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.karusel-tv.ru/announce/12947. Дата доступа: 27.02.2015г.

  2. Столичное телевидение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.ctv.by/intellekt-shou-umnee-ne-pridumaesh-s-mihailom-marfinym. Дата доступа: 02.03.2015г.

  3. Арефьева, И.Г., Адамович, Т.А. Контрольные работы по математике, 5 – 11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / И.Г. Арефьева, Т.А. Адамович. – Минск: Народная асвета, 2010. – 263 с.

  4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.

  5. Латотин, Л.А., Чеботаревский, Б.Д. Дидактические материалы по математике, 5 класс: пособие для учителя / Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2002. – 184 с.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!