СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературе, музыке и истории

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе, музыке и истории»



Урок “ В блокадном Ленинграде музы не молчали».

Интегрированный урок при участии учителя истории, литературы, музыки.

Цели урока:

  1. Раскрыть мобилизующую роль искусства и литературы в годы Великой Отечественной войны

  2. Познакомить ребят с событиями блокады Ленинграда, поэтами,композиторами, внесшими огромный вклад в прорыв блокады, в победу над фашизмом.

  3. Продолжить работу по формированию навыков анализа художественного произведения

  4. Учить ребят обобщать и анализировать исторические факты, понимать значение исторических процессов.

  5. Продолжить работу над умением анализировать музыкальные произведения

  6. Продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся.



Оборудование: звукозаписи голоса Ю.Воронова, фотографии блокадного Ленинграда, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

Организационный момент:

- Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке!

Мы сегодня с Вами будем говорить об истории, литературе и музыке с э.ю. н.а.

- Скажите , пожалуйста, какая великая дата приближается? 9 МАЯ

- Верно. Сегодня мы попытаемся представить и понять, что помогало жителям Ленинграда выстоять и выжить.

- Мы представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы.

- Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

- Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. (слайд – тема урока – «В блокадном Ленинграде – музы не молчали!»)



Учитель музыки Н.А.

- Музы… Кто они?....

24 июня через 2 дня после начала войны в газетах «Известия» и «Красная Звезда» появилось стихотворение Лебедева-Кумача «Вставай страна огромная». А на следующий день Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии разучивал песню «Священная война», написанную руководителем ансамбля А.В. Александровым. Первое исполнение было на Белорусском вокзале.

Звучит песня «Священная война». На экране появляется изображение плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Беседа с учащимися.

  1. Что вы чувствуете, слушая эту музыку?

  2. Каков характер песни?

  3. Нужна ли была такая песня в начале войны? Что она давала бойцам?

- Это песня призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов. А. В. Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня может разить врага, как любое оружие».



- Этот плакат, как и песня «Священная война», стал символом нашего народа в годы Великой Отечественной войны.



( презентация или фотографии блокады Ленинграда )

  1. Учитель истории. Каждое сражение Великой Отечественной войны достойно того, чтобы занять свое место в истории. Но, пожалуй, самой трагической и героической страницей было одно из величайших сражений Второй мировой войны – битва за Ленинград. После провала немецкого плана захватить город с ходу, фашисты перерезали все сухопутные пути к городу и решили сломить сопротивление защитников с помощью голода, холода, беспрерывных бомбежек и артобстрелов, ограбить город и взорвать его, стареть с лица земли, уничтожить почти 3-х миллионное население. Началась 900-дневная блокада, самая долгая в истории человечества, которую когда – либо выдерживал крупный город. С началом зимы встал городской транспорт, воду приходилось брать из Невы. А потом пришел голод – 125 грамм хлеба, половина которого состояла из клея, жмыха. Люди умирали по 4, 7 тысяч в день. Смерть могла застигнуть в любой момент, часто те, кто пытался отвезти умерших на кладбище, сами умирали по пути туда. Единственная связь со страной оставалась по льду Ладожского озера, под беспрерывными бомбежками немецкой авиации. «Дорогой жизни» назвали ленинградцы этот маршрут. Началось это 8 сентября 1941г. на город одновременно обрушилось 6 тысяч бомб.



  1. Учитель литературы: РАБОТА ПО ГРУППАМ



В этих условиях больше мужества требовалось не для того, чтобы героически умереть, а для того, чтобы жить! И город жил: работали заводы, научные учреждения, библиотеки. По радио почти каждый день звучал голос поэтессы О. Берггольц, звучала музыка.

Стихотворение, которое прозвучит сегодня, написано вашим ровесником. Это Юрий Воронов, переживший блокаду подростком и написавший о ней немало стихов. И выносит в заглавие своих книг единственное слово: «Блокада».

- Вместе с другими подростками Юра помогал разбирать завалы домов, дежурил на крышах. Был награжден медалью "За оборону Ленинграда". Потом он напишет: "Нам в сорок третьем // Выдали медали // И только в сорок пятом // Паспорта".



  1. (сам автор читает стих-е)

- Ребята, ваши впечатления? Почему так потрясают строки Юрия Воронова? Почему поэт сумел так написать? Какие строки показались особенно сильными?

(на столе лежит стихотворение «Из писем на большую землю»).

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

- Ребята, давайте поработаем по группам.



(ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП: история, литература, музыка)



7. Учитель музыки. Не только поэзия, но и музыка помогла городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которая воплотилась в музыке Шостаковича.

Д. Шостакович родился и жил в Ленинграде. Блокада застала его в родном городе. Здесь же он и создает свою знаменитую Седьмую симфонию, посвященную родному городу. Симфония была написана за очень короткий срок – чуть больше месяца.

Беседа с учащимися.



Звучит фрагмент Седьмой симфонии.

- Эта музыка была их клятвой выстоять и победить!



8. Учитель литературы

-Большинство блокадников умерло от голода, люди   погибали при бомбежках... Но город выстоял. Как? Ответ на этот вопрос  -  в  стихах 14-летнего блокадника Юры Воронова:

Прочитайте эти строчки….. 

"Мы знаем: клятвы говорить непросто. 

И если в Ленинград ворвётся враг, 

Мы разорвём последнюю из простынь 

Лишь на бинты, но не на белый флаг

- Вместе с другими подростками Юра помогал разбирать завалы домов, дежурил на крышах. Был награжден медалью "За оборону Ленинграда". Потом он напишет: "Нам в сорок третьем // Выдали медали // И только в сорок пятом // Паспорта".



- Через много лет строку из его стихов отольют в бронзе на монументе героическим защитникам Ленинграда: "О камни! Будьте стойкими, как люди!"



Учитель истории: (ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ)



- ребята, а как мы сегодня сможем поблагодарить всех тех, кто завоевал и сохранил для нас мир?

(в знак благодарности мы можем сделать подарки своими руками: открытку, подарок….)





11. Учитель музыки: Где бы ни происходили сражения той Великой войны – за Ленинград, Москву, Сталинград, Севастополь, Курск, Воронеж известные и малоизвестные города и сeла мы склоняем головы перед памятью тех, кто завоевал эту Великую Победу!

ПЕСНЯ: О.И. –песня «ЖУРАВЛИ!»









Задание: 2 группа







Словарная работа:

1.СЕМАФОР, семафора, м. (от греч. sema - знак и phoros - несущий). Сигнальный столб на железнодорожных путях, указывающий машинисту, закрыт или открыт путь для движения поезда (ж.-д.). Открыть, закрыть семафор. Поезд остановился, потому что семафор закрыт. || Столб на берегу для сигнализации проходящим судам (мор.).

2. «Смертью смерть поправ» - речь идет о том, что преодолев смерть (пройдя через это состояние) сама смерть перестает быть таковой или же меняется отношение к ней.





















Вопросы:

  1. Какими словами рисует поэт картину блокады? Что вы увидели?

  2. Какие средства выразительности использует автор?

  3. Можно ли понять эмоциональный настрой? И как меняется настроение героя?

  4. Каким видится вам герой стихотворения? Какие чувства он испытывает?

  5. Как вы понимаете слова «Смертью смерть поправ»?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!