СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (литература+история+музыка) по теме: «Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова (11-й класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок

(литература+история+музыка)

по теме:  «Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова (11-й класс)

   

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература+история+музыка) по теме: «Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова (11-й класс)»
























































Слово учителя литературы:

-Ребята, поприветствуем наших гостей из школ большой Алушты,а также учителей нашей школы.Сегодня у нас не совсем привычный для нас урок-урок по межпредметным связям.

Структура урока напоминает собой "ромашку", в центре которой литературный текст, а ее "лепестки" - материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности.. В результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия мира в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.

На данном уроке можно увидеть пример интеграции истории , литературы и музыки,а потому на уроке присутствуют учитель истории и обществоведения Н,И.Васильченко в качестве активного советника и наблюдателя,а также учитель музыки, организатор по воспитательной работе Целикова Людмила Ивановна.

.-Ребята,вы в качестве домашнего задания выучили стихотворения далеких 20-х годов ХХ века..Попрошу вас прочитать их всем нам.

Песня из кинофильма «Неуловимые мстители»
на стихи Роберта Рождественского
муз. Бориса Мокроусова.


Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду,
Мы на плечи взвалили
И войну и нужду.

Громыхает гражданская война
От темна до темна
Много в поле тропинок
Только правда одна –( куплет повторяется 2 раза).

Эдуард Багрицкий

(Из стих. «Смерть пионерки»),1932 г.

Нас водила молодость

В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы…

НИКОЛАЙ АСЕЕВ
(Из стих. «Марш Буденного».



…Всё, что мелкой пташкою
вьется на пути,
перед острой шашкою
в сторону лети.

Не затеваем бой мы,
но, помня Перекоп,
всегда храним обоймы
для белых черепов.

Пусть уздечки звякают
памятью о нем, —
так растопчем всякую
гадину конем.

Никто пути пройденного
назад не отберет,
конная Буденного,
армия — вперед!

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

"Взрывайте…" (1918г.).


Взрывайте,
Дробите
Мир старый!
В разгаре Вселенской Борьбы
И в зареве рдяных пожаров
Не знайте
Пощады -
Душите
Костлявое тело судьбы!



Н.Тихонов «Каховка».

Каховка, Каховка, родная винтовка,
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка –
Этапы большого пути.
Гремела атака и пули звенели,
И ровно строчил пулемёт!
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идёт.

М.Голодный»Песня о Щорсе»

Шёл отряд по берегу,

Шёл издалека,

Шёл под красным знаменем

Командир полка.

Голова обвязана,

Кровь на рукаве,

След кровавый стелется

По сырой траве.


«Хлопцы, чьи вы будете,

Кто вас в бой ведёт?

Кто под красным знаменем

Раненый идёт?» -

«Мы сыны батрацкие,

Мы за новый мир,

Щорс идёт под знаменем –

Красный командир.

ВЛ.Маяковский

Левый марш(1918г.)(Матросам)

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер...

МИХАИЛ ГЕРАСИМОВ
Мстители (1920)
…Какою дикою ордою
Разгромлена, Россия, ты?!
Над Волгой, Доном и Невою
Пожаров рыжие цветы.

Нагаек, шашек визг неистов,
Под виселицами дикий свист,
И над телами коммунистов
Казацких шпор звенят мониста.

Орлами, мстители, летите,
Неся на перьях стрел звезду,
Стальными крыльями метите
Златопогонную орду.





М.Светлов “Гренада»(песня).

Мы мчались мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя,
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять
И лошадь устала
Степями скакать.
Но яблочко песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времён.
Где же, приятель, песня твоя,
Гренада, Гренада, Гренада моя.


Герои этих песен – это бойцы, которые презирают удобства, они идут, мчатся, скачут дорогами, опалёнными войной и погибают. Они жили так, как не могли не жить. В стихах поэтов тех лет – героизм первых лет революции – это счастье. Они боролись за идеалы большевизма.

.

Учитель литературы:

-Ребята,по тематике прочитанных вами стихотворений вы с уверенностью можете обозначить тему нашего урока.(обучающиеся высказывают предположения).

На экран выводится тема,а затем постепенно в совместной работе учителя и обучающихсяся определяются цели, задачи и ожидаемые результаты в конце урока.

Интегрированный урок (литература + ис-тория) по теме: «Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах» М.Шолохова.

Цели:

Обучающая(предметная):- проанализировать рассказы М. Шолохова о гражданской войне : “Родинка”, «Продкомиссар», «Лешкино сердце», «Чужая кровь».( «Шибалково семя», «Бахчевник» ).

- определить авторское отношение к описываемым событиям и свою точку зрения к прочитанному и услышанному.


Воспитательная(личностная) - на примере исторического материала и судеб героев “Донских рассказов” проследить трагедию российского народа в 1918 – 1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;

-воспитать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

Развивающая (метапредметная)– развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, ,  развитие умения работать в малой группе.



Задачи урока:

  • формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;

  • формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как: “Ромашка Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа,приём микрофона, прием “Незаконченное предложение”.

Предварительное задание для учащихся: прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”, подготовить индивидуальное сообщение “Особенности самосознания казаков, казачества”,выучить стихотворения о гражданской войне.



Ожидаемый результат: анализируют рассказы, дают оценку описываемым событиям, формулируют свою точку зрения.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, коллективная

  1. Методы: словесные, наглядные, практические,

  2. исследовательский, создание проблемной ситуации

  3. индуктивный.

Оформление урока (средства):

  1. Портреты участников гражданской войны.

  2. Плакаты времен Гражданской войны.

  3. Белая и красная гвоздики – символы идеологии “белых” и “красных”.

  4. Данные социологических опросов:

    • Данные опроса по стране.

    • Данные опроса уч-ся 10 класса А.

  5. Свеча.

  6. Коллажи по теме: “Что такое гражданская война?”.

  7. Эпиграфы к уроку.

  8. Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”.

  9. М. Шолохов “Донские рассказы”.

  10. Микеланджело “Пьета.

  11. Портрет М. Шолохова и годы жизни.

  12. Презентация, компьютер с проектором, опросные листы

  13. УМК: Программа «Литература  5-11 класс»//В.Я.Коровиной.  Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009.



Раздаточный материал: сравнительная таблица по рассказам М. Шолохова “Донские рассказы”:

Категории сравнения

“Родинка”

“Продкомисар”

“Чужая кровь”

 

Николай

Атаман

Бодягин

Отец

Гаврила

Николай (Пётр)

1. Чувства

 

 

 

 

 

 

2. Убеждения

 

 

 

 

 

 








Эпиграфы к уроку (М. Волошин, 1920):

“Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами”.

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.

Демокрит

Распята Россия врагами            
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)

Основные понятия и термины: гражданская война, идеология, пропаганда, мотив деятельности, убеждения.

План урока:

  1. Вступительное слово учителей.2. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов). Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока.

  2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.

  3. Выявление читательского восприятия , выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова, особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося).

  4. Обращение ко второму эпиграфу урока.Формулирование проблемы,

  5. Процесс решения проблемы.Анализ рассказов “Родинка”,«Продкомиссар», “Чужая кровь”. («Алешкино сердце»», «Шибалково семя», «Бахчевник» -упоминание) На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная.

  6. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

  7. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).



















Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:



Учитель литературы:

Двадцатые годы XX столетия. Сложное , смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. Кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. 20 годы-это годы поиска и риска.

Все-и поэты и писатели-слушали музыку револиции

Человек и время,судьба и история-эти темы захватывают Шолохова в нач. 20-х годов.

Как сказал великий поэт О.Э. Мандельштам: «Если подлинное гуманистическое оправдание не ляжет в основу грядущей социальной архитектуры,она раздавит человека,как Ассирия или Вавилон»,1923г.

Нарождающаяся эпоха лишена человеческого содержания:одиночество и ненужность человека перед лицом природно-исторической бури слишком очевидна.

Надо было гармонизировать хаос,претворить историю в культуру:

О.Мандельштам.

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый век начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать…

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный,жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь,жесток и слаб,

Словно зверь,когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

Борьба нового со старым создавала полифонизм(многоголосие) худож. сознания.

Народ и революция.Здесь истоки нового видения мира и человека.

Во многих произведениях народ-это сфинкс,который молчит,а если говорит, то обрубками фраз-начдив,ревком,совдеп и т.д.;

это толпы людей ,напрягающие напряженно свою мысль до выступания пота на лбах во время бесконечных митингов;

это миф,превращающий трагические события войн,революций в сказку о «людях в сапогах»(большевиках),для которых нет таких крепостей,которые они не взяли бы»,

А потому для толпы не кажется противоестественным желание «воспаленных умов» железной рукой загнать человечество в счастье:

Наглядный пример тому :

1)это строки из поэмы В.Маяковского «Левый марш»:

Тише,ораторы!Ваше слово,товарищ маузер…;

2)это пара фотографий 1937—1938 годов из архива РИА Новости.

«Железной рукой загоним человечество к счастью»-

сообщал лозунг, придуманный заключенными Соловецкого лагеря. Почти 80 лет прошло, а актуальности лозунг, судя по всему, не потерял. 

Очередь политзаключенных у входа в Соловецкий концлагерь;





3)это ПРИКАЗ войск Западного фронта № 1847 гор. Минск 20 августа 1920 г.

…Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. ..На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам!

Командующий Западным фронтом ТУХАЧЕВСКИЙ Член революционного военного совета СМЛГА Начальник штаба ШВАРЦ.

4).И как тут не вспомнить роман Евгения Замятина «Мы»:

идет строительство межпланетного корабля « Интеграл», который должен навязать свою формулу счастья жителям Вселенной,а это уже вызывает ассоциации со строительством коммунизма в СССР, который должен «победить во всем мире». Ис­кусство также находится в полной государственной власти, прославляя во всех своих жанрах политику государства, главных деятелей страны, воспевая имеющий место образ жизни: «Наши поэты с нами в ногу идут под строгий механический марш Музы­кального завода». Здесь тоже нельзя не вспомнить ис­кусство советского периода, проходившего строгую цензуру, которая объявляла антинародным любое произведение, не вписывающееся в общепринятые каноны.

Все это миф о покорной истории.Забывалось при этом,что на гребне революции оказывались не только романтики,идеалисты , но и карьеристы,люди социального дна -те,кто был « ничем» и автоматически становился « всем»

У литературы 20-х своя судьба,свои трагические образы,свои боли и печали за человека,

Богатство форм,свой путь познания,свой процесс рождения нового мира.

Но, наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

Слово учителя литературы:

Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции.

11.Актуализация знаний учащихся.

1.***Беседа учителя истории с обучающимися:

-Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

( Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками).

-Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

-Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Промежуточный вывод. Формулирование проблемы.

Можем ли мы понять события, которые произошли более 85 лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Историк Бортневский, оценивая события Гражданской войны, говорил, что гражданская война в России была и подвигом и трагедией. Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. “Уроки Гражданской войны” – тема нашего сегодняшнего урока.

Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга ненасытным Молохом, требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита:

«Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна».

=====================================================================

2.Учитель литературы:

Итак, возможно ли счастливое, безоблачное будущее, оплаченное сотнями тысяч человеческих жизней, сгоревших в огне братоубийственной гражданской войны? Могут ли быть оправданы жестокость и насилие во имя грядущего процветания и благоденствия?

(как у Достоевского:возможно ли построить человеческую гармонию на слезинке хотя бы одного ребенка?).



-Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Образцы:

1.   Война

Братоубийственная, непонятная

Разрушает, губит, расчеловечивает

Самое бесчеловечное преступление против народа.

Разруха

2.Война

страшная, кровавая

выживать, воевать, верить

Война - бесконечная стрельба над головой.

Страх

3. Война

ужасная, убийственная

разрушает, убивает, калечит

Война- это огромный цунами, который сносит всё на своём пути.

Ужас!

4. Война

страшная, жестокая

стрелять, убивать, умирать

Война - это смерть, которая забирает много невинных душ.

Скорбь.







3.Учитель литературы:

-В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М. Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный “Проводы”.

Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Михаил Шолохов – певец казачьей правды.

Учитель литературы:

Одним из очевидцев, кто оказался включенным в вихрь исторических событий, был М. Шолохов.

4.Краткое выступление подготовленного ученика:

( останавливается на тех фактах, которые “перекликаются” с биографиями героев рассказов, что помогает подчеркнуть некоторую автобиографичность произведений):

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами. И банды гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплётах”. Попал в плен к махновцам и был отпущен из-за малолетства. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет. ”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году.

5.Учитель литературы,обращаясь к учителю истории:

-Почему именно на Дону происходит действие рассказов?

***Учитель истории:

а) ДАЕТ характеристикУ казачества, как особого служилого сословия. Раскрывается этимология слова “казак, а так же значение службы казаков для России.

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

б)Причины и характеристика Гражданской войны.

Противостояние росло. Общество “скатывалось” к Гражданской войне.

Далее учитель проводит фронтальный опрос по вопросам:

-Что такое Гражданская война?

Ответы учащихся.

Гражданская война – острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть.

- Причины гражданской войны?

Ответы учащихся:

1) Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности.

2) Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках.

3) Крах демократической альтернативы развития страны в связи с разгоном учредительного собрания большевиками.

4) Отсутствие опыта политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами.

5)Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией.

6) Экономическая политика большевиков в городе и деревне весной-летом 1918 г.

7) Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России.

в). Хронологические рамки войны и её периодов.

Ответы учащихся:

Официальные рамки гражданской войны – 1918-1920гг.

Различные точки зрения на время начла Гражданской войны: октябрь 1917 г.. (приход большевиков к власти); февраль 1917г (свержение самодержавия).; май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса).

Различные точки зрения на окончание Гражданской войны: 1920г. (разгром врангелевских войск в Крыму); 1922 г. ( “малая гражданская война”, установление Советской власти в Средней Азии, в Закавказье и на Дальнем Востоке).

Периоды Гражданской войны:

I-й период – май-ноябрь 1918 г.;

II-й период – ноябрь 1918 – март 1919 г.;

III-й период – март 1919 – март 1920 г.;

IV-й период – весна – осень 1920 г.;

г). Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

Ответы учащихся:

Социальные силы:

Красные” – часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.

Белые” – буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство, часть пролетариата.

Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена “белых” или “красных” просто под воздействием обстоятельств. “Жизнь так сложилась”.



Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”.



Учитель литературы:

Итак, Гражданская война. Брат идёт против брата, отец против сына, почему? Ответом на этот вопрос во многом служат “Донские рассказы” Михаила Шолохова



111.Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.



Учитель литературы:

1.А) Беседа по тексту рассказа «Родинка».

Короткий пересказ сюжета учеником:

Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его. 18 лет". По виду зеленый мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Отец Николки - казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В "германскую" отец сгинул. Мать умерла. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля. прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок верст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира. . Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Атаман пьян, да и все кучера и пулеметчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой. Зачерствела душа у него,Оказавшись у мельника, потребовал зерна коням. На зорьке двинулся Лукич на хутор и пожаловался на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге). Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня…

Сколько главных героев в рассказе? (Николка Кошевой и атаман)
– Что мы узнаём об этих героях? - «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ.»Атаман – плен германский, потом Врангель, лагерь, турецкая филюга и – банда).Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? Жизнь выбилась из привычной нормы

-Почему в анкете не указано отчество главного героя? О чем это говорит? (Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей (отца и сына))

-Какие сведения о происхождении, занятии Николая Кошевого мы узнаем из анкеты? (Николай- командир эскадрона, землероб, член РКСМ.

Таким образом, его истинная составляющая оказалась "“зажата" между убеждениями и властными полномочиями)

-Сколько лет Николаю? (18 лет)

-Портретное описание Николая Кошевого. (“… плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая”)

-Каким предстает герой перед читателями? Как представляют нам Николая предметы, его окружающие? (Николай стесняется своей молодости. В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся.
“На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка…, краюха хлеба”. Ребята пытаются представить, как эти предметы раскрывают нам внутренний мир героя, суть его жизненных приоритетов)

Найдите в тексте описание дома, в котором квартирует Николка? (Начало 2 главы. Обрыв души, жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)


-Какие чувства испытывает герой? (Немало повоевавший ,он так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного труп. «Учиться бы поехать…А тут банда…Опять кровь,а я уж уморился так жить…Опостылело всё,
“потянул за рукав устало”, “искаженное злобой лицо”. Это преобладает усталость от жизни, а в бою – злость)

- К чему рвётся душа Николки ? (К идеальному, вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)


-Почему выбрал для себя такую жизнь Николай? (Стал сиротой. “… до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля”)

-Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств, присоединился к “красным”).



- А куда спешит атаман? (Не столько банду вёл и мстил советской власти, сколько рвался к родному дому, к сыну.)



- Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии душевного состояния атамана?( Пейзаж мы видим глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом банды)
– Что ещё подтверждает, что Гражданская война  разрушает не только жизнь человека, но и природу?( «… на траву, заплаканную, седую от росы».)
– Когда и для чего на страницах рассказа появляется волк? (1 – сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть природы.

Он то подчёркивает озверение жизни: «за перелеском кто-то взвыл по-звериному», то заставляет героев оглянуться на себя, увидеть себя частью живущей природы. На последних страницах рассказа, в эпизоде схватки красноармейского отряда с бандой, появляется настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит укрыться от жестокости людей.)
Но не только бандиты озверели. Как выглядит во время боя Николка? (Лицо злобой перекошено)

-А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? (“… плен германский, потом Врангель,… лагерь с колючей проволокой, … турецкая фелюга… камыши кубанские… и – банда”. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман, входили в эту банду)

-Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни “по-старому”? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть

=========================================================

*******Учитель истории:



“Новая жизнь” встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью. Недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

В ходе беседы ученики отвечают на вопросы и записывают выводы в сводную таблицу.

Вопросы:

1. Чем было вызвано стремление большевиков вести беспощадную борьбу против всего сословия казачества?

Ответ: Тем, что казачество, объединенное в воинские части, неоднократно принимало участие в вооруженной борьбе с советской властью. Большевики вели борьбу со всем казачеством, так как оно было собственником земли и сопротивлялось национализации земли, проводимой большевиками.

2. В какой форме проводилась большевиками политика расказачивания?

Ответ: Большевики применяли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие.

3. Каков был политический смысл политики расказачивания?

Ответ: Уничтожение казачества – это разгром сильного противника большевиков и участника белого движения. Казачество было реальной силой, противостоящей запрету на частное хозяйство в деревне.

4. Каковы последствия политики расказачивания?

Ответ: Расказачивание уничтожило сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношения в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды

==================================================================================================================

Учитель литературы:

Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден “… волком уходить по родным полям…”.

Продолжаем анализ текста.

Вопросы:

-Какие чувства испытывает атаман? (“Душа зачерствела”, “боль, чудная и непонятная точит изнутри”, злость и ненависть в бою)

-Как происходит встреча отца и сына? (Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая)

-В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир, его сын? (Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына)

-Почему именно родинку использует автор как символ? (Родинка – родной – род – Родина. Род, Родина – естественное объединяющее начала)

-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? (“… завыл”, “почернел” и т.д.) Учитель объясняет уч-ся, что чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: “Черная от загара спина”, “черная лента крови”. В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный – это цвет боли, злости, ненависти

-О чём “… неизмеримо большом и важном” боялся “проговориться” Николенька? (ответ предполагает самостоятельные выводы уч-ся; ребята высказывают своё мнение, мысли и предположения)

-Почему застрелился атаман? (автор “убивает” своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть – объединила)

-Каков финал рассказа? Почему? (Два мертвых человека – отец и сын, посреди бескрайней степи, а над их головой кружит ворон; ответ предполагает самостоятельные выводы уч-ся).

В чём состоит самый важный конфликт? (Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)
– В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? (Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)

1.Б)  Выразительное чтение эпизода убийства сына.

А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)
– Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?

Учитель литературы:

Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.

2-А. Беседа по тексту рассказа «Продкомиссар».

Учитель литературы:

Подобную сюжетную линию – взаимоотношения отца и сына – мы видим и в рассказе “Продкомиссар».

Главный герой рассказа – продкомиссар Игнат Бодягин, который приехал в родную станицу во главе продотряда для сбора хлеба. Одной из главных проблем, с которой столкнулась Советская власть, это проблема нехватки продовольствия. 11 января 1919г. был принят Декрет ВЦИК о введении продразверстки.

====================================================================***Учитель истории:

Вопросы:

1. Что такое продразверстка? (Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам продовольствия)

2. Какой принцип лежал в основе продразверстки? (В основе лежал принцип – первоочередными являются потребности государства)

3. Кто осуществлял продразверстку? (Местные Советы, комитеты бедноты, продовольственные отряда (продотряды).

==================================================================================================================

Учитель литературы:

Игнат Бодягин возвращается в родную станицу спустя 6 лет.

В ходе беседы проводится анализ текста. Свои выводы учащиеся записывают в сводную таблицу.

Вопросы:

1. Почему Игнат покинул свою родную станицу 6 лет назад?

Ответ: Игнат возмутился поступком отца, ударившего работника за сломанный инвентарь. Отец в наказание отправил сына “ума-разума набираться”, другими словами выгнал его из дома. У отца и сына разные нравственные позиции.

2. С каким чувством он возвращается на Родину?

Ответ: “… что-то уперлось в горле…” и “… перехватило дыхание…” при взгляде на дом отца. Но к отцу не пошел.

3. Как происходит встреча отца и сына? Какие чувства они испытывают?

Ответ: Отец оказался одним из тех казаков, которые выступали против изъятия хлебы. Он так же участвовал в убийстве одного из красноармейцев, за что и был приговорен к расстрелу. Именно в этот момент и происходит встреча отца и сына. Герои испытывают смешанные чувства. Отец: “… горячее блеснуло в глазах…”, “… спрятал глаза…”, “… в сторону отвел взгляд…”, “… зло и упрямо наморщил переносицу…”, голос сиплый, словно оборвал “… тонкую нить, вязавшую их…”. Сын: “… кожа… посерела…” от злобы. Позже, уже после расстрела, просит у отца прощение, хотя против расстрела не возражал)

4. Что чувствовали вы, когда читали эти строки? (Ребята делятся своими чувствами и мыслями)

5. Почему отец и сын стали непримиримыми врагами?

Ответ: У отца и сына различные нравственные позиции и разные убеждения и взгляда. Один – выступает за свое кровное хозяйство, сын – за идеалы социализма. Это уже осознанный выбор и осознанное противостояние.



Отца и сына в рассказе “Продкомиссар” по разные стороны баррикад развела идеология.

Вопрос: Что такое идеология?

Ответ: система идей и взглядов, отражающих отношение различных социальных групп к окружающей действительности и друг к другу.

*******Учитель истории:



Символом идей является гвоздь , символом идеологии – гвоздика. Гражданская война – это вооруженная борьба социальных групп, политических партий и отдельных людей за свои убеждения и идеи, под знаменами разных цветов. Борьба за “белую и красную гвоздики”.

Вопросы:

Какие политические партии выступали на стороне “белых” и “красных” ?

Ответ: “Белые” – меньшевики, правые и левые эсеры, монархисты, либералы.

Красные” – большевики.

1. Идеологические принципы “белых”?

Ответ: Выступали за единую и неделимую Россию; предлагали перенести решение аграрного вопроса до окончания войны; придерживались принципа “непредрешенчества”, рассматривали интервентов как союзников в борьбе с большевиками.

2. Идеологические принципы “красных”?

Ответ: Социалистическое равенство, социалистическая справедливость, классовые интересы выше личных, солидарность и интернационализм пролетариата, независимость Советской республики, руководящая роль РКП (б).

Стихи М. Волошина (учителя литературы и истории, обращение к эпиграфам № 2 и 3):

Одним из орудий идеологии была пропаганда. Тысячи брошюр, листовок, плакатов распространялось с той и другой стороны.

==========================================================================================================================================

Учитель литературы:

2-Б.Работа с иллюстрациями плакатов “белых” и “красных”. Обращается внимания учащихся на их творческие работы – коллажи, посвященные гражданской войне. Общим для плакатов и коллажей является то, что Гражданская война в первую очередь – это столкновение различных идеологий.

Стихотворение М. Волошина (эпиграф №1):

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас.
Кто не за нас - тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами”.

Это главный принцип, которым руководствовались “белые” и “красные”.

Далее завершается анализ текста рассказа “Продкомиссар”.

Вопросы:

1. Как и почему погибает комиссар Игнат Бодягин?

Ответ: Белые напали на продотряд. Отступая, Бодягин и его товарищ встретили замерзающего мальчика. Но уставшая лошадь не могла выдержать двоих и тогда Игнат принимает решение остаться и задержать бандитов, чтобы дать мальчику спастись. Игнат и его товарищ погибают.

2. Почему герой не спасает от расстрела родного отца, но жертвует собой, ради незнакомого мальчика? (Очевидно, М. Шолохов считал, что связь поколений не должна прерваться).

Учитель развивает эту мысль и проводит параллель с произведением М. Шолохова “Судьба человека”, в котором главный герой Андрей Соколов усыновляет сирот



3-А.Рассказ“Чужая кровь”.

Учитель литературы:

Ещё сильнее эта тема непрерывной связи между поколениями прозвучала в рассказе “Чужая кровь”, завершающей цикл “Донских рассказов”. И это не случайно (цикл начинается с рассказа “Родинка”, в котором отец убивает сына и завершается рассказом “Чужая кровь”, в котором старый казак усыновляет красноармейца, потеряв своего родного сына). Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

Анализ текста.

Вопросы:

1. Перескажите начало рассказа.

Ответ: В донской станице проживает дед Гаврила. Он потомственный казак, верой и правдой служивший Отечеству. Гаврила проводил сына в армию и теперь ждет, не дождется его возвращения. От сына давно не было вестей.

2. Почему пошел служить сын казака Гаврилы Пётр? (Пётр пошел служить, следуя казачьей традиции. Идет служить на стороне “белых”)

3. Каковы убеждения самого Гаврилы? Какие чувства он испытывает? (Герой испытывает ненависть к “красным”, нарушившим исконный быт казачьей станицы и оказавшимся с его Петром по разные стороны. Таким образом, любовь к сыну породила ненависть и злобу по отношению к его врагам)

4. Что происходит с главным героем, когда он узнает о гибели единственного сына? (Гаврила испытывает двойственный чувства. С одной стороны у него пропал интерес к жизни, которая потеряла всякий смысл, а с другой – бунт, протест против новых порядков)

5. Как ведёт себя Гаврила, узнав, что продотрядники, которых он ненавидел, убиты? (При первой встрече с продотрядниками Гаврила испытал ненависть к ним, и особенно к их командиру. Но узнав, что они мертвы “… в дрогнувшем от ужаса сердце…” не было уже той злобы. Гаврила увидел, что командир продотряда – это молодой человек, очевидно ровесник его погибшего сына. Продкомиссар оказался жив и тогда Гаврила и его старуха выхаживают раненого, назвав его в честь своего сына “Пётр”. Таким образом, в герое побеждают человеческое, а не классовое начало. Любовь побеждает ненависть и порождает новое чувство – терпимость к “идейным врагам”. Очевидно, не случайно, что именно в сердце этого старого казака побеждают эти чувства. Он единственный из всех героев, с которыми мы познакомились, работает на земле, он связан с ней всей своей жизнью ( “… земля звала… властным неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков, ехал…”). Именно эта связь и позволила выжить Гавриле после смерти сына)

6. Что чувствует Николай к деду Гавриле, который его выходил? Что происходит в его душе? (“… осунулся и пожелтел…” и т.д. Тоска и боль в сердце Николая (Петра) вызваны скорым расставанием с приютившими его стариками. Прожив у них длительное время, он привязался к ним как к родным. Теперь это уже были не классовые враги, а люди не только спасшие его, но и близкие, подарившие ему сироте родной кров и отеческую любовь

Едва возникнув, новая семья деда Гаврилы вновь распадается. Обретённый сын покидает его. «Не вернётся!..» - рыдало в груди Гаврилы невыплаканное слово». Однако в этом последнем рыдании слышится уже не ненависть, а христианское смирение.

Дело в том, что автор не заинтересован в благополучной концовке - это снизило бы высоту подвижничества, самоотречения старого казака. Не революция здесь соединяет семью, а следование духу Евангелия. Начиная разговор с анализа бессмысленности и самоубийственности противостояния сторон в гражданской войне («Родинка»), М. Шолохов приходит к идее необходимости снятия этого взаимоупора новозаветной моралью: любите врагов своих. И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

1V.Подведение итогов.Рефлексия.

Работа с таблицей.

Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все слижет пламя?”

Л.: Три рассказа, объединенные одной темой. Три истории. По ходу урока мы с вами заполняли сводную таблицу, целью которой было систематизировать наши выводы о чувствах и убеждениях главных героев.

Катего-рии сравнения

Родинка”

Продкамиссар”

Чужая кровь”

 

Николай

Атаман

Бодягин

Отец

Гаврила

Николай (Петр)

1. Чувст-ва

Усталость, злоба.

Усталость, злоба, боль

Ненависть, сострада-ние к мальчику

Нена-висть

Ненависть, боль, любовь и привязан-ность

Ненависть, любовь и привязан-ность, боль

2. Убеж-дения

Защищать Советскую Россию от банд

Защищать свое Отечество от Советской власти

Выступает за идеалы социализ-ма, борется за светлое будущее своей Родины

Защи-щать свое родное хозяйст-во, тради-ции казачества

Выступает за казачью традицию служить Отечеству

Советское будущее России

У.Л.: Посмотрите на наши выводы в таблице в строке “Чувства”. Есть ли что-то общее в чувствах главных героев, что-то объединяющее их?

Ответ: Да. Все они испытывают схожие чувства. Прежде всего - это ненависть и злоба, но герои последнего рассказа “чужая кровь” еще переживают и любовь.

У.Л.: В классе был проведен социологический опрос на тему: “Какие чувства вызывает у вас война?”. Вы тоже указали такие чувства как злость, обида, боль. Это не случайно, т.к. любая война – это всегда горе и страдание. На ваших коллажах показаны глаза людей. В этих глазах отразились те же чувства.

***У.И.: А убеждения?

Вопрос: Есть ли что-то общее в убеждениях героев?

Ответ: Есть. Идеология разделяет людей. Но даже здесь есть общее. Все они выступают за будущее своей Родины, за то, как они его представляют.

***У.И.: Эта тема четко прослеживается и в ваших творческих работах – коллажах. Все участники Гражданской войны и “белые” и “красные” выступали за Россию, за её завтрашний день, который каждый из них представлял по-своему. И почти на всех коллажах присутствует Россия. В годы Гражданской войны Россия потеряла 12 млн. человек (цифра не окончательная). Борис Васильев призывает: “Пусть же над красными и белыми обелисками вознесет Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война”.

Учитель литературы:

В быстром наступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны.

В «Донских рассказах» Шолохов с большой правдивостью передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Его рассказы, отражая крайнюю поляризацию социально-классовых сил как примету эпохи, отличались резкой контрастностью.

Жестковатая контрастность изображения почти не допускает полутонов. Линия размежевания действующих лиц связана с единственным вопросом, который решал народ и который определял расстановку сил в каждом хуторе, в каждой семье: за революцию или против революции, за Советскую власть или против Советской власти?

Открытие донского цикла М. Шолохова состояло в том, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого Дона», так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного попутчика.

Белые и красные по-разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы. М. Шолохов ни в одном из рассказов не воспел гражданскую войну, она для него преступление.

Таким образом, гражданская война предстаёт в раннем творчестве Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания человека. И хотя справедливости ради следует отметить определённую политическую тенденцию (белогвардейцы у Шолохова совершают жестокие поступки с особым изуверством; жестокость красноармейцев у него , как правило, вынужденная или искупается добрыми делами в последствии), в целом позиция Шолохова гораздо шире позиций обеих противоборствующих сторон. За изображением обоюдной жестокости нам открывается авторский идеал незлобивости и всепрощения. М.Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой нет и не может быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня.

Так пусть же эта свеча станет символом Памяти обо всех сынах России, погибших на фронтах Гражданской войны (зажигается свеча Памяти).

***У.И.: Извлекли ли люди урок из этой братоубийственной войны? Научились ли мы, живущие в начале XXI века чему-нибудь?

Вопрос: Уроки Гражданской войны.В чём они?

Ответ: Ребята делятся своими выводами по вопросу.

***У.И.: Православные христиане верят, что покровительницей России является Пресвятая Богородица Дева Мария. К ней обращались и обращаются в молитвах о заступничестве русские люди в мирное время и в годы войны. Для многих Богородица – это символ России, Родина.

У.Л.: Родина-мать. А мать не делит своих детей, она скорбит и оплакивает каждого (Микеланджело “Пьета”).

М.Волошин писал (чтение стихов сопровождается открытием эпиграфа №4):

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других”.

Учителя объединяют красную и белую гвоздики и возлагают их перед свечей, в знак памяти о погибших.

Прием микрофона:

Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?

Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.





















Микеланджело “Пьета.




V. Домашнее задание: Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова - …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рас сказах М. А. Шолохова.























ПРИЛОЖЕНИЕ(плакаты времён Гражданской войны)























































Урок в фотообъективе








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!