СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока литературы, истории и русского языка. «Пугачёв – историческая личность и Пугачёв – литературный герой в поэме С.А.Есенина «Пугачёв»»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»



Курьинская основная общеобразовательная школа,

филиал МАОУ Бегишевская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области






Открытый интегрированный урок



Литература: тема «С.А.Есенин. Поэма «Пугачёв»»

История: тема «Восстание под предводительством Е.Пугачёва»

Русский язык: тема «Синтаксический разбор предложений с однородными членами»





Урок провели: Даминова Эльмира Шаймардановна —

учитель русского языка и литературы;

Фиалковская Надежда Константиновна – учитель истории








2019


Технологическая карта интегрированного урока литературы, истории, русского языка


Технологическая карта урока

Класс

8

Тема урока

«Пугачёв – историческая личность и Пугачёв – литературный герой в поэме С.А.Есенина «Пугачёв»»

Цель урока

Рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя.

Задачи урока

Образовательные: расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта С.Есенина;

показать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва;

Развивающие: развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки, полученные ранее на уроках истории, литературы и русского языка;

развивать монологическую речь на уроке: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему.

Воспитательные: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание; продолжать формирование чувства любви к Родине, уважения к её прошлому.

УУД

Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению, умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют те или иные знания.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты

Предметные: Литература: познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина; раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы «Пугачев»; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста.

История: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий; объяснения фактов;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процесса, деятельности исторических личностей.

Знать: причины выступления Е.Пугачева; направления внутренней политики Екатерины II; основные понятия темы;

Уметь: определять место и роль основных событий периода правления ЕкатериныII объяснять причины выступлений; анализировать результаты и причины поражения восстания.

Русский язык: на основе художественного текста уметь производить синтаксический разбор.

Личностные: Литература и русский язык: вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

История: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способность к определению своей позиции;

- уважение к истории и культуре своего и других народов.

Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать со схемами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с историческими понятиями.

Основные понятия

Литература: драматическая поэма.

История: Е.И.Пугачёв, самоуправление.

Русский язык: грамматическая основа.

Ресурсы урока

Литература: портрет писателя, учебник литературы Коровиной В.Я., Москва «Просвещение» 2014г., тетради по литературе.

История: учебник истории А.В.Торкунов, Москва «Просвещение» 2016г, портрет Е.Пугачева, рабочие тетради.

Русский язык: учебник русского языка Т.А.Ладыженской, Москва «Просвещение» 2018г., тетради по русскому языку.

Формы проведения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Технология продуктивного чтения, ИКТ

Тип урока

Комбинированный, интегрированный урок литературы, истории, русского языка.


Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие:


Учитель русского языка и литературы: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Очень рады вас сегодня видеть!

Учитель истории: Сегодня на уроке нас ждет удивительное путешествие.



2. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя истории: «В 1773 году на одном из постоялых дворов объявился «чудом воскресший» император Петр 3 . К «государю» стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек – царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее «император» показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - то ли двуглавый орел, то ли царский герб. На вопрос о происхождении отметин «государь» по-царски произнес: «А то, други мои, простым людям ведать не подобает». Не знали доверчивые казаки, что этот «среднего роста , сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами» совсем не император Петр III, а донской казак Зимовейской станицы. Поклонившись «государю Петру Фёдоровичу», казаки сделали свой выбор…

Так начиналось казацкое восстание, переросшее в длительную и кровавую войну, именуемую в России «пугачевщиной». Это было четвертое по счету жестокое противостояние народа и власти. Кто же этот донской казак? О ком пойдет сегодня речь?

Слушают и определяют тему урока

3. Формулирование темы урока, постановка цели

Учитель русского языка и литературы: Сегодня у нас с вами необычный урок - интегрированный. На уроке мы рассмотрим личность Емельяна Пугачёва, как историческую фигуру и как литературного героя, используя знания, истории и литературы.

Ставят учебную цель

4. Изучение нового материала:


Литература




(15 мин)

















«В этом имени слово – «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен:

Поднебесье, тихие веси.

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в ней и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: « Сергей Есенин»

Всей России встают черты!»



-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о поэте Сергее Есенине, его творчестве. Давайте вспомним его биографию.



- С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи.



-Ребята, почему именно эти стихи вы выбрали?

Сергей Есенин не только писал стихи, он писал ещё и драматические поэмы, например, поэма «Пугачёв».

- Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве?

- Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?





-Ребята, сейчас мы с вами будем работать в мини-группах. Вы должны, выслушав сообщения своих товарищей, заполнить графу таблицы. В этом вам помогут вопросы. На которые вы должны будете ответить.

- Каким изображён Емельян Пугачёв в данном произведении?

- Как он относится к своим врагам, народу?

- Как народ относился к Пугачёву? С чем это связано?



-Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной

В 1920 году заинтересовался восстанием Пугачева, в 1921 году совершил поездку по местам восстания, изучил документы. В этом же году написал поэму «Пугачев»

«Пугачев был почти гениальным человеком...» - считал С.А. Есенин

Дома вы прочитали отрывки из поэмы.

- Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва?

- Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву

Ребята, давайте посмотрим, как вы заполнили таблицу, что у вас получилось?



- Каково же отношение авторов к образу Пугачёва?

- Какой же вывод мы можем сделать?

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».

- Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?



- Завершим этот этап урока отрывком из поэмы «Пугачев» в исполнении Владимира Высоцкого, его исполнение не зря признано лучшим.
















Полушин Саша рассказывает биографию поэта.



Подготовленные ученики читают стихи Есенина 2-3 чел.


Ответы учащихся.




Чернышев Серёжа рассказывает о Е.Пугачеве.


Примерные ответы детей (в исторических песнях о Пугачеве «Пугачев казнен» , «Пугачев в темнице», А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)






(Ответы учащихся)















(Сообщение учеников)















Смотрят видеоролик

История



(15 мин)

Как вы думаете, к каким последствиям могло привести такое отношение помещиков к крепостным крестьянам?

- Выбери вариант ….

Восстание, спокойствие, смена законов.

Таким событием в России стало вооруженное восстание под предводительством Пугачева. - Что вам известно об этом событии?

- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями, а именно историками, картографами, литераторами и цель нашей работы- изучить самое крупное восстание XVIII века – восстание под предводительством Е.И.Пугачева. И понять, почему Пугачев и его армия потерпели поражение?

Познакомьтесь с планом урока: Слайд

ПЛАН-ВОПРОСНИК

1. Когда проходило восстание.

2. Причины восстания.

3. Образ Пугачева.

4. Состав участников восстания.

5. Манифест Пугачева.

6. Основные этапы войны.

7. Итоги восстания.

Как настоящие исследователи, мы должны будем с вами фиксировать свои исследования в таблице. (В инд.карточках)

(показ слайдов)


Отвечают на вопросы

















Выполняют исследовательскую работу.

Русский язык



(10 мин)

Учитель русского языка и литературы:

Третью задачу урока, воспитание любви к Родине, выполним на данном этапе. Дома вы должны были написать мини-сочинение о своей малой Родине. Послушаем.

-Ребята, ответьте на вопросы:

-Что такое синтаксис?

-Как разбирается синтаксически предложение?

-Какие члены предложения называются однородными?

-Расскажите про знаки препинания при однородных членах предложения.

-Что такое тема и идея текста?

-Какие типы речи вы помните?

-Какие стили речи есть в русском языке?

-Вспомните типы связи слов в словосочетании?

Предлагаю вашему вниманию комплексный анализ текста. Работать будем также в мини-группах, помогая друг другу.


Комплексный анализ текста

1.Запишите слова известного русского педагога К.Д.Ушинского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Наше отечество, наша родина – матушка Россия. (2)Отечеством мы з..вём Россию потому, что в ней ж(и/ы)ли испокон веку отцы и деды наши. (3)Родиной мы з..вём её потому, что в ней мы род..лись, в ней гов..рят р..дным нам языком, и всё в ней для нас р..дное. (4)А матерью – потому, что она вск..рмила нас своим хлеб..м, в(з/с)поила св..ими водами, выучила св..ему языку, как мать, она защища..т и береж(о/ё)т нас от всяких вр..гов. (К.Д.Ушинский)


2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения № 2 три словосочетания, укажите вид подчинительной связи и часть речи, к которой относят зависимое слово.

7. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

8. Составьте схему 4 предложения.


Читают свои сочинения.



Отвечают на вопросы















Работают с текстом

5. Закрепление нового материала


(4 мин)

Подводя итог нашего разговора о Пугачёве, ребята, попробуйте составить синквейн об этой исторической личности.

Синквейн:

название – Пугачёв

два прилагательных-

три глагола-

фраза-

существительное-

Предполагаемый синквей

название – Пугачёв

два прилагательных- мужественный, решительный.

три глагола- бунтует, сражается, казнит.

фраза- предводитель крестьянского восстания.

существительное- самозванец. (Или мятежник).

6. Рефлексия

(1 мин)

Выберите 1 фразу для соседа по парте:


Ты молодец.


Я доволен(на) твоей работой на уроке.


Ты мог(ла) бы поработать лучше.

Выбирают фразу.

7. Домашнее задание

Литература: написать мини-сочинение «Кто же Пугачев: злодей или народный заступник?»

История: выучить исторические даты, стр.32, задание 3.

Русский язык: у.435 или 436 на повторение.


Записывают д/з в дневник




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!