СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Тропынина Д.В., Говейлер Т.Ж. Интегрированный урок в 9 «Б» классе литература и русский язык по теме:

«Образ праведницы в произведении в произведении А.И. Солженицына «Матренин двор»».

Тип урока: интегрированный. Закрепление материала.

Цель: проанализировать ключевые эпизоды, понятия, проблемы и нацелить учеников на использование материала при написании сочинения по литературе и русскому языку.

Задачи:

Обучающие:

- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской;

- научить учащихся извлекать информацию из прочитанного фрагмента текста;

- тренировать умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые явления и факты.

Развивающие:

- развивать умения и навыки анализа прозаического произведения (формулировать проблемы, поставленные в тексте);

- развитие навыка выявлять авторскую позицию и определять особенности стиля;

- развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, подготовка к выполнению заданий государственной итоговой аттестации.

Воспитывающие:

- воспитывать вдумчивого читателя;

- помочь задуматься над такими нравственными понятиями, как праведность, доброта, чуткость, совесть, человечность.

Совершенствовать предметные умения:

- определять тему и основную идею произведения;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать со словарями, специальной литературой.

Формировать УУД: Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Познавательные УУД: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов.

Коммуникативные УУД: создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


Ход урока


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент. Мотивационный.


Уважаемые ребята, здравствуйте, сегодня у нас второй интегрированный урок.

Послушайте подготовленного одноклассника.

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать Человек с большой буквы?

Читает подготовленный ученик. Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того, - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

Слушают и отвечают на вопрос учителя.

2. Целеполагание.

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына. На прошлом уроке вы узнали о писателе А.И. Солженицыне. Какие события его жизни вы считаете самыми важными, судьбоносными?

С какими образами мы познакомились на прошлом уроке?

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Как он ее называет в конце произведения? (праведница)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Предлагаю поставить задачи на урок.

Зачем нам это знать?

Слушают и отвечают на вопрос учителя.

Называют события из жизни (называют участие писателя в Великой Отечественной войне, арест, годы ссылки, освобождение).

Называют тему урока: «Образ праведницы в произведении «Матренин двор»».

Сами ставят задачи:

1. Проанализировать образ Матрены.

2. Выявить проблемы и авторскую позицию.

3. Познакомиться с языковыми явлениями и фактами.

Отвечают для чего это надо:

1. Возможность воспользоваться аргументами для сочинения по русскому и литературе.

2. Закрепление навыков глубокого анализа текста.

3. Исследовательская работа в группах. Защита своих работ.

Предлагаем урок построить в виде исследования. Каждый учитель объясняет специфику своих заданий. Разделитесь на 3 группы. (Приглашаются командиры и набирают себе команду)

Задания для 1 группы.

1. Встреча рассказчика с Матреной. Оформить в виде исследования. (вопросы прилагаются)

2. Объясните просторечную, диалектную и устаревшую лексику, которая встретилась при чтении первой главы рассказа.

3. Синквейн к слову ЖИЗНЬ.

Задания для 2 группы.

1. Рассказ Матрены о прошлом. Оформить в виде исследования. (вопросы прилагаются)

2. Прочитайте отрывок из рассказа, выполните задания А1—A5, В1—В3.

3. Синквейн к слову МАТРЕНА.

Задания для 3 группы.

1. История с горницей. Оформить в виде исследования. (вопросы прилагаются)

2. Объяснить происхождение слов и выражений.

3. Синквейн к слову ПРАВЕДНИЦА.

Педагоги контролируют работу в группах.


Ребята предлагаем вам выступить с результатами своего исследования.

Сами делятся на группы.

Работают в группах. У каждого своя роль в группе.

Защита проектов оформленных на ватманах.

1 группа

1. Встреча рассказчика с Матреной. Оформить в виде исследования.

1) В какой деревне поселяется рассказчик?

Кто такая Матрёна?

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Что же представляет собой изба, в которой поселился рассказчик?

На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор?

Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

Как характер Матрены раскрывается в её речи.

2. Объясните просторечную, диалектную и устаревшую лексику, которая встретилась при чтении первой главы рассказа.

Хотелось затесаться — «забиться, затеряться»; таскать — «носить»; начинало страгиваться — «изменяться»; волокли снедь из города — «привозили продукты из города»; худо оштукатуренные — «плохо, некачественно»; пображивать — «ходить»; как утрафишь — «как уважишь»; суп картонный — «суп картофельный»; к ужоткому — «к вечеру»; иззаботилась я — «измучилась я»; стиховой конь — «своенравный»; молонья — «молния».

В деревне Вологодской области, куда после лагеря приехал Игнатич, в разговорной речи жителей сохранились и устаревшие слова, среди которых также есть диалектные. В нутряной России — «в коренной, средней»; потай — «наверно»; тесно и лопотно — «тесно и шумно»; в запущи живет — «без помощи извне»; обвершка — «крыша»; любота одна — «красота вокруг»; затомошился — «засуетился»; колотная жизнь — «бедная жизнь».

3. Синквейн к слову ЖИЗНЬ.

2 группа

1. Рассказ о прошлом.

1. Почему Матрёна вышла замуж за брата Фаддея, Ефима?

2. Скольких детей потеряла Матрёна?

3. Как звали дочь Фаддея, которую Матрёна взяла на воспитание?

4. Как Матрёна прожила свою жизнь?

5. Как относится Матрена к работе?

6. Как используют ее труд окружающие люди?

2. Прочитайте отрывок из рассказа, выполните задания А1—A5, В1—В3.

(I) Название не лгало. (2) На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и пло-тинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть. (3) Там я долго сидел в рощице на пне и думал, что от души не хотел бы нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как ветви шуршат по крыше, когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит. (4) Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. (6) Вся деревня волокла снедь мешками из областного города. (7) Я вернулся в отдел кадров и взмолился перед окошечком. (8) Сперва и разговаривать со мной не хотели. (9) Потом все же походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали в приказе: «Торфо-продукт». (10) Торфопродукт? (II) Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!..(12) А на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (13) Потом их вырубили — торфоразра-ботчики и соседний колхоз, председатель которого свел под корень изрядно гектаров леса. (14) Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых... Над поселком дымила фабричная труба. (16) Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, и торфяными плитами, и брикетами. (По Солженицыну).

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Повествователь хотел поселиться в тихой зеленой деревне.

2) Повествователю не понравилось название поселка Торфопродукт.

3) Повествователю поселок показался удобным для проживания.

4) В поселке Торфопродукт был продовольственный магазин.

А2. Как характеризует рассказчика информация, заключенная в предложениях 1—3?

1) Рассказчику по душе тишина деревни и русская природа.

2) Он склонен к пессимистическому взгляду на жизнь и жалуется на невзгоды.

3) Рассказчик — скрытный и нелюдимый человек.

4) Рассказчик считает, что в городе ему не устроиться на работу.

А3. Объясните значения слов: ложок, снедь, торфоразработчики, бараки, узкоколейка.

А4. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

1) составить по-русски

2) беспорядочно разбросался

3) с резьбой по фасаду

4) пронзительно свистя

А5. Почему рассказчику не понравилось название поселка Торфопродукт?

1) Это название неудобно писать на почтовых переводах.

2) Название неблагозвучно в сравнении со старыми названиями деревень.

3) Многие не поймут этого названия.

4) Название представляет собой сложносокращенное слово.

В1. Замените авторское слово цельно-обомкнутое общеупотребительным синонимом.

В2. Из предложений 1—3 выпишите несклоняемое существительное.

В3. Из предложений 8—11 выпишите слово, написание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».

Учитель поясняет, как выполнять задание, читает текст вслух, что занимает 5 минут учебного времени. Учащееся начинают выполнять задание.

3. Синквейн к слову МАТРЕНА.

3 группа

1. История с горницей.

1. Зачем начали ломать горницу Матрены?

2. Зачем Матрена разрешает ломать дом?

3. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

4. Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

5. Как погибает Матрёна?

6. Как родственники оплакивают Матрёну?

2. Задание второй группе: объяснить происхождение слов и выражений.

1) Диалектное слово потай является однокоренным со словами таить, тайный. Так как говорящий выражает неуверенность, слово приобрело значение «наверно, возможно».

2) Устаревший фразеологизм в запущи живет включает слово, образованное от запустить, запущать — «забросить, оставить», в запущи, т.е. без надзора, без помощи извне.

3) Затомошиться — «засуетиться, захлопотать, забегать впопыхах».

4) Лопотно — по происхождению связано с глаголом лопотать, т.е. безостановочно говорить.

5) Колотной — от колотиться, перебиваться, иногда употреблялось в значении «побираться». Колотной — значит «бедный, нищий» (устар.).

6) Любота — от слова любить, любоваться, имеет значение «красота».

Выводы: употребление в рассказе диалектной и устаревшей лексики погружает читателя в

атмосферу жизни глубинной, «нутряной» России.

3. Проговаривают синквейн к слову ПРАВЕДНИЦА.

Задают один вопрос от группы и обсуждают проблемы поднятые в рассказе.


4. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Ребята, мы решили задачи, поставленные на уроке?

Можно ли Матрену назвать настоящим человеком, русской женщиной? Почему?

Почему она является праведницей?

Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М. Дунаев. «В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?»

Матрёна — праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Дети обсуждают задачи, которые поставили в начале уроке.

Подводят итог урока.







5. Домашнее задание.

На выбор.

По литературе: 1. Ответить на вопрос в тетради «О чем заставил задуматься рассказ?».

2. Сочинение по произведению

на тему: «Нравственные проблемы в рассказе».

По русскому языку:

Выполнение тестового задания по рассказу «Матрёнин двор». Прочитайте отрывок из рассказа, выполните задания А1 — А5, В1—В8.


Дети выбирают задание по русскому языку (2 в части А и 2 в части В) и одно по литературе. (1) Название не лгало. (2) На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно- обомкнутое лесом, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть. (3) Там я долго сидел в рощице на пне и думал, что от души не хотел бы нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как ветви шуршат по крыше, когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит. (4) Увы, там не пекли хлеба. (5) Там не торговали ничем съестным. (6) Вся деревня волокла снедь мешками из областного города. (7) Я вернулся в отдел кадров и взмолился перед окошечком. (8) Сперва и разговаривать со мной не хотели. (9) Потом все же походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали в приказе: «Торфопродукт». (10) Торфопродукт? (И) Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!.. (12) А на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (13) Потом их вырубили — торфоразработчики и соседний колхоз, председатель которого свел под корень изрядно гектаров леса. (14) Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых... (15)Над поселком дымила фабричная труба. (16) Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, и торфяными плитами, и брикетами.

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 5) Повествователь хотел поселиться в тихой зеленой деревне. 6) Повествователю не понравилось название поселка Торфопродукт. 7) Повествователю поселок показался удобным для проживания. 8) В поселке Торфопродукт был продовольственный магазин.

А2. Как характеризует рассказчика информация, заключенная в предложениях 1—3? 5) Рассказчику по душе тишина деревни и русская природа. 6) Он склонен к пессимистическому взгляду на жизнь и жалуется на невзгоды. 7) Рассказчик — скрытный и нелюдимый человек. 8) Рассказчик считает, что в городе ему не устроиться на работу.

АЗ. Объясните значения слов: ложок, снедь, торфоразработчики, бараки, узкоколейка. А4. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание? 5) составить по-русски 6) беспорядочно разбросался 7) с резьбой по фасаду 8) пронзительно свистя

А5. Почему рассказчику не понравилось название поселка Торфопродукт? 5) Это название неудобно писать на почтовых переводах. 6) Название неблагозвучно в сравнении со старыми названиями деревенью 7) Многие не поймут этого названия. 8) Название представляет собой сложносокращѐнное слово.

В1. Замените авторское слово цельно-обомкнутое общеупотребительным синонимом.

В2. Из предложений 1—3 выпишите несклоняемое существительное.

ВЗ. Из предложений 8—11 выпишите слово, написание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В4. К какой части речи относится слово остекленными (предложение 14)? 1) прилагательное, 2) наречие, 3) деепричастие, 4) причастие

В5. Из предложений 10—11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. В6. Среди предложений 1—6 укажите номера неопределенно-личных предложений. В7. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложносочиненного предложения. Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, (1) и паровозики, (2) пронзительно свистя, (3) таскали по ней поезда с бурым торфом, (4) и торфяными плитами, (5) и брикетами. В8. Среди предложений 12—15 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, запишите его номер.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!