Сами делятся на группы. Работают в группах. У каждого своя роль в группе. Защита проектов оформленных на ватманах. 1 группа 1. Встреча рассказчика с Матреной. Оформить в виде исследования. 1) В какой деревне поселяется рассказчик? Кто такая Матрёна? Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа? Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Что же представляет собой изба, в которой поселился рассказчик? На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.) Как характер Матрены раскрывается в её речи. 2. Объясните просторечную, диалектную и устаревшую лексику, которая встретилась при чтении первой главы рассказа. Хотелось затесаться — «забиться, затеряться»; таскать — «носить»; начинало страгиваться — «изменяться»; волокли снедь из города — «привозили продукты из города»; худо оштукатуренные — «плохо, некачественно»; пображивать — «ходить»; как утрафишь — «как уважишь»; суп картонный — «суп картофельный»; к ужоткому — «к вечеру»; иззаботилась я — «измучилась я»; стиховой конь — «своенравный»; молонья — «молния». В деревне Вологодской области, куда после лагеря приехал Игнатич, в разговорной речи жителей сохранились и устаревшие слова, среди которых также есть диалектные. В нутряной России — «в коренной, средней»; потай — «наверно»; тесно и лопотно — «тесно и шумно»; в запущи живет — «без помощи извне»; обвершка — «крыша»; любота одна — «красота вокруг»; затомошился — «засуетился»; колотная жизнь — «бедная жизнь». 3. Синквейн к слову ЖИЗНЬ. 2 группа 1. Рассказ о прошлом. 1. Почему Матрёна вышла замуж за брата Фаддея, Ефима? 2. Скольких детей потеряла Матрёна? 3. Как звали дочь Фаддея, которую Матрёна взяла на воспитание? 4. Как Матрёна прожила свою жизнь? 5. Как относится Матрена к работе? 6. Как используют ее труд окружающие люди? 2. Прочитайте отрывок из рассказа, выполните задания А1—A5, В1—В3. (I) Название не лгало. (2) На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и пло-тинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть. (3) Там я долго сидел в рощице на пне и думал, что от души не хотел бы нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как ветви шуршат по крыше, когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит. (4) Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. (6) Вся деревня волокла снедь мешками из областного города. (7) Я вернулся в отдел кадров и взмолился перед окошечком. (8) Сперва и разговаривать со мной не хотели. (9) Потом все же походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали в приказе: «Торфо-продукт». (10) Торфопродукт? (II) Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!..(12) А на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (13) Потом их вырубили — торфоразра-ботчики и соседний колхоз, председатель которого свел под корень изрядно гектаров леса. (14) Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых... Над поселком дымила фабричная труба. (16) Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, и торфяными плитами, и брикетами. (По Солженицыну). А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1) Повествователь хотел поселиться в тихой зеленой деревне. 2) Повествователю не понравилось название поселка Торфопродукт. 3) Повествователю поселок показался удобным для проживания. 4) В поселке Торфопродукт был продовольственный магазин. А2. Как характеризует рассказчика информация, заключенная в предложениях 1—3? 1) Рассказчику по душе тишина деревни и русская природа. 2) Он склонен к пессимистическому взгляду на жизнь и жалуется на невзгоды. 3) Рассказчик — скрытный и нелюдимый человек. 4) Рассказчик считает, что в городе ему не устроиться на работу. А3. Объясните значения слов: ложок, снедь, торфоразработчики, бараки, узкоколейка. А4. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание? 1) составить по-русски 2) беспорядочно разбросался 3) с резьбой по фасаду 4) пронзительно свистя А5. Почему рассказчику не понравилось название поселка Торфопродукт? 1) Это название неудобно писать на почтовых переводах. 2) Название неблагозвучно в сравнении со старыми названиями деревень. 3) Многие не поймут этого названия. 4) Название представляет собой сложносокращенное слово. В1. Замените авторское слово цельно-обомкнутое общеупотребительным синонимом. В2. Из предложений 1—3 выпишите несклоняемое существительное. В3. Из предложений 8—11 выпишите слово, написание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный». Учитель поясняет, как выполнять задание, читает текст вслух, что занимает 5 минут учебного времени. Учащееся начинают выполнять задание. 3. Синквейн к слову МАТРЕНА. 3 группа 1. История с горницей. 1. Зачем начали ломать горницу Матрены? 2. Зачем Матрена разрешает ломать дом? 3. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? 4. Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности». 5. Как погибает Матрёна? 6. Как родственники оплакивают Матрёну? 2. Задание второй группе: объяснить происхождение слов и выражений. 1) Диалектное слово потай является однокоренным со словами таить, тайный. Так как говорящий выражает неуверенность, слово приобрело значение «наверно, возможно». 2) Устаревший фразеологизм в запущи живет включает слово, образованное от запустить, запущать — «забросить, оставить», в запущи, т.е. без надзора, без помощи извне. 3) Затомошиться — «засуетиться, захлопотать, забегать впопыхах». 4) Лопотно — по происхождению связано с глаголом лопотать, т.е. безостановочно говорить. 5) Колотной — от колотиться, перебиваться, иногда употреблялось в значении «побираться». Колотной — значит «бедный, нищий» (устар.). 6) Любота — от слова любить, любоваться, имеет значение «красота». Выводы: употребление в рассказе диалектной и устаревшей лексики погружает читателя в атмосферу жизни глубинной, «нутряной» России. 3. Проговаривают синквейн к слову ПРАВЕДНИЦА. Задают один вопрос от группы и обсуждают проблемы поднятые в рассказе. |