Тип урока: постановка учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний об информационных процессах; формировать умение осуществлять сбор и обработку информации |
Планируемые результаты |
Предметные: научиться приводить примеры информационной деятельности человека; называть известные носители информации | Метапредметные: познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность; регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; коммуникативные – организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать при решении коммуникативных и познавательных задач | Личностные: сформированность познавательных интересов; мотивация к учебной деятельности; развитие внимательности |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствовать класс. Проверить готовность учащихся к уроку. Создать атмосферу психологического комфорта. - Обратите внимание на свои рабочие места. Что вас может отвлекать? Что нужно убрать с рабочего места? - О чем вы сейчас думаете? Что вам поможет сосредоточить внимание на уроке информатики? | Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопросы: - Где я? - Зачем я здесь? - Что мне нужно делать? (слайд 1) | Формируют навыки самоорганизации |
II.Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предложить учащимся продолжить предложения: - Информация объективна, если она … - Информация достоверна, если она … - Информация полна, если ее достаточно для … - Информация актуальна, если она … - Полезность информации оценивается по … - Информация понятна, если она … Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Достаточно ли у вас знаний об информационных процессах? Сформулировать учебную задачу: - Исследовать информационные процессы | - … не зависит от чего-либо мнения, суждения. - … отражает истинное положение дел. - … понимания ситуации и принятия решения. - … важна, существенна для настоящего времени. - … тем задачам, которые можно решить с ее помощью. - … выражена на языке, доступном для получателя. (слайд 2,3) Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развивают навыки целеполагания |
III.Сообщение темы. Постановка задачи. Постановка цели и задачи урока | Сообщить тему урока. (слайд 4) Организовать совместное с учащимся формулирование целей и задач урока. - Внимательно прочитайте тему урока. - Что от вас ожидается сегодня на уроке? - Что можно запланировать к изучению на уроке? | Записывают тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: - понять сущность информационных процессов; - научиться осуществлять обработку информации (слайд 5) | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV.Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. - Чувствую ли я ответственность за свою работу на уроке? - Каким образом тема урока отвечает моим потребностям, интересам, желаниям? - Почему мне нужно знать об информационных процессах? - Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности | Выражают свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V.Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организовать обсуждение проблемных вопросов: - Какие существуют информационные процессы? - Какую деятельность можно назвать информационной? Предложить учащимся проанализировать определения понятий «информационные процессы» и «информационная деятельность». Объяснить, что решение многих практических задач начинается со сбора информации. Организовать обсуждение сфер деятельности школьника, где необходим сбор информации. Провести анализ определения понятия «обработка информации». Объяснить, что выделяют два типа обработки информации: - обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; - обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая ее содержания. (слайд 10) Предложить учащимся провести исследования и выяснить, какие из перечисленных действий относятся к какому типу обработки информации. Типы обработки информации: получение нового содержания, изменение формы представления. Действия, операции: структурирование, вычисление по формулам, исследование моделей, кодирование, сбор информации, логическое рассуждение. (слайд 11) | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответе на вопросы. Выбирают, как лучше организовать свою работу на уроке: Самостоятельно разбираться с проблемными вопросами; Работать в паре; Работать в группе. Анализируют определения понятий «информационные процессы» и «информационная деятельность»: выделяют ключевые слова определения, формируют вопросы для самостоятельных исследований. (слайд 6,7) Обсуждают, дискутируют, отстаивают свое мнение о сфере, в которых школьник занимается сбором информации: - выбор фильма для просмотра, - составление списка книг, которые нужно прочитать в свободное время, - подготовка сообщения, написание реферата. Анализируют определение понятия «обработка информации»: выделяют ключевые слова определения, формулируют вопросы для самостоятельного исследований. (слайд 8,9) Проводят исследования. Изучают разные источники информации. Презентуют результаты исследования. - Получение нового содержание: вычисление по формуле, исследование моделей, логическое рассуждение. - Изменение формы представления: структурирование, кодирование, сбор информации. (слайд 12) | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию. |
VI.Закрепление изученного материала | Организовать конкурс на лучший вопрос по изученному материалу | Придумывают вопросы. Определяют лучший вопрос. | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII.Выполнение заданий | Задание №1 (выполняется совместно учителем с учащимися). Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работать на компьютере; Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой; Саша всегда побаивался физики; Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Саша и Лена поздравили победителя по математике; Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят? (слайд 13) Задание №2 (выполняется самостоятельно). Три юноши - Иван, Николай, Никита – увлекаются различными видами спорта: шахматами, футболом, волейболом, занимались ими в Вологде, Тамбове, Иркутске. Известно, что: Иван живет не Вологде, а Николай – не в Тамбове; Юноша, живущий в Волгограде, увлекается не волейболом; Тот, кто живет в Тамбове, увлекается шахматами; Николай увлекается не футболом. Каким видом спорта и в каком городе занимается каждый из юношей? (слайд 15) Задание №3 Р.т. №11 (слайд 16) | Выполняют задания. Ответы. Задание №1 Аня – победитель олимпиады по математике, Саша – по географии, Лена – по физике, Вася – по литературе, Миша – по информатике. (слайд 14) Задание №2 Иван – шахматы – Тамбов; Николай – волейбол – Иркутск; Никита – футбол – Волгоград. Задание №3 Квадрат – зеленый; круг – синий; ромб – белый; треугольник – красный. | Самостоятельно принимают решения |
VIII.Подведение итогов урока. рефлексия | Организовать подведение итогов урока обучающимися. Способствовать размышлению учащихся над вопросами: - С какими трудностям я столкнулся при изучении темы урока? - Можно ли сказать, что я умею обрабатывать информацию? - Достиг ли я поставленных целей и задач урока? - Как бы я оценил свою работу на уроке? (слайд 17) | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
IX.Домашнее задание | Учебник: §1.2: 1.2.1 – 1.2.3 – стр.13-18; №8 стр. 22. Рабочая тетрадь (карточка) - №8, №9, №10 (слайд 18) | Записывают домашнее задание | Формируют навыки самоорганизации |