СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно – компьютерные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся I ступени

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается роль влияния ИКТ на качество обучения

Просмотр содержимого документа
«Информационно – компьютерные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся I ступени»

Информационно – компьютерные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся I ступ ени   Петрунина Г.Т. учитель начальных классов  ГБОУ гимназия №1 г.о. Новокуйбышевск

Информационно – компьютерные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся I ступ ени

Петрунина Г.Т.

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №1

г.о. Новокуйбышевск

Актуальность. Стратегию системы образования в нашей стране определяет Концепция модернизации российского образования . В ней подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в общеобразовательных учреждениях , изменение методов и технологий обучения. Сегодня востребованы деятельностные технологии и ИКТ в ОП. Использование компьютера обеспечивает полноценную организацию учебной деятельности, являясь ведущей технологией в преподавании .

Актуальность.

Стратегию системы образования в нашей стране определяет Концепция модернизации российского образования . В ней подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в общеобразовательных учреждениях , изменение методов и технологий обучения. Сегодня востребованы деятельностные технологии и ИКТ в ОП. Использование компьютера обеспечивает полноценную организацию учебной деятельности, являясь ведущей технологией в преподавании .

Противоречия: - между требованиями ФГОС нового поколения к уровню подготовки выпускников начальной школы, требованиями компетентностного подхода к обучению и традиционными формами и приемами обучения; - между традиционным подходом к организации и проведению уроков и широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета; - между необходимостью развития познавательной активности и практическим отсутствием методических пособий по применению ИКТ для развития познавательной активности, что сдерживает процесс развития младших школьников .

Противоречия:

  • - между требованиями ФГОС нового поколения к уровню подготовки выпускников начальной школы, требованиями компетентностного подхода к обучению и традиционными формами и приемами обучения;
  • - между традиционным подходом к организации и проведению уроков и широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета;
  • - между необходимостью развития познавательной активности и практическим отсутствием методических пособий по применению ИКТ для развития познавательной активности, что сдерживает процесс развития младших школьников .
изучение и внедрение в практику эффективных  методов и приемов использования современных  компьютерных технологий с целью развития познавательного интереса и повышения качества образовательного процесса. 1. Сделать обзор существующих компьютерных средств, используемых на уроках. 2.Выявить педагогические условия, особенности и возможности ИКТ как средства активизации познавательной деятельности. 3.Выявить преимущества применения компьютера на уроках. 4.Разработать формы и методы применения информационных технологий . 5. Апробировать эффективные средства, приемы, методы обучения с использованием ИКТ в образовательном процессе.

изучение и внедрение в практику эффективных методов и приемов использования современных компьютерных технологий с целью развития познавательного интереса и повышения качества образовательного процесса.

1. Сделать обзор существующих компьютерных средств, используемых на уроках.

2.Выявить педагогические условия, особенности и возможности ИКТ как средства активизации познавательной деятельности.

3.Выявить преимущества применения компьютера на уроках.

4.Разработать формы и методы применения информационных технологий .

5. Апробировать эффективные средства, приемы, методы обучения с использованием ИКТ в образовательном процессе.

Предполагаемые результаты: Увеличится уровень мотивации к учебным предметам. Успеваемость по предмету будет 100%. Будут сформированы навыки самостоятельной работы и самооценки. Повысится качество знаний по предметам. Результаты итоговой диагностики будут лучше стартовой. Увеличится количество победителей и призеров в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно – исследовательских, проектных работах учащихся.

Предполагаемые результаты:

  • Увеличится уровень мотивации к учебным предметам.
  • Успеваемость по предмету будет 100%.
  • Будут сформированы навыки самостоятельной работы и самооценки.
  • Повысится качество знаний по предметам.
  • Результаты итоговой диагностики будут лучше стартовой.
  • Увеличится количество победителей и призеров в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно – исследовательских, проектных работах учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии: совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.[1]

Информационно-коммуникационные технологии:

  • совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.[1]
Принципы активизации с использованием ИКТ на уроке: Принцип равенства позиций. Принцип доверительности. Принцип обратной связи. Принцип занятия исследовательской позиции.  Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Принципы активизации с использованием ИКТ на уроке:

  • Принцип равенства позиций.
  • Принцип доверительности.
  • Принцип обратной связи.
  • Принцип занятия исследовательской позиции.
  • Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Компьютерные средства, используемые в обучении. Системы виртуального эксперимента Дидактические материалы Электронные энциклопедии презентации Это программные комплексы, позволяющие обучаемому вести некие эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории. Сборники задач, диктантов, упражнений представленные в электронном виде и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста Объединяют функции демонстрационных и справочных материалов, являются электронным аналогом обычных справочно-информацион - ных изданий Распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используется программное средство: PowerPoint .

Компьютерные средства, используемые в обучении.

Системы виртуального эксперимента

Дидактические

материалы

Электронные энциклопедии

презентации

Это программные комплексы, позволяющие обучаемому вести некие эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории.

Сборники задач, диктантов, упражнений представленные в электронном виде и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста

Объединяют функции демонстрационных и справочных материалов, являются электронным аналогом обычных справочно-информацион -

ных изданий

Распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используется программное средство: PowerPoint .

Компьютерные средства, используемые в обучении. Электронные учебники и электронные учебные курсы Программные системы контроля знаний Обучающие игры и развивающие программы Опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты Объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Это программные комплексы, позволяющие обучаемому вести некие эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории.

Компьютерные средства, используемые в обучении.

Электронные учебники и электронные учебные курсы

Программные системы контроля знаний

Обучающие игры и развивающие программы

Опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты

Объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ.

Это программные комплексы, позволяющие обучаемому вести некие эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории.

Использование ИКТ влияет на эффективность процесса обучения  Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока Слишком частое его использование приводит к потере у ученика интереса к нему  Если используется редко, то каждое применение превращается в чрезвычайное событие, возбуждает эмоции, мешающие восприятию учебного материала

Использование ИКТ влияет на эффективность процесса обучения

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока

Слишком частое его использование приводит к потере у ученика интереса к нему

Если используется редко, то каждое применение превращается в чрезвычайное событие, возбуждает эмоции, мешающие восприятию учебного материала

 Использование в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение урока    Использование компьютера не должно длится на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию  Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия

Использование в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение урока

Использование компьютера не должно длится на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию

Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия

 1.Экономия места. Вполне может заменить основную часть наглядных пособий и моделей ( они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса) 2.Экономия времени. Становится излишним рисование на доске сложных тем и моделей, облегчает процесс подготовки к урокам. .

1.Экономия места.

Вполне может заменить основную часть наглядных пособий и моделей ( они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса)

2.Экономия времени.

Становится излишним рисование на доске сложных тем и моделей, облегчает процесс подготовки к урокам.

.

 4.Возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Проверка знаний проводиться автоматически, что, во-первых экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным. 3.Оперативность информации. Мультимедийные учебники выпускаются и обновляются значительно быстрее, чем бумажный учебник. Оперативность обучения повышается, становясь практически абсолютной при наборе в мультимедийном учебнике ссылок из Интернета. .

4.Возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

Проверка знаний проводиться автоматически, что, во-первых экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.

3.Оперативность информации.

Мультимедийные учебники выпускаются и обновляются значительно быстрее, чем бумажный учебник. Оперативность обучения повышается, становясь практически абсолютной при наборе в мультимедийном учебнике ссылок из Интернета.

.

 6.Повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам . Использование компьютера позволит увеличить число своих сторонников среди школьников. Ведь такая форма обучения намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Образуется большое количество добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий. 5.Имидж «продвинутого» учителя. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного. Школьники будут ставить вас в пример скучным «марьиваннам» .

6.Повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам .

Использование компьютера позволит увеличить число своих сторонников среди школьников. Ведь такая форма обучения намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Образуется большое количество добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий.

5.Имидж «продвинутого» учителя.

Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного.

Школьники будут ставить вас в пример скучным «марьиваннам»

.

 8.Воспитательная. Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все ровно получат «компьютерные» знания. Но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников нужно направить нужное русло. 7.Просвещенческая.  Будущая взрослая жизнь нынешних учеников будет тесно связано с компьютером. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать. .

8.Воспитательная.

Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все ровно получат «компьютерные» знания. Но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников нужно направить нужное русло.

7.Просвещенческая.

Будущая взрослая жизнь нынешних учеников будет тесно связано с компьютером. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать.

.

 9.Исследовательская и творческая. При компьютерном обучении каждый ученик сможет почувствовать вкус научного открытия. Исследовательские задачи помогут школьнику виртуально перевоплотиться в знаменитого морехода, покорителя космического пространства. .

9.Исследовательская и творческая.

При компьютерном обучении каждый ученик сможет почувствовать вкус научного открытия.

Исследовательские задачи помогут школьнику виртуально перевоплотиться в знаменитого морехода, покорителя космического пространства.

.

Вывод. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности информационно-коммуникационной и инициативности младших школьников на уроке , развитию информационного мышления школьников, формирование компетенции; приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Вывод.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности информационно-коммуникационной и инициативности младших школьников на уроке , развитию информационного мышления школьников, формирование компетенции;
  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Развитие познавательной активности на уроке во многом зависит от учителя. Именно он направляет детей в нужное «русло», поддерживает их стремление к познанию нового.  Проблема активизации деятельности школьников решается каждым учителем индивидуально:  -новые наглядные пособия;  -занимательное изложение;  -введение игрового момента;  -информационные технологии.  Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс компьютерные технологии на уровне квалифицированного пользователя, научить самостоятельно применять навыки решения учебных задач, то будет развиваться познавательный интерес и повышаться качество образовательного процесса.

Развитие познавательной активности на уроке во многом зависит от учителя. Именно он направляет детей в нужное «русло», поддерживает их стремление к познанию нового. Проблема активизации деятельности школьников решается каждым учителем индивидуально: -новые наглядные пособия; -занимательное изложение; -введение игрового момента; -информационные технологии. Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс компьютерные технологии на уровне квалифицированного пользователя, научить самостоятельно применять навыки решения учебных задач, то будет развиваться познавательный интерес и повышаться качество образовательного процесса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!