Информационно – компьютерные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся I ступ ени
Петрунина Г.Т.
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №1
г.о. Новокуйбышевск
Актуальность.
Стратегию системы образования в нашей стране определяет Концепция модернизации российского образования . В ней подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в общеобразовательных учреждениях , изменение методов и технологий обучения. Сегодня востребованы деятельностные технологии и ИКТ в ОП. Использование компьютера обеспечивает полноценную организацию учебной деятельности, являясь ведущей технологией в преподавании .
Противоречия:
- - между требованиями ФГОС нового поколения к уровню подготовки выпускников начальной школы, требованиями компетентностного подхода к обучению и традиционными формами и приемами обучения;
- - между традиционным подходом к организации и проведению уроков и широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета;
- - между необходимостью развития познавательной активности и практическим отсутствием методических пособий по применению ИКТ для развития познавательной активности, что сдерживает процесс развития младших школьников .
изучение и внедрение в практику эффективных методов и приемов использования современных компьютерных технологий с целью развития познавательного интереса и повышения качества образовательного процесса.
1. Сделать обзор существующих компьютерных средств, используемых на уроках.
2.Выявить педагогические условия, особенности и возможности ИКТ как средства активизации познавательной деятельности.
3.Выявить преимущества применения компьютера на уроках.
4.Разработать формы и методы применения информационных технологий .
5. Апробировать эффективные средства, приемы, методы обучения с использованием ИКТ в образовательном процессе.
Предполагаемые результаты:
- Увеличится уровень мотивации к учебным предметам.
- Успеваемость по предмету будет 100%.
- Будут сформированы навыки самостоятельной работы и самооценки.
- Повысится качество знаний по предметам.
- Результаты итоговой диагностики будут лучше стартовой.
- Увеличится количество победителей и призеров в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно – исследовательских, проектных работах учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии:
- совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.[1]
Принципы активизации с использованием ИКТ на уроке:
- Принцип равенства позиций.
- Принцип доверительности.
- Принцип обратной связи.
- Принцип занятия исследовательской позиции.
- Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Компьютерные средства, используемые в обучении.
Системы виртуального эксперимента
Дидактические
материалы
Электронные энциклопедии
презентации
Это программные комплексы, позволяющие обучаемому вести некие эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории.
Сборники задач, диктантов, упражнений представленные в электронном виде и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста
Объединяют функции демонстрационных и справочных материалов, являются электронным аналогом обычных справочно-информацион -
ных изданий
Распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используется программное средство: PowerPoint .
Компьютерные средства, используемые в обучении.
Электронные учебники и электронные учебные курсы
Программные системы контроля знаний
Обучающие игры и развивающие программы
Опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты
Объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ.
Это программные комплексы, позволяющие обучаемому вести некие эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории.
Использование ИКТ влияет на эффективность процесса обучения
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока
Слишком частое его использование приводит к потере у ученика интереса к нему
Если используется редко, то каждое применение превращается в чрезвычайное событие, возбуждает эмоции, мешающие восприятию учебного материала
Использование в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение урока
Использование компьютера не должно длится на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию
Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия
1.Экономия места.
Вполне может заменить основную часть наглядных пособий и моделей ( они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса)
2.Экономия времени.
Становится излишним рисование на доске сложных тем и моделей, облегчает процесс подготовки к урокам.
.
4.Возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
Проверка знаний проводиться автоматически, что, во-первых экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.
3.Оперативность информации.
Мультимедийные учебники выпускаются и обновляются значительно быстрее, чем бумажный учебник. Оперативность обучения повышается, становясь практически абсолютной при наборе в мультимедийном учебнике ссылок из Интернета.
.
6.Повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам .
Использование компьютера позволит увеличить число своих сторонников среди школьников. Ведь такая форма обучения намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Образуется большое количество добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий.
5.Имидж «продвинутого» учителя.
Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного.
Школьники будут ставить вас в пример скучным «марьиваннам»
.
8.Воспитательная.
Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все ровно получат «компьютерные» знания. Но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников нужно направить нужное русло.
7.Просвещенческая.
Будущая взрослая жизнь нынешних учеников будет тесно связано с компьютером. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать.
.
9.Исследовательская и творческая.
При компьютерном обучении каждый ученик сможет почувствовать вкус научного открытия.
Исследовательские задачи помогут школьнику виртуально перевоплотиться в знаменитого морехода, покорителя космического пространства.
.
Вывод.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности информационно-коммуникационной и инициативности младших школьников на уроке , развитию информационного мышления школьников, формирование компетенции;
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Развитие познавательной активности на уроке во многом зависит от учителя. Именно он направляет детей в нужное «русло», поддерживает их стремление к познанию нового. Проблема активизации деятельности школьников решается каждым учителем индивидуально: -новые наглядные пособия; -занимательное изложение; -введение игрового момента; -информационные технологии. Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс компьютерные технологии на уровне квалифицированного пользователя, научить самостоятельно применять навыки решения учебных задач, то будет развиваться познавательный интерес и повышаться качество образовательного процесса.