Аннотация
к рабочей программе по информатике 7 класс
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова;
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова на 2020-2021 учебный год.
Календарный учебный график МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова.
Программа составлена на 2020-2021 уч.год.
2. Рабочая программа по информатике 7 класс ориентирована на использование базового учебника Информатика для 7 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
3. Изучение информатики и ИКТ в основном звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
4. На изучение предмета «Информатика» 7 класс отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
5. Структура рабочей программы:
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Содержание учебного предмета (курса)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 г. Карачева
имени Ивана Степановича Кузнецова, полного кавалера ордена Славы
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно- математического цикла Протокол № _____ от «___»______________2020г. | Согласовано зам. директора по УР _________________ Ю.Ф. Жиляева «____» ________________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №5 г.Карачева им. И.С. Кузнецова ______________Е.Е. Николаева Приказ № ____ «____» ________________2020г. |
Рабочая программа
по курсу «Информатика»
для 7 класса
на 2020-2021 учебный год
Разработал учитель информатики
Николаева Елена Евгеньевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Человек и информация - 9 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
Работа с клавиатурным тренажером.
Контрольная работа:
1. Вычисление количества информации с помощью калькулятора
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 15 ч
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
Пользовательский интерфейс операционной системы
Работа с файловой системой
Работа со справочной системой ОС
Проекты и исследования:
Использование антивирусных программ
Контрольная работа:
Компьютер
3. Текстовая информация и компьютер - 18 ч
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере
Кодирование текстовой информации
Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
Работа с выделенными блоками через буфер обмена
Работа с таблицами
Работа с нумерованными и маркированными списками
Вставка объектов в текст
Знакомство со встроенными шаблонами и стилями
Включение в текст гиперссылок
Формулы в текстовых документах
Работа с программой распознавания текста
Контрольная работа:
Обработка текстовой информации
4. Графическая информация и компьютер - 13 ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере
Работа со сканером. Обработка отсканированного изображения
Кодирование графической информации
Работа с конструктором цветов
Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов
Основные приёмы редактирование изображения
Создание рисунков в векторном графическом редакторе
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 14 ч
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Создание презентаций в Power Point
Создание презентации, содержащей графические изображения, текст
Создание презентации, содержащей анимацию
Создание презентации, содержащей звук
Использование гиперссылок в PowerPoint
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора
Проекты и исследования:
2. Создание презентации на свободную тему
Контрольная работа:
Компьютерная графика. Мультимедиа
Промежуточная аттестация
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС (70 ЧАСОВ)
№ урока | № в разделе | Тема и форма урока | Материально-техническое оснащение | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
1. Человек и информация (9 часов) |
1 | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей Лекция. Изучение нового материала | Проектор, презентации | - умеют работать с учебником - умеют осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети - умеют осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент- программы - умеют осуществлять поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем - умеют работать с одной из программ-архиваторов |
2 | 2 | Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, раздаточный материал, проектор, ПК |
3 | 3 | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
4 | 4 | Практическая работа №1 «Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры» Практикум | Компьютер |
5 | 5 | Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным тренажером» Практикум | Компьютер |
6 | 6 | Измерение информации: алфавитный подход Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, проектор |
7 | 7 | Измерение информации: содержательный подход Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Раздаточный материал, ПК |
8 | 8 | Единицы измерения информации Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, проектор |
9 | 9 | Контрольная работа №1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Калькулятор |
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение (15 часов) |
11 | 1 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, раздаточный материал, проектор | - умеют приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике - умеют приводить примеры натурных и информационных моделей - умеют ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев - умеют строить информационные модели по словесному описанию объектов и их свойств. |
12 | 2 | Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, раздаточный материал, проектор |
13 | 3 | Устройство персонального компьютера Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Таблицы, части компьютера |
14 | 4 | Основные характеристики персонального компьютера Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентация |
15 | 5 | Практическая работа № 3 «Комплектация персонального компьютера, подключение устройств» Практикум | Компьютер |
16 | 6 | Виды программного обеспечения (ПО). Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентация |
17 | 7 | Системное ПО. Операционные системы. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
18 | 8 | Файлы и файловые структуры. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентация |
19 | 9 | Пользовательский интерфейс Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
20 | 10 | Практическая работа №4 «Пользовательский интерфейс операционной системы» Практикум | Компьютер |
21 | 11 | Практическая работа №5 «Работа с файловой системой» Практикум | Компьютер |
22 | 12 | Практическая работа №6 «Работа со справочной системой ОС» Практикум | Компьютер |
23 | 13 | Проект 1 «Использование антивирусных программ» Защита проектов | |
24 | 14 | Контрольная работа №2 «Компьютер» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Компьютер |
3. Текстовая информация и компьютер (18 часов) |
25 | 1 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | - умеют открывать готовую базу данных в одной из СУБД реляционного типа - организовывают поиск информации в базе данных - редактируют содержимое полей базы данных. - умеют создавать и заполнять однотабличную базу данных в среде СУБД. - умеют выделять условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям - умеют создавать простые запросы к готовой базе данных. - умеют правильно выбрать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи - выполняют сортировку и удаление записей - создают сложные запросы к готовой базе данных - умеют подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи - записывают условия выбора в форме логических выражений |
26 | 2 | Практическая работа №7 «Кодирование текстовой информации» Практикум | Проектор, презентации |
27 | 3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение и возможности Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
28 | 4 | Принципы работы с текстовым процессором Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
29 | 5 | Практическая работа №8 «Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word» Практикум | Компьютер |
30 | 6 | Практическая работа №9 «Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов» Практикум | Компьютер |
31 | 7 | Практическая работа №10 «Работа со шрифтами. Приемы форматирования текста» Практикум | Компьютер |
32 | 8 | Практическая работа №11 «Работа с выделенными блоками через буфер обмена» Практикум | Компьютер |
33 | 9 | Практическая работа №12 «Работа с таблицами» Практикум | Компьютер |
34 | 10 | Дополнительные возможности текстового процессора Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
35 | 11 | Практическая работа №13 «Работа с нумерованными и маркированными списками» Практикум | Компьютер |
36 | 12 | Практическая работа №14 «Вставка объектов в текст» Практикум | Компьютер |
37 | 13 | Практическая работа №15 «Знакомство со встроенными шаблонами и стилями» Практикум | Компьютер |
38 | 14 | Практическая работа №16 «Включение в текст гиперссылок» Практикум | Компьютер |
39 | 15 | Практическая работа №17 «Формулы в текстовых документах» Практикум | Компьютер |
40 | 16 | Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
41 | 17 | Практическая работа №18 «Работа с программой распознавания текста» Практикум | Компьютер |
42 | 18 | Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Компьютер |
4. Графическая информация и компьютер (13 часов) |
43 | 1 | Компьютерная графика и области ее применения. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | - умеют переводить двоичные числа в десятичную систему счисления, десятичные числа в двоичную систему - умеют открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек - выполняют основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку - умеют осуществлять расчеты по готовой электронной таблице - умеют строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм - умеют выделять инвариантную сущность внешне различных объектов - умеют создавать электронную таблицу для несложных расчетов. - умеют менять режимы отображения информации; редактировать содержимое ячеек |
44 | 2 | Технические средства компьютерной графики. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
45 | 3 | Практическая работа №19 «Работа со сканером. Обработка отсканированного изображения» Практикум | Компьютер |
46 | 4 | Принципы кодирования изображения. Понятие о дискретизации изображения. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
47 | 5 | Практическая работа №20 «Кодирование графической информации» Практикум | Компьютер |
48 | 6 | Практическая работа №21 «Работа с конструктором цветов» Практикум | Компьютер |
49 | 7 | Растровая и векторная графика. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
50 | 8 | Графические редакторы растрового типа и методы работы с ними. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
51 | 9 | Практическая работа №22 «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов» Практикум | Компьютер |
52 | 10 | Практическая работа №23 «Основные приёмы редактирование изображения» Практикум | Компьютер |
53 | 11 | Работа с графическим редактором векторного типа Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
54 | 12 | Практическая работа №24 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» Практикум | Компьютер | |
55 | 13 | Форматы графических файлов. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Раздаточный материал | |
5. Мультимедиа и компьютерные презентации (14 часов) |
56 | 1 | Понятие мультимедиа, области применения. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | |
57 | 2 | Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | |
58 | 3 | Технические средства мультимедиа. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | |
59 | 4 | Компьютерные презентации. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | |
60 | 5 | Практическая работа №25 «Создание презентаций в PowerPoint» Практикум | Компьютер | |
61 | 6 | Практическая работа №26 «Создание презентации, содержащей графические изображения, текст» Практикум | Компьютер | |
62 | 7 | Практическая работа №27 «Создание презентации, содержащей анимацию» Практикум | Компьютер | |
63 | 8 | Практическая работа №28 «Создание презентации, содержащей звук» Практикум | Компьютер | |
64 | | Промежуточная аттестация Тестирование | | |
65 | 9 | Практическая работа №29 «Использование гиперссылок в PowerPoint» Практикум | Компьютер | |
66 | 10 | Практическая работа №30 «Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора» Практикум | Компьютер | |
67 | 11 | Проект 2 «Создание презентации на свободную тему» Защита проектов | Проектор, презентации | |
68 | 12 | Дискретизация аналогового сигнала Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | |
69 | 13 | Представление и обработка звук Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | |
70 | 14 | Контрольная работа №4 «Компьютерная графика. Мультимедиа» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Раздаточный материал | |