Просмотр содержимого документа
«Инфографика на уроках истории»
ИНФОГРАФИКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
С.М. Ковальчук,учитель истории МБОУ СОШ 165 им. В.А.Бердышева, г,Новосибирск
Для работы с систематизацией информации я предлагаю такой метод, как составление Инфокарт (инфографик), графической передачи информации, т.е. наглядный метод обучения. Этот метод основывается на методе кластеров. Инфографика - это распространенная практика в СМИ отражать на одном слайде в графике и символах какой-либо темы. Инфокарта как способ отражения главных особенностей изучаемой темы выполняется на ватмане или в электронном виде. Её особенность — содержание всех аспектов изучаемой темы.
Эту технологию можно рассмотреть на примере изучения темы «Политическая раздробленность на Руси» (6 класс). Класс делится на группы по числу княжеств, т.е. я использую групповую форму работы. Далее предлагается составить план описания княжества. Например, 1) географическое положение и основные географические объекты — столица, важные города, реки, озера, горы, леса, соседи, границы с морями и так далее (география); 2) княжеская династия — имя и годы правления, портрет (генеалогия); 3) население и его хозяйство — этнический состав княжества, основные занятия и ремесла, торговля, направления ввоза и вывоза и разновидность товара (экономика и этнография); 4) организация власти и внутренняя политика князей (право и обществознание), 5) внешняя политика княжества — направления походов, войны и сражения (обществознание и военная история), 6) культура княжества — памятники культуры, фольклор, архитектура, археологические памятники, обряды, верования (источниковедение, мировая художественная культура, искусство, литература, музыка, архитектура, археология, этнография, история права).
Пространство инфокарты разбивается на 6 смысловых частей. В центре обозначается карта княжества, а остальные пункты обозначаются вокруг карты. Для разнообразия форм передачи информации используются условные знаки (обязательно напоминается понятие «легенда карты»), распечатанные изображения памятников культуры, изображения князей и иные графические обозначения. Дополнительно отрабатываются навыки работы по технологии (если есть замысел 3D модели или использованию ИКТ компетенций (разные программы построения инфографик, например, Piktochart (https://piktochart.com/), Сanva (https://www.canva.com/), Spiderscribe (https://www.spiderscribe.net/ или в инструментах Гугл — Документы). При использовании ИКТ можно расширить инфографику введением аудио и видео файлов.
Поскольку этой теме отводится два урока, то на первом уроке обозначаются основные аспекты работы с материалом, а на втором каждая группа представляет свои результаты.
Сегодня в моем арсенале имеется десяток инфокарт, выполненных на ватмане. Они в дальнейшем мной могут использоваться в качестве наглядного материала и для подготовки к контрольной работе.