Методическая рекомендация «Работа с инфографикой на уроках истории и обществознания в условиях дистанционного обучения»
Учитель истории и обществознания
Асанова Римма Радиковна
Преподавание истории и обществознания осуществляется в дистанционном режиме в соответствии с «Методическими рекомендациями министерства Просвещения РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» от 20.03.2020 г. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций».
Учителям истории и обществознания, приходится часто использовать на уроках различные тексты. Многие из них встречались с проблемой – не все ученики умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, анализировать. Школьникам сложно работать с неадаптированными текстами (художественные, философские, публицистические и т.д.). Зачастую дети, при ответе на вопрос переписывают целые абзацы учебника.
Как развить у учеников умение работать и с учебными текстами, и с источниками в условиях дистанционного обучения?
Для работы с информаций используется метод составления инфографики. Он основывается на методе кластеров.
Инфографика – это визуальная подача разнообразной текстовой, статистической информации.
Зачем нужна инфографика? Она позволяет просто и быстро вникнуть в проблему, посмотреть на задачу системно и комплексно. Подобная визуальная подача информации усваивается быстрее, чем при чтении обычного текста, ввиду ее четкой организации, небольшого объема и привлекательности подачи.
Можно выделить следующие преимущества использования элементов этой технологии на уроках:
легкое восприятие информации
решение большого количества задач.
развитие визуальной грамотности учащихся.
обучение детей критичному отношению к источникам информации.
содержание всех аспектов изучаемой темы.
Сегодня уже выделяют несколько видов образовательных инфографик:
Люди любят статистику. Хорошая статистика может быть мощным оружием для доказательства какой-либо точки зрения. Статистика заставляет задуматься о проблеме или ее решении. Она позволяет учителю дать мощный толчок для размышлений учащихся.
Она идеально подходит в том случае, если мы хотим чётко представить новый учебный материал или дать обзор предстоящей большой темы.
Визуальное представление в виде инфографики может помочь ученикам создать более чёткое представление о времени.
Подходит для описания этапов какого-то процесса, операции.
Для сравнения нескольких вариантов событий, явлений, личностей. Беспристрастность такого сравнения должна быть обеспечена достаточной базой данных. Ученики могут сами сделать выводы, отдавать предпочтение.
Такой вид инфографики можно использовать для составления резюме видной исторической личности. Так же такое резюме можно использовать на уроках обществознания, когда мы готовим учеников к будущей взрослой жизни.
Инфографика - средство эффективной «упаковки» информации, благодаря чему становится все более популярной. Применение основных правил создания инфографики, правильный выбор онлайн-сервиса, позволит привлечь внимание детей к важной и полезной информации и побудить их к желанию работать с текстом, искать информацию, анализировать её.