МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Черногорск, Республика Хакасия
Белова Елена Николаевна, учитель географии
Индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися
на уроках географии в 7 классе
В последнее время много внимания уделяется одаренным детям. Для них создаются классы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии и т.п. Но не каждому одаренному ученику удается попасть в такой класс или школу, большинство из них учатся в коллективе обычных детей. В этом случае с одаренными учащимися необходимо заниматься индивидуально по специально разработанному плану.
В основу индивидуального плана работы с такими учащимися мною был положен принцип «горизонтального обогащения», т.е. увеличения объема знаний, умений и навыков на том же концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. Целью при построении плана являлось стремление не столько дать больший объем знаний, сколько развить вкус у учащихся к исследовательской деятельности, склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, логически, а также укрепить в них уверенность в своих силах. Индивидуальный план работы с одаренными учениками увязан с тематическим планом работы с классом. В нем предусматривается широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.
Какие же формы работы с одаренными учащимися можно применять? Прежде всего используется система заданий повышенной сложности, которые даются как на уроке (этап повторения или зачет), так и для домашнего выполнения.
Эта система включает в себя:
I. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части?
Где бы в таком случае в Африке был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой на схеме), а где - самый сухой (покажите красной штриховкой)?
Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где - холодные?
Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка?
Покажите штриховкой, где выпадало самое маленькое количество осадков?
Покажите примерно на схеме, как располагались бы природные зоны в Южной Америке, если бы она пересекалась экватором посередине.
Покажите синей штриховкой те районы, в которых была бы густая речная сеть.
Зеленой штриховкой выделите те районы, в которых растениям и животным приходилось бы приспосабливаться к смене сухого и влажного сезонов.
II. Задания на группировку объектов.
Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе; групп должно быть как можно больше; в каждой группе должно быть не менее двух объектов: Нигер, Атлас, п-ов Сомали, Килиманджаро, Калахари, Лимпопо, Нил, Сахара, Конго, вулкан Камерун, гора Кения, оз.Ньяса, р.Замбези, оз.Танганьика, Гвинейский залив, Мозамбикский пролив, Эфиопское нагорье, оз.Виктория, Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня. .
Разделите на группы объекты, расположенные в Южной Америке. Дайте название каждой группе, в группе должно быть не менее двух объектов, групп должно быть как можно больше. В основу группировки положите зависимость этих объектов от климата: Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, р. Ориноко,
р. Амазонка, льянос, сельва, кампос, пампа, Патагония.
Проведите группировку растений и животных Северной Америки по их принадлежности к природным зонам: белый медведь, бизон, койот, лось, овцебык, олень карибу, олень вапити, кактусы, типчак, бизонова трава, дуб, мхи, магнолии, клен, лишайники.
III. Задания на поиск причинно-следственных связей,
в том числе и на составление причинно-следственных цепочек.
Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.
Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.
Австралию почти посередине пересекает южный тропик.
В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.
Австралия — достаточно жаркий и самый сухой материк.
Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.
Ответ: 2-4-3-5-1.
IV.Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам
(работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).
Определите природную зону по описанию.
«Цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой – блеклый, словно выцветший… . В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает ее деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… . Почти каждый день дождь то хлещет мощной струей, то сыплет мелкой водяной пылью. Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!».Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают голову платками, разжигают на улицах костры, лишь бы унять дрожь». (Л.Почивалов)
V. Задания проверочного характера
на развитие памяти, умения представлять карту.
Для того чтобы совершить трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите названия этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке.
Начертите по памяти контур Южной Америки.
Проведите на нем примерно границы всех стран, расположенных на этом материке.
Напишите названия стран и их столиц.
VI. Задания на сопоставление, сравнение изученных объектов.
Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Нигера. Назовите причины сходства.
Где, в Австралии или в Южной Америке, большую площадь занимают пустыни, где - меньшую и почему?
VII. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы).
Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.
Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если реку Обь «повернуть» и направить для орошения пустынь Средней Азии.
Помимо этого можно использовать знания учащихся при объяснении нового материала, либо доверить им проведение отдельных этапов урока и даже урока в целом. Школьники могут вести сбор материала различного характера (краеведческого, экологического, топонимического и т.д.), заниматься исследовательской работой по межпредметным тематикам, выступать в роли консультантов, вести кружки в младших классах, готовить тематические вечера.
При работе с одаренными учениками очень важным является умение учителя наладить до верительные отношения с ними, так как замечено, что многие одаренные дети не находят себе друзей среди ровесников и тянутся ко взрослым. Нельзя допускать соревновательности одаренных с другими учащимися и между собой. Новые их успехи можно сравнивать лишь с их же прошлыми, менее значительными результатами в учебной деятельности.
Индивидуальная работа с одаренными учащимися потребует от педагога дополнительных затрат времени, сил и эмоций. Но зато сколько профессионального удовлетворения она может принести! На эту работу необходимо взглянуть и с той точки зрения, что она позволяет реализовать право детей этой группы на качественное обучение, на всестороннее развитие их способностей.