СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут по работе с одарённым ребёнком, особенности работы с такими детьми.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 4 класса»

1. Психологические особенности обучающегося, его способности, склонности и интересы, образовательные результаты и образовательные потребности. Индивидуальную учебная и воспитательная деятельность обучающегося (в том числе с особыми образовательными потребностями).

Программы мероприятий учебной и воспитательной направленности с обучающимся (название, вид, цель, задачи, ход мероприятия, анализ проведения, рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации учебной деятельности и воспитания обучающегося)

Сведения для составления данной характеристики обучающегося были собраны в период 15.11.2022 по 30.05.2023. При сборе данных применялись методы наблюдения за обучающимся во время учебного процесса, внеурочной деятельности, перемен, были проведены беседы с одноклассниками, мамой, учителями предметниками и самим учеником. Было проведено тестирование, изучены оценки из классного журнала и личное дело.

Почему выбран именно этот период времени? Обучающийся вместе с семьёй приехал из Краснодара по семейным обстоятельствам и пришёл в МОУ Заозерскую сош для продолжения учёбы в 4 класс. У меня, как у классного руководителя, мальчик вызвал интерес. С первого дня посещения школы сдружился с ребятами в классе, отвечал на всех уроках, участвовал в парной и групповой работе. Акклиматизация в коллективе прошла незаметно.

Общие сведения

Фамилия, имя: П. Олег

Класс: 4

Состояние здоровья и физическое развитие:

Олег состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет редко, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.

Условия семейного воспитания

Попов Олег проживает в полной семье, отец работает в сервисе по обслуживанию транспортных средств, мать – домохозяйка, есть младший брат Владимир (обучающийся 1 класса). В семье созданы все условия для благоприятного развития ребёнка. Олег имеет свою комнату, ряд домашних обязанностей. Родители регулярно посещают родительское собрание, интересуются успеваемостью сына, консультируются с классным руководителем по поводу развития способностей своего ребёнка.

Учебная деятельность обучающегося

Попов Олег имеет отличную успеваемость, добросовестно относится к процессу обучения, на уроках внимателен, отвлекается редко, но иногда допускает ошибки по невнимательности.

При заучивании учебного материала всегда изначально разбирается в структуре и смысле материала, хорошо разобранный материал запоминает быстро.

Материал осваивает достаточно быстро, задания выполняет качественно и быстро, поэтому на всех уроках для него необходимо подготавливать дополнительные задания для отработки навыков. Отличный результат показывает по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению. Общий средний балл 4,8.

Трудовая деятельность

Попов Олег посещает так же внеклассные занятия: шахматы, робототехнику, компьютерную графику, спортивную секцию (волейбол). Принимает участие в общественных делах по просьбе классного руководителя, однако сам инициативу проявляет редко. Полученную работу обучающийся старается выполнить хорошо, к делу подходит ответственно. Уважительно относится как к одноклассникам, так и к учителям.

Особенности психических процессов и эмоции

Олегу присущи такие психоэмоциональные качества как целеустремлённость и упорство, по темпераменту обучающегося можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Мальчик уравновешен, общителен, обладает хорошей работоспособностью.

Обучающийся старается не выставлять на показ своих достижений, редко хвастается, стремиться достичь высокого результата, и когда получается достигнуть поставленной цели, очень рад (хотя старается не показать восторг) [4]. Задания учителей всегда выполняем сам, лишь в редких случаях обращается к одноклассникам.

На критику и замечания Олег реагирует спокойно, старается учитывать замечания преподавателей. Обладает такими волевыми качествами как самообладание и решительность: чаще всего удачно справляется с проявлением своих эмоций, берёт на себя ответственность в принятии важных решений.

Мальчик в меру активен в большинстве сфер школьной жизни.

Положение обучающегося в детском коллективе

Попов Олег пользуется авторитетом в классе, в большей степени у обучающихся с хорошей успеваемостью и поведением. В кружках по шахматам и робототехнике он на особом счету (помогает преподавателям), занимается с отстающими ребятами, помогает разобраться в проблемных ситуациях, не превозносит себя, а ставит на равных: не важно это первоклассник или пятиклассник работает с ними в паре. При трудовой деятельности в классе (уборка после учебного дня) показывает себя активистом, берёт работу в свои руки.

Особенности познавательной деятельности

Олег имеет достаточно хорошую память, внимательность и реактивное мышление, внимание школьника распределяется равномерно, он без труда переключает его с одной деятельности на другую. У Олега в равной степени развито как визуальная, так и слуховая память, в ходе исследования коэффициента, выяснилось, что в обоих случаях он составляет 80. Механическая память развита немного меньше, коэффициент равен 70.

Обучающийся хорошо работает с учебным материалом, способен хорошо систематизировать, обобщать, проводить анализ большого объёма информации. У мальчика правильно сформирована речь, предложения и высказывания строит чётко и понятно. Умственное развитие на высоком уровне.

Общие психолого-педагогические выводы

Из всего вышеизложенного можно сделать заключения о том, что обучающийся 4 класса МОУ Заозерской сош является всесторонне развитой личностью, заинтересован в учёбе, занимается так же дополнительными видами деятельности, проявляет себя активно в коллективе, в конфликтах замечен не был, в большей степени имеет склонность к гуманитарным наукам, но проявляет активный интерес и к точным наукам.

Выявление талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; диагностика потенциальных возможностей детей [4]. Поэтому мной была проведена процедура психологического обследования обучающегося:

I. Первичное обследование.

Первичное обследование осуществлялось в первые дни пребывания обучающегося в ОУ.

Цель обследования ребенка – диагностика психоэмоционального и функционального состояния ребенка на момент поступления. 

Формы работы педагога – психолога на данном этапе: 

1. Беседа с обучающимся. 

Цель: знакомство с несовершеннолетним, выстраивание позитивных, доверительных взаимоотношений. 

2. Экспресс-диагностика. 

Цель: изучение эмоционального состояния несовершеннолетнего на данный момент, выяснение особенностей взаимоотношений в родительской семье (второй, третий день пребывания).

II. Углубленное психологическое обследование несовершеннолетнего.

Углубленное психологическое обследование несовершеннолетнего осуществляется в течение 2-х недель с момента помещения ОУ. 

Цель: изучение когнитивной и эмоционально-волевой сфер, диагностика характерологических и поведенческих особенностей, особенностей темперамента и мотивационной сферы, уровня общей осведомленности ребенка во время пребывания в школе, а также особенностей детско-родительских отношений.

На этом же этапе обобщаются результаты обследования.

III. Повторная диагностика (промежуточная).

Цель: определить динамику развития личности в процессе социально – психологической реабилитации. В обследовании ребёнка использую ту же батарею тестов, что и на первичной диагностике.

IV. Итоговый этап (завершающий) 

Список диагностических комплексов и методик, используемых мной представлен в приложении 1.

Для развития способностей обучающегося, для поддержания интереса к дальнейшему изучению интересующих областей наук мной была составлена программа мероприятий учебной и воспитательной направленности с обучающимся (индивидуальные мероприятия и совместно с классом) [6].



Таблица 1

Программа мероприятий учебной и воспитательной направленности с обучающимся.

№п/п.

Название, форма проведения

Цель

Результат

1

«Приятно познакомиться!» (концерт-экспромт) [7,11]

Создание комфортной дружеской атмосферы в классе.

Участие в мероприятии, формирование положительной самооценки и уверенности в себе

2

«Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»

(час откровения)

Развитие навыков самопознания и само принятия.

Участие в мероприятии, осознание себя как личность, формирование уважительного отношения к индивидуальности социума.

3

ШЭ ВсОШ по русскому языку, математике (на платформе «Сириус»), окружающего мира и литературного чтения.

Проверка знаний по предметам, выходящих за рамки школьной программы

По 4 предметам стал победителем в классе и вышел в отборе на муниципальный уровень ВсОШ

4

Муниципальный Интернет-конкурс «Я читатель», посвященного 135-летнему юбилею рассказа «Каштанка» А.П. Чехова, для обучающихся 4 классов

Выявление талантливых детей и создание условий для их самореализации. Поддержка и популяризация чтения, стимулирование интереса к чтению и развитие читательской активности школьников; развитие творческих способностей, воображения;

Участие в трёх турах конкурса: 1 тур «Викторина», 2 тур «Сиквел, или продолжение», 3 тур «Дизайнер».

Результат – победитель.

5

«Путешествие во времени»

(игра-путешествие)

Развитие навыка построения речи, формирование умения привлекать внимание аудитории к своей информации, формирование культуры общения.

Успешная защита своей презентации на тему «Театры мира».

Тема работы «Театр кукол Сергея Образцова».


6

МЭ ВсОШ по русскому языку, математике, окружающего мира и литературного чтения.

Место проведения: г.Углич

Выявление талантливых детей и создание условий для их самореализации.

Олимпиада по русскому языку – 1 место,

По окружающему миру – 1 место, по литературному чтению и математике – призёр.


7

«Фотография из семейного альбома» [8]

Духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие интереса к своей семье, к своим предкам.

Рассказ о фотографии и жизни своей прапрабабушки.

8

Всероссийский конкурс «Сквозь года звенит победа»,

«Чтоб услышали»

(урок мудрости)

Продолжить работу по патриотическому воспитанию подростков, познакомить воспитанников с творчеством советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.


Победитель Всероссийского конкурса.






Выразительное чтение произведений наизусть.

9

Образовательная среда «Кванториум» (доп. образование)

Развитие творческих способностей в конструировании моделировании.

Разработка собственного проекта в робототехнике.

Представление своей модели с защитой.



Сценарии мероприятий по воспитательной работе представленных в таблице (ход мероприятий) находятся в приложении 2.

Анализ проведения мероприятий учебной и воспитательной направленности.

Данные мероприятия соответствует основным направлениям воспитательной работы МОУ Заозерской сош, уровню развития коллектива, возрастным особенностям обучающихся.

Для проведения мероприятий был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с обучающимися. При подготовке к мероприятию обучающиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу (Олег был очень активен, его интересовало всё, что касалось подготовки, он предлагал свои идеи, ребята прислушивались, соглашались или оспаривали предложенные идей).

Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятия были включены конкурсы, посильные для восприятия, игровые ситуации.

Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

В ходе мероприятии учащиеся приобретали знания по формированию духовно-нравственного воспитания, патриотического, формирование эмоционально-положительного отношения друг к другу, развивали навык самопознания и само принятия, построения правильной речи, формировали умение привлекать внимание аудитории.

Итогом нашей работы стало большое открытое мероприятие «Прощай начальная школа, здравствуй 5 класс». Я выступала в роли ведущего, а весь сценарий игровой, поздравительный, слова благодарности, песни, танец, сценки обучающиеся распределяли, готовили сами. На мероприятие были приглашены: директор и завуч ОУ, родитель, бабушки и дедушки, учителя предметники. В завершении данного мероприятия были подведены итоги проделанной работы, даны напутственные слова обучающимся и родителям.

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься;

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

  • Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;

  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций;

  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в повседневной жизни, как область приложения полученных навыков в решении задач;

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

  • Подходите ко всему творчески.

2. Программа воспитательного мероприятия духовно-нравственной направленности с учетом возраста участников, образовательных результатов и потребностей, способностей, интересов и склонностей (программа воспитательного мероприятия, цель, возраст участников, их особенности, потребности, интересы, склонности, уровень воспитанности, рекомендации по учету этих особенностей при реализации составленной программы)

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов «Школа вежливых наук».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[2].

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Школа вежливых наук» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности» [3]. Планирование составлено из расчёта – 2 часа в неделю. Программа рассчитана на четыре года обучения.

«Школа вежливых наук» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей [10].

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России [1].

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

(Календарно тематическое планирование в приложении 3).

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. – 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников. – 2004-2007. – №1-9.

4. Методические рекомендации разработаны на основе учебного пособия Р.С. Немова для студентов высших пед. заведений «Психология», книга 3 «Психодиагностика». – М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2022. – 204 с.

6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст]. – М.: Просвещение, 2020. – 50 с.

7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. – М.: Просвещение, 2021. – 68 с.

8. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2018. – 108 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 31 мая 2021 г. N 286, с изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 г.). – М.: Просвещение, 2022. – 41 с.

10. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / Сост. В.Г.Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – С. 14-36.

11. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Приложение 1

Таблица 2


Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом

Название методики

Описание

Возраст

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)

включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности.

дети в возрасте от 4 до 11-ти лет.

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)

Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым.

для детей от 4,5 до 8-летнего возраста.

Методика В.М. Когана

Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.

с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

Исключение предметов (4-й лишний)

Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.

для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

Кубики Коса

Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.

3,5 - 9-10-летний возраст.

Тест Рука

Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.

4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста.

Контурный C.A.T.–Н.

Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. Подобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.

3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

«Эмоциональные лица»

Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Методика «СОМОР»

является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов.

от 4 до 10–11-летнего возраста.









Приложение 2

Сценарии мероприятий по воспитательной работе.

Сценарий воспитательного мероприятия

«Приятно познакомиться!»

(концерт-экспромт)

Цель мероприятия: Создание комфортной дружеской атмосферы в кружке.

Задачи:

-воспитывать стремление помогать;

-формировать положительную самооценку, уверенность в себе.

Педагог: Ребята, давайте мы расположимся в творческом полукруге на сцене. Итак, я, представлюсь и скажу вам о своих хороших чертах характера и о отрицательных, как я считаю. И дальше по кругу продолжим знакомство! Хорошо? Тогда начнем.

(знакомство с характеристиками своей личности)

Педагог: Хорошо! Вы просто молодцы! Давайте запомним все характеристики, и по окончании нашего мероприятия повторим, вновь повторим такое знакомство, только теперь говорить будем не о себе, а о товарищах! А сейчас перед вами лежат карточки, на них предложены различные этюды, выбираем и выполняем задания! Таким образом, у нас должен получиться концерт-экспромт! Кстати вы знаете, что означает слово ЭКСПРОМТ? Экспромт- это творческая деятельность без предварительного приготовления!

Идет выполнение заданий.

«Знакомство»

Участники разбиваются по парам и придумывают этюд на тему «Знакомство». Это может происходить и на школьном вечере, и в очереди , и в библиотеке и т. д. самое главное здесь – период до первого слова. Как увидели друг друга? Как поныли, что оба хотят от этого знакомства? Как решились на первый шаг? И т.д.


«Коллективный этюд»

Темы могут быть самые разные. Например: «Магазин заводных игрушек»: каждый участник придумывает для себя игрушку, показывая ее действия. Реагируя на поведение других игрушек.

«Воображаемое путешествие»

ПЕДАГОГ: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет ваше сознание.

Итак, возьмем со стульев воображаемые рюкзаки, наденем их, выйдем на сцену. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букета. Собирайте ягоды! Но для начала определите для себя - какой это цветок или ягода, потому что я смогу спросить вас – что это? Учтите все растет в траве, а значит, не сразу увидишь. Поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Ну, а теперь мы пошли дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, а через него перекинута доска. Присмотритесь сначала! Переходим через ручей. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков то, что вам дала мама в дорогу, и перекусите!

А я буду угадывать, что вы едите.

Примечание. Лучше разделиться на две группы. Одна группа выполняет задания, другая смотрит и определяет, кто вел себя более естественно и правдиво. Затем можно поменяться местами.

«Сочини сказку»

ПЕДАГОГ: В сказках всегда происходят разные события и чудеса. Мы будем внимательно слушать своих товарищей, которые будут говорить по фразе, выстраивая сюжет сказки. Например, первый говорит: «Аленушка собирала в лесу грибы», второй «И вдруг она увидела сверкающий камень..» и т. д. Чтобы получилась завершенная история.

Этюд. «Превращение комнаты». (участвует вся группа)

Педагог: Я оторвала лепесток от цветика - семицветика, подбросила его вверх и сказала

- Лети, лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы оказались …(Педагог называет место и время действия, все изображают действия в предлагаемых обстоятельствах).

Педагог: Вот и подошел к концу наш КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ! Давайте мы еще раз осудим успехи и творческие находки каждого из вас! Становимся опять в творческий полукруг, и высказываемся в адрес своих друзей!

Рефлексия.

Сценарий

воспитательного мероприятия

«Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»

(час откровения)


Цель: развитие навыков самопознания и самопринятия.

Игра для приветствия «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Педагог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем предлагается бросать друг другу мяч. Ребенок, к которому падает мяч, называет свое ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Беседа «Что я знаю о себе?»

Педагог: Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? В форме групповой беседы обсуждаются различные сферы проявления Я. Чем дети отличаются друг от друга? Что между ними общего? Участникам дается представление о структурных компонентах личности:

  • «Я - физическое» (мое тело, возраст, пол, особенности внешности);

  • «Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы);

  • «Я - эмоциональное» (мои чувства, переживания);

  • «Я - социальное» (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе вы – ученик, дома – сын, дочь, внук, внучка; кроме того, вы – коллекционер, спортсмен, участник театральной студии).

Необходимо показать важность знаний о самом себе и позитивного самовоспитания.

Игра «Кто я?»

Педагог. Ребята, вам необходимо написать 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?» и являющихся их характеристикой. Ответы должны выглядеть следующим образом:

  1. Я…

  2. Я…

  3. Я…

Затем ребята должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных. По желанию можно зачитать определения, обсудить их.

Анализ. Каково соотношение позитивных и негативных представлений о себе? Какие определения вы поставили на первое место? Почему так значимы для вас именно эти проявления?

Игра «Бездомный заяц»

Участники рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Один стул убирается. В центре круга остается водящий. По своему желанию он выбирает какой- либо признак, имеющийся у некоторого числа участников, и просит их поменяться местами. Например, «Поменяйтесь местами все те, у кого светлые волосы» (кто любит собак, увлекается танцами и т.д.) обладающие данными признаками встают и меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и придумывает новый признак.

Упражнение «Найди себя»

Инструкция. Воспитанникам кружка предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, различные игрушки, объемные геометрические фигуры и т.д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, наиболее понравившийся и близкий участнику. Задача: придумать и рассказать историю, сказку, притчу об этом предмете.

Советы Чарли Чаплина

Каждый человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы. В подростковом возрасте нужно учиться принимать решения, совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность. Поступок делает человека. Каждый человек – индивидуальность. Подумайте над тем, какие особенности характерны только для вас. Любой ребенок интересен и талантлив. Как стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают люди, имеющие на это право.

  • Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.

  • Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.

  • Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.

  • Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.

  • Ищите в себе интерес к различным делам и попробуйте себя в них.

  • Не упускайте мгновения удачи.

  • Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.

  • Прислушайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.

  • Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.

  • Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать из него уроки.

  • Любите людей, и они ответят вам тем же.

Рефлексия.

Домашнее задание. Нарисовать себя в виде растения или животного.

Сценарий воспитательного мероприятия

«Путешествие во времени»

(игра- путешествие)

Цель и задачи мероприятия: развитие навыка построения речи, формирование умения привлекать внимание аудитории к своей информации, формирование культуры общения.

Подготовительная работа: Ребята произвольно выбрали темы для своих выступлений. Определились желающие подготовить презентации.

Оборудование, инвентарь:

Экран, компьютер, медиапроектор.

Педагог: Театр - одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях, обрядах. Именно театр, как никакое другое искусство, вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик. Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством. Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улице, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Все это разнообразие пройдет сегодня перед нашим взором.

Ход мероприятия:

Воспитанники представляют и защищают подготовленные презентации о театрах мира.

«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР»

«ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР»

ТЕАТР КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕКОВЕНТ – ГАРДЕН

ТЕАТР УЛИЦ. МАССОВЫЕ ДЕЙСТВА.

ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР.

ТЕАТР ПИТЕРА БРУКА.

Подведение итогов выступлений.

Педагог: Очень интересно выступили ребята. Страницы нашего путешествия получились яркими, необычными, оригинальными. Мы сегодня столько много узнали не только о театрах мира, но и о вас. Вы продемонстрировали себя хорошими ораторами. Каждый из вас был оригинален по-своему, выбрать лучшего просто невозможно, давайте еще раз все друг друга поблагодарим аплодисментами.

Нам с вами понятно, что каждый театр живет своей творческой жизнью, но все их объединяет то, что любой театр не мыслим без актера. Актер- это душа театра, хотя сам по себе «актер» может быть и куклой (как в театрах кукольных), его лицо может скрывать маска (как в театрах античных или традиционных восточных), может только петь, или только говорить (как в театрах оперных или драматических), может, наконец, просто молчать (как в театре пантомимы). Но все это разнообразие театров все, же объединено искусством живого человека.

В театре всех времен и всех народов было существенно и декоративное оформление спектакля, и пространственное его построение, и символика или характерность костюма. Спектакль в театре всегда сопровождался музыкальным оформлением. В современном театре спектакль немыслим без яркого светового оформления, без использования сложной машинерии. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что уже в средневековом театре строились театральные здания с уникальными сценическими машинами.

Искусство театра носит коллективный характер. С древнейших времен в создании спектакля принимали участие не только актеры, но и драматургии, пишущие для театра сценарии или драмы. В новое время, с XIX века, в театре появляется еще одна значительная фигура – режиссер, то есть человек, организующий спектакль как некое целое. А театр XX века уже однозначно называют режиссерским.

Мне кажется, что не любить театр нельзя. Этот великолепный, красивый, увлекательный мир искусства, который поражает своим разнообразием и своей живучестью.

Сценарий

воспитательного мероприятия

«Фотография из семейного альбома»

«Льются с этих фотографий океаны биографий,

жизнь в которых вся до дна с нашей переплетена!»

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие интереса к своей семье, к своим предкам.

Подготовительная работа.

Воспитанникам предлагается вместе со своими родителями полистать семейный альбом и внимательно рассмотреть фотографии своих прабабушек и прадедушек. Выбрать одну или две из них, расспросить своих родных, что они знают о человеке, изображенном на фотографии. На основе услышанного подготовить интересный рассказ. Возможно дома хранятся какие-то его вещи, награды, любимые книги, письма, поделки и т.д. (все это вместе с фотографиями станет иллюстрацией к рассказу).

О чем можно рассказать:

  • Фамилия, имя, отчество прадедушки или прабабушки и.т.п.

  • Год и место рождения.

  • Кто были его родители?

  • Где он жил, учился, работал?

  • Сколько человек было в его семье, их имена, род занятий?

  • Как сложилась его жизнь, какие испытания выпали на его долю?

  • Какие значительные события произошли в его жизни?

  • Чем он славился?

  • Какую память о себе оставил своим детям, внукам?

  • Что из вещей хранится в доме?

  • Рассказать об одном или двух эпизодах из его жизни.

Содержание мероприятия. Вступительное слово педагога о необходимости и важности знать своих предков, свои корни.

Выступление ребят.

«Чтоб услышали»

(урок мудрости)

Цель: продолжить работу по патриотическому воспитанию подростков, познакомить воспитанников кружка с творчеством советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Педагог: Чуткость к жизни народа, насущным потребностям Родины, неуклонному движению истории, горячая сердечная потребность сделать свое слово, свое перо полезным в борьбе на благо людей – качества, издавна присущие русской литературе и, в частности, поэзии. Сегодня мы вспомним поэтов, которых уже нет среди нас, но чьи живые голоса звучат свежо и сильно, заставляя чаще биться наши сердца. Они пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Сама их жизнь и героическая гибель стали достоянием поэзии, многие из них сами стали героями поэтических произведений. А стихи и поэмы, созданные им, навечно остались в действующем строю, вошли в наше сознание как образец слияния гражданского подвига и творческого горения.

Воспитанники читают стихи выбранных ими поэтов.

Джек Алтаузен.

Яков Моисеевич Алтаузен (1907-1942)

В июне 1941 года, не дожидаясь призыва, Джек Алтаузен вступил в ряды Красной Армии. За участие в боевых действиях поэт был награжден орденом Красного Знамени. Погиб в 1942 году в бою под Харьковом.

Родина.

Разве можно свой край не любить,

Отвоеванный саблей бывалой.

Где ты рос, где ты стал запевалой,

Самолет научился водить.

Где ты в бурю не раз на штурвал

Клал без страха тяжелую руку,

Где ты все: и любовь и разлуку,

Сладость славы и дружбу узнал?

Много стран есть на свете других,

Те же птицы там в воздухе реют,

Те же зерна там в яблоках зреют,

Те же косточки в вишнях тугих.

Но такая, как наша, - одна!

Всю ее омывает волнами,

Вся она в полный рост перед нами,

Озаренная солнцем видна.

Борис Богатков

Борис Богатков (1922-1943). С начала Великой Отечественной войны в армии. 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту он поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. В этом бою Борис Богатков пал смертью храбрых. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Его имя навечно занесено в списки девизии, его автомат передавался лучшим стрелкам взвода.

У эшелона обнимемся,

Искренняя и большая,

Солнечные глаза твои

Вдруг затуманит грусть.

До ноготков любимые,

Знакомые руки сжимая,

Повторю на прощанье:

«Милая, я вернусь»

Я должен вернуться, но если….

Если случится такое,

Что не видать мне больше

Суровой родной страны,

Одна к тебе просьба, подруга:

Сердце свое простое

Отдай ты честному парню,

Вернувшемуся с войны

Декабрь 1942 г.

Всеволод Багрицкий

Всеволод Багрицкий (1922-1942). С первых дней войны рвется на фронт. В канун 1942 года получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному Ленинграду. Он погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука.

Дорога в жизнь

Почему же этой ночью

Мы идем с тобою рядом?

Звезды в небе – глазом волчьим…

Мы проходим теплым садом,

По степи необозримой,

По дорогам, перепутьям…

Мимо дома, мимо дыма…

Узнаю по звездам путь я.

Мимо речки под горою,

Через юный влажный ветер…

Я да ты, да мы с тобою.

Я да ты со мной на свете.

Мимо речки, мимо сосен,

По кустам, через кусты,

Мимо лета, через осень,

Через поздние цветы…

Мимо фабрики далекой,

Мимо птицы на шесте,

Мимо девушки высокой-

Отражения в воде.

1938

Муса Джалиль

Муса Мустафиевич Джалилов (1906-1944).В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, был взят в плен. В концентрационном лагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок – тюрьму Моабит. В тюрьме Муса Джалиль создал цикл стихотворений, слава о котором вышла далеко за пределы Родины. В 1944 году моабитские палачи казнили поэта.

Случается порой

Душа порой бывает очень твердой,

Пусть ветер смерти яростный жесток,

Цветок души не шевельнется, гордый,

Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоем лице ни тени,

Нет в строгих мыслях суеты мирской.

Писать, писать – одно тогда стремленье

Владеет ослабевшую рукой.

Беситесь, убивайте – страху нету.

Пусть ты в неволе, но вольна душа.

Лишь клок бумаги чистой бы поэту,

Огрызок бы ему карандаша.

Ноябрь 1943г.

Владислав Занадворнов

Владислав Занадворнов (1914-1942). В феврале 1942 года он призван в ряды Красной Армии. Был участником великой битвы на Волге и погиб героической смертью в ноябрьских боях 1942 года.

Война

Ты не знаешь , мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это- изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это- боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это- кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткий последний рассвет

Над изрытой землей. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

1942

Павел Коган

Павел Коган (1918-1942). С начала войны Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит под Новороссийском.

Звезда

Светлая моя звезда.

Боль моя старинная.

Гарь приносят поезда

Дальнюю, полынную

От чужых твоих степей,

Где теперь начало

Всех начал моих и дней

И тоски причалы.

Сколько писем нес сентябрь,

Сколько ярких писем…

Ладно – раньше, но хотя б

Сейчас поторопиться.

В поле темень, в поле жуть –

Осень над Россией.

Поднимаюсь. Подхожу

К окнам темно – синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая тревога.

Научи меня нести

Мужество в дороге.

Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все мои печали.

Темень. Глухо. Поезда

Гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда.

Боль моя старинная.

1937

Борис Смоленский

Борис Смоленский (1921-1941). С первых дней Великой Отечественной войны – на фронте. Фронтовые стихи, а также поэма о Гарсии Лорке, о которой он упоминает в письмах к близким, погибли. Пал в бою 16 ноября 1942 года.

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали,

Не дописав неровных строчек,

Не долюбив, не досказав, не доделав.

1939

Юрий Инге

22 июня 1941 года застает Инге в Таллине. Он пишет стихотворение «Война началась», которое в тот же день передает радио Ленинграда. С большой активностью включается в работу краснофлотской печати, из-под его пера появляются призывные стихи, стихотворные фельетоны, подписи к сатирическим плакатам, а также рассказы, очерки, фельетоны, 28 августа 1941 года фашисты торпедировали корабль «Вальдемарас». Ю. Инге находился на его борту. В этот день газета «Красный Балтийск»

Колыбельная

Вся столица спит давно,

Ночь пути завьюжила,

И морозное окно

В серебристых кружевах.

Спи спокойно, мой сынок,

Шороха не слушая,

Спит давно без задних ног

Медвежонок плюшевый.

Я спою тебе, дружок,

Песнь тебе доверю я,

Как среди больших дорог

Мчалась кавалерия.

А ударит гром опять,

Вспомнишь ты, как пели мы,

Да и сам не будешь спать

Целыми неделями.

Ты не бойся…Я с тобой…

Ночи были жуткими .

Стычка утром, в полночь в бой,

Мы не спали сутками.

И теперь, в ночную тишь,

Как же мне не вспомнить их,

Если ты спокойно спишь

В нашей мирной комнате.

Не допустим мы врага

И на выстрел пушечный,

Ну так спи, сынок, пока

С саблею игрушечной.

Вьюга легкая, кружись,

Вьюга – перелетчица.

За окном такая жизнь,

Что и спать не хочется.

За окном такая тишь…

Спи, меня не слушая,

Моя гордость, мой малыш,

Медвежонок плюшевый!

1936

Елена Ширман

Елена Ширман (1908-1942). В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена выехала в один из районов области. В станице Ремонтной была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.

Возвращение

Это будет, я знаю…

Нескоро, быть может,

Ты войдешь бородатый, сутулый, иной.

Твои добрые губы станут суше и строже,

Опаленные временем и войной.

Но улыбка останется.

Так иль иначе,

Я пойму – это ты.

Не в стихах, не во сне.

Я рванусь, подбегу.

И, наверно, заплачу,

Как когда – то, уткнувшись в сырую шинель…

Ты поднимешь мне голову,

Скажешь: «Здравствуй…»

Непривычной рукой по щеке проведешь.

Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.

Это будет нескоро. Но ты - придешь.

1941

Семен Гудзенко

Мое поколение

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали…Проходит четвертая осенью

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих нет ни жен, ни стихов, ни покоя – только сила и юность.

А когда возвратимся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами – солдатами будут гордиться сыны.

Ну а кто не вернется? Кому полюбить не придется?

Ну а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется –

У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Нас ненужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду – она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

Эту взятую с боем, суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся – а мы возвратимся с победой,

Все как черти упрямы; как люди живучи и злы,-

Пусть нам пива наварят и мяса пожарят к обеду,

Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем –

Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

1945


Педагог: Семен Гудзенко (1922-1953). В отличие от других поэтов, представленных нами, Семен Петрович Гудзенко не погиб на полях Великой Отечественной войны. Он умер 15 февраля 1953 года, словно подтверждая написанные им вскоре после войны строки: «Мы не от старости умрем- от старых ран умрем» на первом творческом вечере Гудзенко Илья Эренбург сказал: «Эта поэзия – внутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с войны, с фронта».

Материал подобран по книге «Бессмертие: Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»






















Приложение 3

Таблица 3

Календарно-тематическое планирование «Школа вежливых наук»

1 класс

№п/п

Тема занятия

Правила поведения в школе

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене

3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

4

Правила поведения в столовой

5

Правила поведения в библиотеке

6

Правила поведения на школьном дворе

О добром и вежливом обращении к людям

7-8

Что такое «добро» и «зло»

9-10

«Волшебные» (добрые) слова

11-12

«Волшебные» (добрые) слова

13-14

Добрые и недобрые дела

15-16

Ты и твои друзья

17-18

Помни о других – ты не один на свете

Как стать трудолюбивым

19

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

20-21

Как быть прилежным и старательным

22-23

Наш труд в классе

24 -25

Мой ежедневный труд дома

Правила аккуратности и опрятности

26-27

Культура внешнего вида

28-29

Каждой вещи – своё место

30

Умей ценить время – своё и чужое

Правила культуры поведения на улице и дома

31-32

Как вести себя дома и на улице? (Обобщающие)

Школьный этикет

33

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

2 класс


Школьный этикет

1-2

Что такое школьная дисциплина

3-4

Люби книгу

5-6

Твоя школа.

7-8

Твой класс.

9-12

Соблюдение чистоты и порядка.


Правила общения

13-16

Внимательность к окружающим.

17-20

Обязательность, дал слово - держи его.

21-24

Как ты разговариваешь с товарищами

25-28

Доброжелательность в общении.

29-30

Поступки твои и других (их оценка).

31-34

Правдивость, честность.


О трудолюбии. Культура внешнего вида

35-38

Правило «Учусь все делать сам».

39-42

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

43-46

Что значит быть бережливым?

47-50

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

51-52

Одежду нужно беречь.


Внешкольный этикет

53-54

Правила поведения в кино.

55-56

Правила поведения в театре.

57-58

Правила поведения в музее.

59-60

Правила поведения на выставке.

61-62

Меня пригласили на день рождения

63-64

Бережное отношение к природе.

65

Чему нас научили уроки нравственности

66

Экскурсия в кукольный театр

67

Экскурсия в картинную галерею

68

Экскурсия в краеведческий музей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!