СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация образовательного процесса как основа личностного роста

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю работу, удостоенную диплома III степени на V  Международном конкурсе профессионального мастерства педагогов "Познание в сотворчестве", проходившем  в Минске в  2021 году

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация образовательного процесса как основа личностного роста»

Индивидуализация образовательного процесса
как основа личностного роста

Поправко Вера Петровна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №66 г. Гомеля», учитель истории и обществоведения

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в неповторимых особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития.

Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта образовательной, профессиональной и общественной деятельности; характеризуется накоплением рефлексивного опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, ответственности и свободы личности.

Представленный материал является продолжением прошлогодней работы по теме «Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного учащегося и его тьюторское сопровождение». В основу проекта индивидуальной образовательной программы интеллектуально одаренного учащегося положена инновационная образовательная технология «Образовательное путешествие», которое позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает учащемуся возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям [1]. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в социокультурном пространстве [2].

В 2020/2021 учебном году коллектив педагогов и учащихся средней школы № 66 г. Гомеля продолжил работу над реализацией инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» (далее – инновационный проект).

Участницей инновационного проекта, в отношении которой осуществлялось тьюторское сопровождение, являлась учащаяся 11«А» класса государственного учреждения образования «Средняя школа № 66 г. Гомеля» Гречуха Анастасия Викторовна (ныне – студентка экономического факультета БГУ).

Анастасия обучалась в школе с 1 класса. Физически здорова. Проживает в полной, материально обеспеченной семье. Родители принимают активное участие в социокультурном становлении дочери, поддерживают связь не только с классным руководителем, но и с учителем, занимающим позицию тьютора. Учащаяся ответственна и дисциплинирована. Стиль поведения доброжелательный, спокойный. Среди одноклассников пользуется авторитетом. Неизменно являлась старостой класса. При решении спорных вопросов Настя умело отстаивает свою точку зрения, приводя весомые аргументы. Она уверенная в своих силах, оптимистично настроенная девочка, умеет поставить перед собой определенную цель и стремится достичь ее.

Анастасия без особых трудностей осваивает программный материал. Практически на любом уроке работает активно, творчески, является единомышленником учителя. Настю отличают высокий интеллект и активная жизненная позиция. Эрудированная, эмоциональная, любознательная, она демонстрирует хорошие и отличные знания предметов, опираясь не только на материал учебника, но и используя дополнительную литературу, имеет склонность к задачам творческого типа и испытывает удовольствие от умственного напряжения. Проявляет повышенный интерес к предметам филологического и гуманитарного цикла. Любит читать приключенческую и философскую литературу, увлекается танцами (посещает студию танца).

Если прошлогодний материал был в основном посвящен тьюторскому сопровождению Анастасии при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществоведению, то представленная работа акцентирует внимание на вопросах выбора будущей профессии, подготовке к ЦТ (в том числе и по обществоведению).

В связи с этим ресурсная карта личностных интересов Гречухи Анастасии стала выглядеть следующим образом:

Пояснительная записка к индивидуальной образовательной программе тьюторского сопровождения Гречухи Анастасии

Программа направлена на включение учащейся в процесс проектирования собственного профессионального будущего, приобретение начального опыта реализации собственного карьерного замысла, формирование готовности к продолжению образования и выстраиванию карьеры на протяжении всей жизни. Предполагается, что через взаимодействие педагогов и учащейся решается широкий круг задач, связанных с ее самоопределением в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания ею возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов средней школы № 66 г. Гомеля и других образовательных учреждений для достижения образовательных и личностных целей. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самой учащейся, совершающей реальные действия, регулируемые ею самой.

Сопровождение рассматривается как сфера деятельности тьютора, ориентированная на взаимодействие с учащейся по поддержке ее в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Основные формы и методы работы: консультирование, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии.

Предполагаемые формы организации познавательной деятельности в рамках реализации программы: индивидуальное обучение или обучение в малых группах в области освоения содержания программы по математике, русскому и английскому языкам, обществоведению; работа по исследовательским и творческим проектам на уроках и во внеурочной деятельности; участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и др.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов: признание объективности существования индивидуальных целей учащейся в образовательном процессе; индивидуализации образовательного процесса; максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования; психологический контакт с подопечной и атмосфера доверия; свободы выбора учащейся дополнительных образовательных услуг, помощи тьютора.

Цель программы: психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения Гречухи Анастасии посредством образовательного путешествия в мир юридических и экономических профессий.

Задачи программы:

1. Выявить образовательный запрос обучающейся и ее законных представителей через мероприятия по сбору данных о планах, намерениях, интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению;

2. Разработать механизм индивидуального сопровождения учащейся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;

3. Способствовать реализации индивидуального образовательного маршрута учащейся в современной социокультурной образовательной среде.

Программа рассчитана на 2 полугодие 2020/2021 учебного года.

Реализация программы предусматривает несколько этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический.

На первом этапе диагностическом возможно использование индивидуального подхода в проверке знаний, через дифференцированные задания по предметам, выбранным в качестве необходимых для сдачи ЦТ. При выборе домашнего задания, различных необязательных вариантов творческих и исследовательских работ, направленных на развитие способностей, исследовательских умений и учитывающих индивидуальные познавательные возможности и потребности Анастасии, а также ее возрастные возможности: сообщение или доклад по предложенной проблеме, эссе, рисунки, создание коллажей по понравившейся теме.

Тесное сотрудничество с психологом – знакомство с результатами диагностических тестов на направленность интересов учащейся, тестов на определение преобладания левого/правого полушария, карты интересов, личностного опросника Г. Айзенка и др.

Программа тьюторского сопровождения индивидуального образовательного маршрута Гречухи Анастасии по подготовке к ЦТ

на II полугодие 2020/2021 учебного года

Тема занятия. Цели и задачи. Формирование компетенций  (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для формирования универсальных учебных действий


Сроки

Достижения и самооценка


1-2

Введение. Обсуждение проблемных вопросов по подготовке к ЦТ по математике, русскому и английскому языкам, обществоведению, просмотр возможных проблемных вопросов.

Цель формирование Умения видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи, умение выделять главное - Познавательные, Умение формулировать проблему - познавательные коммуникативные личностные.

Индивидуальные беседы с учителями-предметниками. Подробное обсуждение вопросов об основных принципах работы с заданиями по подготовке к ЦТ

Индивидуальная работа (работа с учебником);

учитель-тьютор помогает правильно проанализировать материал учебника.

Выполнение пробных тестов. Совместный анализ допущенных ошибок.


январь

2021

Экспертная оценка и самооценка

3-4

Работа терминами по выбранным предметам. Решение заданий с их использованием. Цель - формирование умения извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации, умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –познавательные Умение самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные

Тьютор и учителя-предметники предлагают варианты терминологических сборников по предметам, выбранным для сдачи ЦТ, а также обращают внимание на словари в учебнике на факультативных, стимулирующих и дополнительных платных занятиях. Предлагается на выбор удобный для тьюторанта вариант для анализа терминологии с позиции актуальности как для олимпиадных и конкурсных работ, так и для сдачи ЦТ

февраль 2021

Анализ результатов диагностического и репетиционного тестирования










5-6

Составление схем разных типов.

Цель сформировать умение применять различные приемы структурирования информации (таблицы, схемы, графики, модели) – познавательные, регулятивные.

Просмотр вариантов таблиц и схем. Тьютор задает прямые вопросы с заполнением таблицы: - ответь на шесть вопросов 1. Что?2.Где? 3.Когда?.4. Кто?5. Как? 6. Почему?

Совместный анализ результатов

март 2021


7-8

Решение заданий на соответствие

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации- познавательные, регулятивные. 

Самообразование (работа

с дополнительной литературой)

март 2021


9-10

Решение заданий по типу вставить пропущенные слова.

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации -познавательные, регулятивные. 

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

апрель 2021


11-12

Решение заданий по выявлению различных и общих признаков.

Цель сформировать умения самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные. 

Работа на факультативных и стимулирующих занятиях, в рамках курса дополнительных платных услуг. Совместное представление разных вариантов работ.


апрель 2021


13

Подведение итогов. Рефлексия

Умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий –

регулятивные

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности – личностные, рефлексивные

Умение анализировать свои достижения – личностные

Умение принимать ответственность за свои действия - личностные 

Собеседование по итогам участия в 1 и 2 этапах республиканской олимпиады по обществоведению, олимпиаде по основам финансовой грамотности, юридических и экономических олимпиадах, проводимых учреждениями высшего образования, диагностическом и репетиционном тестировании

май 2021


Ожидаемые результаты:

  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);

  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

  3. Социализация, успешность в олимпиадах, конкурсах, диагностическом и репетиционном тестировании;

  4. Развитие у учащейся навыков самостоятельной образовательной деятельности.

В соответствии с программой разработан индивидуальный образовательный маршрут Гречухи Анастасии, для реализации которого были поставлены следующие цели:

Общая цель: получить представление о профессиях юриста и экономиста для осуществления выбора при дальнейшем жизнеустройстве

Краткосрочная цель: результативно выступить на юридических олимпиадах и экономических конкурсах; работать на максимальный балл аттестата

Маршрутный лист

Образовательная область

Предметы

Часы

Итоги за 10 класс

(ср.б.

8,4)

Предполагаемая результативность деятельности в 2020/2021 уч.г.

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

Базовый компонент

белорусский язык

1

8

8

8

8

8

8

белорусская литература

1/2

10

10

10

10

10

10

русский язык

1

8

9

9

9

9

9

русская литература

2/1

9

10

10

10

10

10

история Беларуси

1

9

9

9

9

9

9

всемирная история

1

9

10

10

10

10

10

обществоведение

1

9

10

10

10

10

10

информатика

1

8

9

9

9

9

9

химия

2

7

8

8

8

8

8

биология

2

8

9

9

9

9

9

физика

2

7

8

8

8

8

8

география

1

8

9

9

9

9

9

физическая культура и здоровья

2

9

9

9

9

9

9

допризывная и медицинская подготовка

1

9


9

9

9

9

9

Базовая нагрузка


20 часов


Повышенный уровень

Предметы

Часы

итоги

Предполагаемая результативность деятельности

10 кл.

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

математика

6

7

8

8

8

8

8

английский язык

5

9

9

9

9

9

9

Итого часов в неделю


11 час.


Компонент образовательного учреждения

Факультативы

Часы


Результативность деятельности


1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

математика

1



русский язык

1



Итого часов в неделю


2 часа

Общая нагрузка


33 часа

Максимально допустимая нагрузка


34 часа

Дополнительное образование в образовательном учреждении (объединения по интересам, секции)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Объединение по интересам «Вальс»

Суббота

16.00-16.45


Призер районных и городских конкурсов


Педагог дополнительного образования

Подготовка к ЦТ по обществоведению

(на платной основе)

Пятница

14.00 – 16.30

Участие в РТ

Участие в ЦТ

Педагог - тьютор

Недельная нагрузка

4 часа

Дополнительное образование вне образовательного учреждения
(дистанционные курсы, репетиторство, кружки, секции)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Студия современной хореографии «ВИДА» УК «Городской центр культуры»

Понедельник

17.00-19.00

Призер районных и городских конкурсов


Руководитель студии танца

Бассейн «Волна»

Четверг

20.00-21.00

ЗОЖ

Личный тренер

Подготовительные курсы по русскому языку УО «БелГУТ»

Четверг

17.00-19.15

Участие в РТ

Участие в ЦТ

Преподаватель курсов

Репетитор по математике

Суббота

13.00-16.00

Участие в РТ

Репетитор

Репетитор по английскому языку

Понедельник

16.00-17.00

Участие в ЦТ

Репетитор

Недельная нагрузка

10 часов



Участие в общественной деятельности в образовательном учреждении и вне учреждения

Название органа ученического самоуправления

Вид деятельности

Результативность

деятельности

Куратор (руководитель)

Совет старшеклассников.

Совет интеллектуального клуба «Каравелла»

Староста класса


Капитан кают-компании «Буревесник»

Высокий рейтинг участия в школьных, городских, республиканских конкурсах, олимпиадах и конференциях

Классный руководитель

Учитель обществоведения

Индивидуальное сопровождение
(диагностика, психологические тренинги, профориентация)

Виды занятий, мероприятий

Часы, расписание занятий

Куратор (руководитель)

Диагностика

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Классный руководитель, Педагог-психолог

Психологические тренинги

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Педагог-психолог

Профориентационные мероприятия по плану инновационного проекта

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Классный руководитель

Учитель-предметник

Консультации

Еженедельно, 1 час

Учитель-тьютор

Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проектах, программах

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Куратор (руководитель)

Юридическая олимпиада в МИТСО

МИТСО, областной

Тесты, эссе

Диплом III степени

Учитель- тьютор

IV Республиканский конкурс творческих работ учащихся средних и средних специальных учреждений образования Республики Беларусь « Я выбираю профессию»

Институт бизнеса БГУ, республиканский

эссе

Сертификат участника

Учитель -тьютор

Турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», посвященный 75-летию освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков и 100-летию со дня окончания Первой Мировой войны

Дворец творчества Центрального района г. Гомеля, районный

Командное выступление

Диплом II степени

Учитель-тьютор



2 этап областной олимпиады по обществоведению

городской

Олимпиадные задания

Диплом III степени

Учитель-тьютор

Городская конференция юных исследователей родного края «Юбилейные даты гомельской истории»

ГГУ им. Ф.Скорины, исторический факультет, городской

Исследователь-ская работа по теме «Трудовая летопись

автобусного парка № 6 г. Гомеля»

Диплом III степени

Учитель -тьютор



Областной краеведческий литературно-музыкальный конкурс

«Голоса малой родины»


Областной, номинация «Творческие земляки»

Литературно-музыкальная композиция «Мята» (И.Смирнов)

Диплом II степени

Учитель –тьютор, учитель русского языка и литературы

Юридическая олимпиада в МИТСО

МИТСО, областной

Тесты, эссе

Диплом II степени

Учитель- тьютор

2 этап республиканской олимпиады по финансовой грамотности

областной

Олимпиадные задания

Диплом II степени

Учитель-тьютор

Результаты репетиционного и диагностического тестирования Гречухи Анастасии в 2020/2021 учебном году

Предметы ЦТ

ДТ (1)

ДТ (2)

ДТ (3)

РТ (1)

РТ (2)

РТ (3)

ЦТ

математика

63

66

69

62

67

72

76

Русский язык

71

73

77

72

74

79

81

Английский язык

80

79

83

82

78

85

87

обществоведение

77

78

86

79

81

85

89

По результатам ЦТ Анастасия поступила в Белорусский государственный университет на экономический факультет (специальность экономическая кибернетика).

Таким образом, на основании образовательного запроса Гречухи Анастасии и ее законных представителей разработан механизм ее индивидуального сопровождения: создана искусственная образовательная среда, в которой развивались универсальные возможности обучающейся.

При этом индивидуальный учебный план выполнил функцию прогнозирования для Анастасии – предоставил возможность выбора предметов для изучения. Индивидуальная образовательная программа выполнила функцию проектирования – Анастасия получила возможность самостоятельно составлять траекторию образовательной деятельности. А индивидуальный образовательный маршрут выполнил функцию конструирования образовательной деятельности – обучающаяся и ее законные представители получили возможность самостоятельно определять, в какой последовательности, в какие сроки и какими способами будет реализована образовательная программа.

В плане личностного роста сформирована адекватная сделанному выбору самооценка, являющаяся основным показателем зрелости личности и способствующая осознанному выбору дальнейшего образования, в том числе и профессионального.



Список литературы

  1. Коган, М.С. Метод проектов и условия его эффективного применения в воспитательной работе: пособие для педагогов / М.С. Коган. – В.: Воспитание и дополнительное образование. – 2005. - №5. – 105с.

  2. Петушкова, Е. В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / Е. В. Петушкова, С. Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. – № 2. – с.7 – 1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!