Статья
на тему:
«Индивидуализация и дифференциация в обучении»
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед педагогом на сегодняшний день это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.
Каждый обучающий это индивидуальная личность, которые обладают разным набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д. В каждой группе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету.
Таким образом, одной из главных задач педагога является: учитывать особенности обучающегося в образовательном процессе, поощрять учащихся за разного вида достижения (правильный ответ, четкое формулирование мыслей, своевременное выполнение заданий проявление креативного мышления), повышать мотивацию к обучению и развивать творческие способности. Все это достигается за счет индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Объект исследования ВКР: индивидуализация и дифференциация в процессе обучения студентов
Предмет исследования ВКР: методические основы ознакомления студентов с профильными предметами в условиях внутриклассной дифференциации.
Дифференцированный подход в обучении - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе обучающихся или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.
Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.
1. Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д.
2. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.
3. Дифференциация по специальным способностям.
4. Дифференциация по познавательным способностям. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи педагога ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.
5. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
Индивидуальный подход обеспечивает личностное своеобразие в развитии обучающихся, даёт возможность максимального проявления всех имеющихся у учащегося способностей.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
-уровень обученности и обучаемости;
-уровень общих умственных способностей;
-скорость усвоения материала;
-индивидуальный стиль умственной деятельности;
-психофизические особенности учащихся.
Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обучения являются:
1) повышение эффективности образования, создание наиболее выгодной и целесообразной системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;
2) создание оптимальных условий для обучения и воспитания
3) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей;
4) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс всех учащихся.
Основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Дифференцированное обучение условно разделено на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:
1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых заданий, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых заданий, опираясь на указания преподавателя.
3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых заданий.
В своей деятельности я выделяют следующие виды индивидуальной и дифференцированной работы:
1. устная – данный вид работы чаще применяю к тем студентам, которые в силу своих физических способностей не могут быстро и хорошо писать;
2. письменная – этот вид работы использую чаще всего со студентами, которые устно не могут сформулировать и высказать свои мысли, или может быть стесняются;
3. фронтальный опрос. Во время этого вида работы есть студенты, которые проявляют большую активность, чем другие;
4. опережающее обучение. Накануне раздаю материал для следующего занятия с новой темой, но задания на дом, чтобы студенты прочитали этот материал, не даю. А на следующем занятии, объясняя новый материал, понимаю, что все-таки есть студенты, которые не только прочитали, но и вникли в него, и в процессе объяснения помогают мне и дополняют;
5. работа по карточкам
При выполнении практической части было проведено занятие с внутриклассовой индивидуализацией и дифференциацией на первом курсе обучения. Эксперимент был поставлен в рамках урока по дисциплине «Организация хранения и контроль запасов и сырья» с темой занятия «Идентификация и фальсификация продуктов питания».
Участники: обучающиеся 1 курса, преподаватель, старший преподаватель и классный руководитель.
Цель эксперимента: обобщить знания по пройденным темам, понять уровень усвоения материала провести индивидуализацию обучающих и дифференциацию заданий.
Перед проведением данного занятия каждому обучающемуся было дано задание, подготовить сообщение на тему идентификация и фальсификация определенного продукта. С помощью данного задания каждый ученик чувствует себя значимой единицей в коллективе, который обладает определенной информацией и повышается заинтересованность к изучению дисциплины. В процессе занятия каждый выступает со своим сообщением, а слушатели могут задать интересующие вопросы. После того как все обучающие рассказали свои сообщения, им предлагаются карточки задания для закрепления изученного материала.
Вот пример такой карточки, в которой предлагается 3 уровня заданий. Эта практическая работа по теме: «Идентификация и фальсификация продуктов питания».
Первый уровень – провести внешний осмотр выбранного продукта, и проанализировать какие виды фальсификации могут быть использованы.
Второй уровень – провести органолептическую оценку двух видов товаров и распознать виды фальсификации.
Третий уровень – провести органолептический и лабораторный контроль двух и более видов продуктов и выявить виды фальсификации.
С целью реализации индивидуального подхода проводятся дополнительные занятия и консультации.
Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: студенты учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Студент становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие студента, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.
Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания студента, но и сознания преподавателя.
В заключении могу сказать, что дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждый обучающийся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.