СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпрофильная дифференциация обучения как социально-педагогический феномен

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящая сегодня в России модернизация системы образования связана с обновлением её целей. Новая постановка целей ориентирует на индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом потребностей рынка труда, создание гибкой вариативной системы обучения и кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Предпрофильная дифференциация обучения как социально-педагогический феномен»

Предпрофильная дифференциация обучения как социально-педагогический феномен


Проблема дифференциации образования неоднократно находилась в центре внимания педагогической общественности в переходные периоды реформирования школы с целью поиска оптимальных путей индивидуального развития личности с учетом интересов, способностей и профессиональных намерений школьников.

В дореволюционной России (вторая половина XDC - начала XX вв.) В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев и др., осуждая сословную систему образования, утверждали, что обучение должно строиться в соответствии с природными особенностями детей и их способностями, предлагая приспосабливать к ним приемы и методы преподавания, а в старших классах ввести разделение на факультеты и отделения. В 20-30-х гг. XX в. А.В. Луначарский рекомендовал фуркацию по трем направлениям образования: гуманитарному, естественно-математическому и техническому с целью углубленной подготовки учащихся в избранном направлении и оказании помощи в выборе будущей профессии. Однако дифференциация была осуществлена через профуклоны.

В конце 50-х гг. идею фуркации поддержал Н.К. Гончаров, но дифференциация была реализована в эксперименте АПН СССР под руководством М А Мельникова по направлениям общеобразовательной подготовки: физико-техническому, химикотехническому, естественно-агрономическому, гуманитарному. В 60-х гг. появились и новые формы дифференцированного обучения: заочные школы и школы-интернаты при вузах для способных детей, а позднее - факультативы и классы (школы) с углубленным изучением отдельных предметов. Конец XX в. характеризуется многообразием типов школ (гимназии, лицеи, лингвистические, математические школы и др.). Появляются профильные классы (педагогические, экономические и др.), ориентированные на профессию. Однако перечисленные формы дифференцированного обучения не были лишены недостатков, поскольку развитие практики опережало развитие теории дифференциации образования. Поэтому необходимо уточнить современное представление о сущности дифференциации с тем, чтобы определить эффективные пути формирования качеств личности, необходимых для профессионального и жизненного самоопределения .

Термин «дифференциация» в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение, расчленение развивающегося целого на многообразные, отличающиеся друг от друга классы, части, формы, ступени.

Применительно к общеобразовательной школе большинство исследователей (Ю.З. Гильбух, И.М. Осмоловская, Н.Э. Унт, КМ. ПІахмаев и др.) определяют дифференциацию как форму организации обучения для учета индивидуальных особенностей детей. Другие - как принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами детей с помощью разнообразных методов, приемов и средств (И.С. Якиманская); как один из стратегических принципов построения системы образования (В.Н. Тарасова).

В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного самоопределения обучающихся общеобразовательных учебных заведений. Следовательно, необходимо сформировать у школьников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному выбору жизненного пути .

В настоящее время проблема самоопределения представляется особенно рельефно, школьникам приходится решать сложные и ответственные задачи создания новой системы профессионально значимых ценностей и идеалов, формирования новой профессиональной структуры общества.

Сегодня в школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: вариативность педагогических систем и подходов, творческий поиск, поддержка индивидуальности ребенка в построении его собственной траектории развития, единство предметных, общеучебных и личностных результатов учащихся, родителям представлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса. Кажется, что найден ключ к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества — формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека .

У школы есть реальная возможность преобразовать педагогический процесс, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути. С другой стороны, учащиеся с юношеского возраста должны осознавать, что сегодня добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью адаптироваться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Мы трактуем дифференциацию как сложное, системное явление в общем образовании, которое учитывает индивидуальные различия школьников на уровне содержания образования, форм организаций, методики и условий обучения, обеспечивая развитие творческого потенциала, самобытности и уникальности личности. Для организации дифференцированного обучения создаются гомогенные группы по разным признакам (по темпу работы, степени самостоятельности, интересам и склонностям, проблемам в обучении и развитии, способностям), в которых деятельность учащихся становится целеустремленной и успешной. В условиях дифференцированного обучения ученик ставится в ситуацию выбора и самооценки своих возможностей, что само по себе важно для развития личности.

Дифференциация в общем образовании может выполнять несколько функций:

- расширять содержание образования с учетом интересов, склонностей, способностей и профессиональных предпочтений школьников;

- обеспечивать углубленную подготовку учащихся в интересующих их направлениях науки и практической деятельности;

- развивать учебную мотивацию;

- восстанавливать резервы личности школьников, временно утраченные по социально-педагогическим причинам;

- вооружать опытом творческой деятельности, формировать профессиональную направленность личности (профессиональные интересы, склонности, положительные установки);

- развивать общие и специальные способности .

Дифференциация общего образования представляет собой систему, в которой можно выделить несколько её видов.

Так, внешняя дифференциация связана с различным содержанием образования и заключается в направленной специализированной подготовке учащихся, которые объединяются в гомогенные группы по интересам, склонностям, способностям и профессиональным предпочтениям.

На межшкольном уровне внешняя дифференциация реализуется через различные типы школ (гимназии, лицеи, математические, лингвистические школы и др.);

На внутришкольном уровне - через профильные классы (группы), факультативы, элективные курсы и кружки по выбору;

На внутриклассном - через предоставление учащимся индивидуальных заданий по интересам творческого характера. Внутренняя дифференциация осуществляется в гетерогенной среде.

В рамках общей для всех программы через дифференцированный и индивидуальный подход за счет сочетания форм, методов и приемов она приближает обучение к возможностям школьников и раскрывает потенциалы каждого ученика с учетом индивидуальных различий и субъектного опыта.

Разноуровневая дифференциация предполагает разделение учащихся на основе уровня развития и обученности с предоставлением им различного по трудности и объему содержания учебного материала (не ниже базового).

На межшкольном уровне разноуровневая дифференциация реализуется через специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, частные школы для одаренных детей; на внутришкольном уровне - через классы повышенного уровня, классы возрастной нормы и классы компенсирующего обучения, группы КРО.

На внутриклассном уровне этот вид дифференциации реализуется через разноуровневые задания и дозированную помощь учителя.

Разноуровневая дифференциация, согласно нашему исследованию, педагогически целесообразна как временная в демократических формах, а полученные психические новообразования учащихся должны адаптироваться в гетерогенной среде. Тогда успех в учении становится необратимым. Таким образом, мы можем говорить о трех базовых категориях: «дифференциация образования», «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход».

Дифференциация образования связана с разным содержанием образования, которое избирают учащиеся для своей творческой самореализации и профессионального самоопределения.

Дифференцированное обучение - разновидность педагогического процесса, в котором через организационные формы обучения по выбору лучше всего проявляются и развиваются потенциальные возможности школьников, превращаясь в устойчивые индивидуальные свойства личности.

Дифференцированный подход касается методики обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся .

Эффективность дифференциации общего образования обеспечивается следующими условиями: сочетанием всех видов дифференциации на каждом этапе индивидуального развития учащихся с учетом специфики возраста; демократичностью всех форм дифференцированного обучения при отсутствии гомогенной среды на длительный период времени, т.к. успешное творческое развитие возможно только в гетерогенной среде; создание «жестких» гомогенных групп целесообразно лишь временно для восполнения утраченных потенциалов по социально-педагогическим причинам, либо на старшей ступени школы, когда появился устойчивый стержневой интерес и ученик осуществил осознанный выбор профиля обучения; осуществлением принципа гуманизации образования, который требует признания личности как главной ценности, отказа от усредненного подхода к ней и доминирования демократического стиля общения .

В нашем исследовании нас интересует предпрофилъная подготовка как особый этап осуществления дифференциации общего образования, который приходится на подростковый возраст, где происходят существенные изменения в личности: проявляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к самопознанию и самоанализу, стремление к общению. Если эти особенности не учитываются, то появляются проблемы в обучении и развитии. Поэтому в этот период важно выявить предпосылки формирования готовности к профильному обучению (они начинают проявляться в 3-4-х классах и более интенсивно в 5-7-х), а затем сформировать готовность к продолжению образования в старшей профильной школе или профессиональном учебном заведении (8-9-е классы).

Предпрофилъная подготовка эффективна в том случае, если она решает проблемы подростка: восстанавливает временно утраченные потенциалы, обеспечивает возможность для успешного обучения и развития, ведет к осознанному выбору пути дальнейшего своего образования через пробу сил в избранном направлении. Это требует сочетания разных видов дифференциации в системе: стержнем является внутренняя дифференциация на уроке, которая будет пронизывать все другие её виды и формы дифференцированного обучения (деятельность групп КРО, факультативов, элективных курсов и др.) с выходом на исследовательскую деятельность и в социальные практики .

Для обеспечения успеха предпрофильной подготовки важна развивающая гетерогенная среда, усиление внеклассной работы по предметам и профессиональной ориентации школьников. Эта среда позволяет подростку жить интересной жизнью, ставит его в ситуацию выбора, расширяет его кругозор и обогащает опытом творческой деятельности, гуманизирует систему отношений с окружающим миром.

Проблема выбора пути встает в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения . Одним из условий самоопределения школьников является введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в основной школе, т. е. с 5 по 9 классы.

В течение ряда лет в нашей школе находит свое применение курс «Твой выбор». Школьникам предоставляется возможность принять первое самостоятельное решение, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить.

Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять. Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное самоопределение — необходимое условие личностного и жизненного самоопределения .

Предпрофильная подготовка представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов (информационная работа и профильная ориентация, предпрофильные элективные курсы, предпрофильное портфолио), каждый из которых имеет свое развитие в системе профильного обучения (соответственно: профессиональная ориентация, профильные элективные курсы, профильное портфолио). Обеспечение целевой, содержательной и методической преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении — важная задача внутришкольного управления .

Анализ различных аспектов предпрофильной подготовки учащихся и частично охватываемых ею психолого-педагогических феноменов, таких как социализация, формирование ключевых компетенций, личностное и профессиональное самоопределение учащегося, - позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, особенности современной ситуации требуют, при организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учета фактора социальной мобильности, в силу которого выбор профессии или специальности осуществляется, во-первых, достаточно поздно (на завершающем этапе профессионального образования) и, во-вторых, не «раз и навсегда», а временно, с учетом возможности и/или необходимости ее смены в самом ближайшем будущем.

Во-вторых, предпрофильная подготовка и ее важнейший компонент профильная ориентация - не тождественны профессиональной ориентации. Они нацелены на принципиально различные педагогические результаты .

Результатом профессиональной ориентации становится осознанный выбор профессии, специальности.

Результатом профильной ориентации выступает готовность учащегося осознанно и самостоятельно осуществлять личностное и, прежде всего, профессиональное самоопределение, а также готовность его к обучению в сложно организованном пространстве профильного обучения и, затем, профессионального образования.

Таким образом, профильная ориентация готовит учащегося к выбору и получению не профессии или специальности, а уровня и профиля профессионального образования, уже в процессе которого будет осуществляться выбор профессии или специальности .

В-третьих, в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовании центральной фигурой профессионального самоопределения является сам школьник, который осуществляет его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями общества, современного рынка труда и особенностей региональной системы профессионального образования.

В-четвертых, в современных условиях содержание процесса педагогического сопровождения первичного профессионального самоопределения учащихся, проходящего в рамках предпрофильной подготовки, должно включать в себя не только традиционные знания о себе и о профессии (в их соотношении), но и знания о путях и способах получения профессионального образования; о реальных потребностях регионального рынка труда; о факторах, влияющих на возможную смену профессии .

Несмотря на то, что период ранней профилизации является подготовительным в профильном обучении, он очень важен для школьников.

От того, как начнёт формироваться теоретический тип мышления, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

Ранняя профилизация и специализация знаний предполагает избирательную нагрузку на отдельные стороны психики учащихся. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Важнейшие задачи психологического сопровождения — мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерностей в развитии, психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы.

Главной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии, а также гибкости критического мышления и других интеллектуальных качеств, заинтересованности детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста .

Проанализировав практические и теоретические аспекты вопросов предпрофильной подготовки и профильного обучения, мы пришли к осознанию ряда объективных и субъективных проблем при реализации ранней профилизации. Среди них: в сознании многих учителей отсутствует четкое и теоретически обоснованное понимание целей и, соответственно, содержания профильного обучения, что приводит к смешению понятий (элективные курсы, курсы предпрофильной подготовки, профильные курсы); недостаточная материальная база школ может способствовать «торможению» процесса профилизации — отсутствие современных учебников, невозможность интерактивного общения со специалистами разного профиля .

Общешкольная профилизация действительно принесет свои плоды и будет способствовать улучшению личностных ожиданий подростков относительно своего будущего, а также поможет избежать неравномерности специалистов в разных областях знаний в регионе.

Основываясь на всем вышеизложенном, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на проблемы, профильное обучение будет являться действительно тем связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью, которое будет способствовать психолого-педагогической благоприятной атмосфере.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!