СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейший фактор повышения качества образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология дифференциации и индивидуализации процесса обучения позволяет интегрировать формы работы на занятии (индивидуальную и групповую). Групповая форма развивает у детей готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться, то есть формирует их коммуникативные навыки.

Диагностика качества знаний обучающихся убедила меня в правильности выбранного пути. Применение данной технологии на занятиях способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к занятиям и развивает познавательный интерес.

Применение данной технологии помогает мне в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании обучающихся.

Дифференциация и индивидуализация обучения - отслеживание динамики индивидуального развития. Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей обучающихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в объединении «СКиФ» свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому обучающемуся переходить в зону ближайшего развития.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейший фактор повышения качества образования»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»







Индивидуализация и дифференциация обучения

как важнейший фактор повышения качества образования



Подготовила методист

Манвелян Инна Леонидовна




















Ханты-Мансийск

2019 г

Система дополнительного образования детей социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство.

Работа объединения «СКиФ» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных техников» ведется по программе, разработанной с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Уставные и локальные акты организации, с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы учреждения.

Актуальность данной программы обусловлена информационным развитием современного общества и компьютерная графика – одно из наиболее быстро развивающихся направлений информационных технологий в образовательном процессе. Компьютерная графика перспективное и популярное направление современной информатики. Визуальная составляющая современных информационных технологий базируется на основе ярких графических элементов, разнообразных видов анимации, интерактивных элементов управления. Любой продукт информационных технологий не будет привлекать внимания пользователя без графической и анимационной составляющей. Создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления» составляют основу компьютерной графики и анимации.

Программа позволяет осуществить социальный заказ обучающихся и родителей, обусловленный значимостью информатизации современного общества; активизировать познавательную деятельность учащихся; реализовать их интерес к выбранному направлению. Программа дает возможность обучающимся реализовать свои творческие, интеллектуальные способности посредством информационных технологий.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СКиФ» технической направленности. Содержание программы способствует развитию мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству, создает условия для творческой самореализации по средствам современных информационно-коммуникативных технологий. Основными принципами реализации образовательной программы являются: свободный выбор учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный подход к обучению, педагогическая поддержка развития познавательных интересов и способностей детей.

Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством.

Цель: Создание условий для развития творческих, интеллектуальных способностей и формирования ИКТ - компетентности обучающихся в процессе изучения основ компьютерной графики.

В программе объединения уделяется внимание формированию и развитию проектной деятельности учащихся. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы. Содержание программы работы объединения реализуется на занятиях: теоретических в форме беседы, а также практических занятий. Основным видом занятий являются практические.

Дифференцированный подход использую на этапе практических занятий т.к. в объединении занимаются разновозрастные дети.

На этапе закрепления знаний и умений и их проверки использую такую форму дифференциации обучения, как 2-3 варианта заданий для разных групп учащихся. Это могут быть и карточки с заданиями различной степени трудности, которые предлагаю учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний.

Отличительные особенности программы не просто знакомит с рядом областей информатики и информационными технологиями, но и обеспечивает получение такого уровня знаний и навыков, который даёт обучающимся возможность применения мастерства в будущей профессиональной деятельности.

В программу «СКиФ» - Содружество Компьютера и Фантазии включена работа с компьютерной графикой в графических редакторах Paint, PowerPoint, Gimp. В основу программы входит информационная деятельность, мастер-классы, проведение коллективных творческих дел, участие в конкурсах, олимпиадах, играх, творческих проектах. Основное внимание в программе будет уделяться созданию иллюстраций, редактированию изображений, монтажу фотографий, созданию интерактивных игр с триггерами и гиперссылками, анимации.

Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Программа «СКиФ» включает в себя разнообразную творческую деятельность, связанную с информационно-коммуникационными технологиями, предусматривает то, что компьютер должен стать для обучающегося равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Правильная организация деятельности позволит эффективно развивать ИКТ-компетентность обучающихся, будет способствовать повышению роли информационных технологий и поможет выявить творчески активных, одаренных детей.

Индивидуализации процесса обучения, конечно, в первую очередь, касается работы с одарёнными детьми, способными, потенциально способными и особо мотивированными.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений моей работы. На занятии должна быть создана творческая атмосфера, ситуация успеха, чтобы побуждать желание детей вносить в свою работу элементы творчества, фантазию. Таким образом, у детей развивается пространственное воображение, мыслительная деятельность, творческая инициатива. Создаются условия для развития творческих способностей учащихся.

Также и в систему традиционного контроля внесла технологию самооценки знаний учащихся. Это мне помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. Считаю, что в этом состоит зерно сознательного отношения к педагогу, интерес к занятию. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.

На занятиях по отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка. Например, после того, как дети выполнили самостоятельное задание, оценивают качество работы друг друга. Убеждена, что такая «оперативная помощь» в процессе усвоения и закрепления материала формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.

Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на занятии ситуации выбора. На занятии провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания, задачи на логическое мышление и предлагаю обучающимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе самостоятельного выполнения задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.

Вывод.

Технология дифференциации и индивидуализации процесса обучения позволяет интегрировать формы работы на занятии (индивидуальную и групповую). Групповая форма развивает у детей готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться, то есть формирует их коммуникативные навыки.

Диагностика качества знаний обучающихся убедила меня в правильности выбранного пути. Применение данной технологии на занятиях способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к занятиям и развивает познавательный интерес.

Применение данной технологии помогает мне в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании обучающихся.

Дифференциация и индивидуализация обучения - отслеживание динамики индивидуального развития. Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей обучающихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в объединении «СКиФ» свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому обучающемуся переходить в зону ближайшего развития.



Используемая литература

  1. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992.

  2. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке [Текст] / И. Д. Бутузов. - Новгород, - 1972.

  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  4. Манвелян И.Л., педагог ДО., Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «СКиФ» - содружество компьютера и фантазии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!