СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Импрессионисты: жизнь и творчество"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Импрессионизм - направление в искусстве, зарожившееся во Франции в XIX -XX веках, являющиее собой художественную попытку запечатлеть моменты жизни во всей её изменчивости и подвижности. В презентации даны краткие биографии знаменитых импрессионистов, а так же их произведения.

Просмотр содержимого документа
«"Импрессионисты: жизнь и творчество"»

Начало импрессионизма Начало в 1874 г. - Париж. Первая выставка импрессионистов Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и  отвергаемых жюри салонов - «Салон Отверженных» Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» — «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»  Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г. Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим  собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей  Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.

Начало импрессионизма

  • Начало в 1874 г. - Париж. Первая выставка импрессионистов
  • Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов - «Салон Отверженных»
  • Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» — «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»

  • Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г.
  • Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей
  • Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.
Импрессионисты • Э. Мане • Э. Дега • К. Моне • О.  Ренуар • А. Сислей • К. Писсарро • Г. Кайботт • Б. Моризо

Импрессионисты

Э. Мане

Э. Дега

К. Моне

О. Ренуар

А. Сислей

К. Писсарро

Г. Кайботт

Б. Моризо

Французский импрессионизм Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие. Импрессионисты — основоположники современного искусства . Они установили прямую связь между глазом живописца и светом . Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни  Влияние света и воздуха на формы и тона предметов - одно из основных требований, предъявленных к картине. Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж ,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится

Французский импрессионизм

  • Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие.
  • Импрессионисты — основоположники современного искусства . Они установили прямую связь между глазом живописца и светом .
  • Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни

  • Влияние света и воздуха на формы и тона предметов - одно из основных требований, предъявленных к картине.
  • Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж ,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз.
  • Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится
Техника и метод импрессионистов Свет – главный герой их живописи Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» - основа пленэрной живописи импрессионистов. Свет стал равноправен сюжету . Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении.  Асимметрия композиции . Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей,

Техника и метод импрессионистов

  • Свет – главный герой их живописи
  • Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» - основа пленэрной живописи импрессионистов.
  • Свет стал равноправен сюжету . Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении.

  • Асимметрия композиции .
  • Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, "произвольные" срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины.
  • Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения.
  • Картина как фрагмент натуры , словно увиденного в окно или, по определению Дега, "подсмотренного через замочную скважину".
Техника и метод импрессионистов Нет предварительного рисунка . Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует ; глубина не передаётся перспективой, Преимущество живым цветам солнечного спектра . Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения;  Мазки разнообразной формы . Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.

Техника и метод импрессионистов

  • Нет предварительного рисунка .
  • Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует ;
  • глубина не передаётся перспективой,
  • Преимущество живым цветам солнечного спектра .
  • Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру.
  • Разложение сложных тонов на чистые цвета.
  • Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного

смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно

системе оптического смешения;

  • Мазки разнообразной формы .
  • Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.

Биография Клода Моне (1840 -1914)

  • Родился 14 ноября в семье бакалейщика. Во время школы Моне проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе (именно в школе он начал рисовать карикатуры). В 15 лет Моне уже был известен всему Гавру (город во Франции) как карикатурист. Родители Клода Моне были на редкость скупы, поэтому, чтобы заработать на карманные расходы, Моне в 14 лет начал рисовать карикатуры на друзей и местных жителей. Рисунки, которые юный художник продавал по 15-20 франков, пользовались невероятной популярностью. Семья Моне хотела вырастить из него бакалейщика, а не художника. Учителем Клода Моне является французский художник Эжен Буден живопись которого в своё время не мог переварить Моне.
  • Известность Моне принёс портрет Камиллы Домкьюз, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла же является первой женой Клода Моне. Если присмотреться к женщинам на картинах Клода Моне, там обязательно будет Камилла Домкьюз – его любимая модель и жена. Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако, рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, она скончалась. Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги. В 1892 году Клод Моне женился на Алисе Ошеде. В 1911 теряет 2-ю жену Алису Ошеде.
  • В 1912 году Клоду Моне врачами был поставлен диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил рисование. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя картину «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми. Клод Моне скончался от рака лёгких в Живерни (Франция) 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет.
Женщина в зелёном

Женщина в зелёном

К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

К. Моне. Бульвар Капуцинок

К. Моне. Бульвар Капуцинок

К. Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень.  К. Моне. Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете  К. Моне. Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.

К. Моне.

Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень.

К. Моне.

Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете

К. Моне.

Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.

К. Моне Кувшинки

К. Моне Кувшинки

Эдуард Мане

  • Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
  • Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.
  • Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
  • Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».
  • Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
  • Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма. 1863 - Мане женится на голландке Сюзанне Леенхофф.
  • В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
  • В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.
  • Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.
Э.Мане. Завтрак на траве

Э.Мане. Завтрак на траве

Э.Мане. Балкон

Э.Мане. Балкон

Э.Мане. Олимпия

Э.Мане. Олимпия

Камиль Писсарро (1830-1903)

  • Камиль Писсарро (1830-1903) — самый старший из импрессионистов. Родился в семье торговца скобяными товарами в портовом городе на маленьком, принадлежащем Дании острове Сент-Томас Антильского архипелага. В 1841 году родители послали одиннадцатилетнего Камиля учиться во Франции) , в коллеж Пасси. Вернувшись, он стал работать в лавке отца в порту. Пять лет послушный сын занимался нелюбимым делом, с трудом урывая время на рисование. В начале 1850-х годов он подружился с датским художником Мельби, под его влиянием бросил ненавистную торговлю и в 1852 году уехал вместе с ним в столицу Венесуэлы Каракас. В 1854 году Писсарро вернулся в Сент-Томас, но уже через год уехал во Францию, теперь навсегда. Там он поступает в Школу изящных искусств. На его становление как художника оказали большое влияние Коро и Курбе. Познакомившись с Моне и его творчеством, он позаимствовал у него принцип разложения цвета. Все полученные навыки, что художник воспринял от своих учителей, Писсарро сумел использовать в творчестве. Начиная с 1866 года его палитра все более высветлялась, он увлеченно учился писать воздушную среду, пронизанную солнечным светом; при этом он стал писать шпателем, передавая ощущение формы большими «светящимися» мазками. В результате он создал собственный твердый и уверенный художественный почерк.
К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь

К. Писсарро. Жатва

К. Писсарро. Жатва

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.

Пьер Огюст Ренуар

  • Пьер Огюст Ренуар , знаменитый живописец и скульптор, родился в 1841 году на юге Франции, в небогатой многодетной семье. С ранних лет мальчик проявлял удивительные способности в живописи. С детства он зарабатывал деньги для семьи, раскрашивая фарфоровую посуду, а по вечерам посещал художественную школу.    В 1862 году Ренуар успешно сдал экзамены и поступил в Школу изящных искусств, где познакомился с Базилем, Клодом Моне, Писсаро. Все они были увлечены новым течением - импрессионизм, однако первым успешным художником, заработавшим славу и немалый капитал, создавая картины в этой манере, стал именно Ренуар. Всю свою жизнь, даже тяжело болея, он не выпускал кисти из руки. Его работа прерывалась лишь однажды, когда в 1870 году художник был призван в армию для участия во франко-прусской кампании. Вернувшись после разгрома французских войск целым и невредимым, он с прежним рвением принялся за работу, создав совместно с друзьями-единомышленниками «Анонимное кооперативное товарищество» и возобновив как деловые, так и личные отношения со своей любимой моделью Лизой Трео.    Снискав славу как талантливый импрессионист, Ренуар в середине 1890-х годов вступает в новый этап своей жизни. Его давняя любовница Лиза Трео выходит замуж и оставляет художника. Он постепенно теряет интерес к импрессионизму, все чаще возвращаясь в своих произведениях к классике. Именно в этот период живописец встречает главную любовь своей жизни – юную белошвейку Алине Шариго. Пережив несколько эмоциональных расставаний и воссоединений, пара обвенчалась в 1890 году, когда первому сыну Ренуара и Алине было уже 5 лет. Эти годы безоблачного семейного счастья были лучшим периодом жизни Ренуара.    В 1897 году из-за осложнений после перелома руки его здоровье резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал создавать новые шедевры. Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил его о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. «Боль проходит, красота остается», - был ему ответ. Ренуар умер в 1919 году от воспаления легких, до последнего дня он продолжал работать в своей студии
О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Завтрак гребцов

О. Ренуар. Завтрак гребцов

Фрагмент картины Гребцы (Алина Шариго)

Фрагмент картины Гребцы (Алина Шариго)

Огюст Ренуар. Алина и Пьер

Огюст Ренуар. Алина и Пьер

Эдгар Дега Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры. Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда. «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Скаковые лошади перед трибуной» Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны «Абсент»

Эдгар Дега

  • Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры.
  • Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда.

«Голубые танцовщицы»

«Гладильщицы»

«Скаковые лошади перед трибуной»

  • Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны

«Абсент»

  • Эдгар Дега родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д. Энгра. Но в 1856 г. неожиданно для всех Э. Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения,
  • В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства.
  • Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Эдгар Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке.
  • Вернувшись во Францию, Э. Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Эдгар Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.
  • Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
  • Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.
  • В середине 1880-х гг. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа.
  • Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.
  •  
Э.Дега. Голубые танцовщицы

Э.Дега. Голубые танцовщицы

Э. Дега. Гладильщицы

Э. Дега. Гладильщицы

Э. Дега. Абсент

Э. Дега. Абсент

Альфред Сислей

Альфред Сислей

Альфред Сислей Си слей родился 30 октября 1839 г. в Париже, его отцом был британский коммерсант Уильям Сислей (Сисли). В 1857 г. родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов. Сислей умер 29 января 1899 г. в нищете и безвестности в местечке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, от ревматизма и рака горла, всего на несколько месяцев пережив свою жену.

Альфред Сислей

  • Си слей родился 30 октября 1839 г. в Париже, его отцом был британский коммерсант Уильям Сислей (Сисли).
  • В 1857 г. родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов.
  • Сислей умер 29 января 1899 г. в нищете и безвестности в местечке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, от ревматизма и рака горла, всего на несколько месяцев пережив свою жену.
Городок Вильнёв на берегу Сены

Городок Вильнёв на берегу Сены

Вечер в Морэ. Конец октября

Вечер в Морэ. Конец октября

Мороз в Луверьяне

Мороз в Луверьяне

Гюстав Кайботт

Гюстав Кайботт

Биография

  • Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 г. в Париже в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отцу, Марсиалю Кайботту, досталось в наследство текстильное производство, он также служил судьей в Сенском трибунале по торговле. Марсиаль Кайботт дважды овдовел, прежде чем женился на матери Гюстава, Селесте Дофрень. Помимо Гюстава у них было ещё двое сыновей.
  • Кайботт завершил юридическое образование в 1868 г. в лицее Людовика Великого и получил лицензию на практическую деятельность в 1870 г. Вскоре после этого он принял участие во франко-прусской войне.
  • После войны Кайботт посещал студию художника Леона Бонна, где изучал живопись.
  • В 1873 г. Кайботт поступил в школу изящных искусств, но, по-видимому, учился в ней недостаточно серьёзно. В это же время Кайботт встретился и познакомился с несколькими художниками, работавшими вне рамок официальных французских академий, в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттисом, и посетил первую выставку импрессионистов в 1874 г. (но не участвовал в ней).
  • После смерти отца в 1874 г. и матери в 1878 г. Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. У него также появилась возможность участвовать в финансировании выставок импрессионистов и поддерживать его коллег и друзей-художников (в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и др.), покупая их работы, а также — по крайней мере, в случае Моне — оплачивая аренду студии.
  • Кайботт скончался 21 февраля 1894 г. во время работы в своём саду в Женвилье. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Длительное время репутация Кайботта как мецената была значительно выше, чем его репутация художника.
  • Через семьдесят лет после его смерти историки искусства начали пересматривать его художественное наследие.
Портрет мадам Кайботт

Портрет мадам Кайботт

Дождь

Дождь

Дождь на улице Парижа

Дождь на улице Парижа

Берта Меризо

Берта Меризо

Биография

  • Берта была одной из трех дочерей высокопоставленного чиновника господина Моризо, префекта города Бурже. Когда девочке было 10 лет, отцу предложили престижное место в Счетной палате — и вся семья перебралась в Париж. Сестры получили разностороннее и на удивление глубокое образование, причем музыке, литературе и живописи уделялось особое внимание. Берта Моризо — счастливая художница, которую поддерживали родители и которая росла в одном доме со своей самой большой подругой, коллегой-художницей, а в будущем любимой моделью — с сестрой Эдмой. Чтобы оценить тот подвиг, который совершили родители Моризо, построив в доме художественную мастерскую для девочек, нужно знать особенности эпохи. Это было время, когда женщинам запрещали учиться в школе изящных искусств, время, когда женщине неприличным считалось созерцать и тем более писать обнаженную натуру, а писать мужчину даже одетым не рекомендовалось. А они взяли и построили дома настоящую художественную мастерскую и отдали Берту и Эдму учиться живописи в мастерскую к одному из метров — Камилю Коро. Коро разрешает девушкам копировать свои пейзажи, дает бесценные уроки на пленэрах, а мадам Моризо лично сопровождает дочерей при каждом походе в Лувр. Берта и Эдма копируют картины великих мастеров, а мать своим присутствием оберегает их репутацию — ведь юным особам в одиночестве просто неприлично находиться рядом с художниками-мужчинами. Соблюдать эту жесткую грань между внутренней свободой и внешней раскованностью Берта Моризо сможет и самостоятельно — мать в качестве нравственного ориентира ей в жизни будет совсем не нужна. Когда в 1869 году Берта Моризо знакомится с одним из главных людей в жизни — с Эдуардом Мане — она уже три года как успешная участница ежегодных выставок в Салоне. Но рядом с Мане снова станет ученицей и натурщицей, он вдохновит ее на новую живопись и напишет 14 ее портретов — и это будет долгая история глубоких, страстных и чистых отношений между двумя друзьями и единомышленниками, между двумя художниками, между мужчиной и женщиной. Конечно, он не посмел бы предложить Берте ничего большего — Мане тогда был уже женат. Справедливости ради стоит заметить, что раньше наличие жены не мешало обворожительному художнику заводить интрижки на стороне, но Берта никак не подходила на роль временного увлечения. Она была удивительная. ,
  • Последний портрет Берты Моризо Мане напишет в 1874 году, когда она выйдет замуж за его брата Эжена. Ей будет 33 года, а Эжен покорит ее чувством юмора и светлым отношением к жизни. Он искренне посвятит свою жизнь Берте: будет развешивать ее картины на выставках, следить за отзывами, заниматься продажами, а одного зарвавшегося критика даже вызовет на дуэль за неуважительные слова о жене. А критикам было над чем позлословить: единственная женщина в кружке «отверженных художников и скульпторов»! После первой же выставки в 1874 году их начнут с издевкой называть импрессионистами, а изобретатель этого термина критик Луи Леруа, конечно, не обойдет своим вниманием и Берту Моризо. Но первая дама-импрессионист окажется на удивление стойкой к критике, настойчивой в убеждениях и дерзкой в манере письма. Берта Моризо станет участницей 7 выставок импрессионистов из 8 — всего один раз она не пришлет своих работ для экспозиции, потому что будет ждать рождения дочери. Никогда не нуждаясь в деньгах и не будучи привязанной к продажам картин, она поддерживает своих друзей Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Сезанна в самых отчаянных проектах. Много лет подряд в доме Берты и Эжена каждый четверг к ужину будут собираться самые близкие друзья — Дега, Моне, Ренуар, Малларме, Кайботт. Здесь никогда не обсуждают сомнительные интрижки и не ведут мелочных споров, даже острый на язык Дега держится исключительно вежливо. Рядом со сдержанной, умной, настойчивой, гениальной красавицей Бертой Моризо казалось невозможным говорить и совершать глупости и подлости. В 1878 году у художницы родилась дочь Жюли — и с ее появлением мир Берты Моризо получает нового героя и новое измерение. Теперь становится понятно: ее художественная задача еще сложнее, чем у других импрессионистов. Моне неистово ищет свет и воздух, Дега тщательно исследует движение человеческого тела, а Моризо пишет совсем неуловимое — свет и движение души. , Пришлось Берте Моризо пережить и две большие потери, которые отняли у нее часть души и поменяли как художника: в 1883 году ушел из жизни Эдуард Мане, а в 1892 — Эжен Мане. В 1892 году ее картину купило государство. А когда в 1895 году друзья Берты Моризо получили известие о ее смерти, это стало настоящим потрясением
Автопортрет

Автопортрет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!