Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 2 г. Дюртюли
Имидж
современного педагога
Выполнила: Галяутдинова Л.А.
заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог
Существует ли имидж у учителя?
Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро.
Причина - большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность ....
Л.М. Митина
Отношение к имиджу у самих педагогов разное…
Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Имидж
Совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Что такое имидж педагога?
Эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании
Структурные компоненты имиджа:
- 1. Визуальный образ : костюм, прическа, мимика, пластика, макияж.
- 2. Внутренний образ :
а) вербальное поведение: голос, настроение.
- б) невербальное поведение: манера поведения, жесты, мимика, этикет.
- 3. Менталитет : интеллект, духовная практика.
Составляющие имиджа (А.Ю.Панасюк)
- габитарная (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт.
- кинетическая - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда).
- речевая - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк,
- средовая - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.).
- овеществленная - созданные человеком продукты его труда
Как менялся имидж… 30-е годы..
Хороший учитель – это…
- 1. Знание предмета и владение методикой.
- 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.
- 3. Умение правильно оценивать знания учащихся.
- 4. Создание дисциплины.
- 5. Внешний вид.
40-е и 60-е годы…
- 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость .
- 60-х годы, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.
70-е годы и 80-е …
- Учитель 70 - х должен быть - справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.
- Пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность.
90-е годы….
Школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.
Ядро имиджа
- Первая установка - высокая самооценка.
- Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
- Третья установка – вера в добро.
- Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
- Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
- Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.
Успешные принципы в имидже!
- Принцип гармонии визуального образа.
- Принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия. Принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души).
- Принцип речевого воздействия .
Очень важно!
- Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других.
- Важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.
Вы хотите, чтобы Ваши ученики вспоминали Вас с восхищением?. .. Тогда за дело!
Ухоженность- это показатель культуры человека.
Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль.
А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа .
Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.
Значение цветов в вашей одежде!
Желтый символизирует открытость и оптимизм;
Красный – активность, эмоциональность, требовательность к себе и другим;
Фиолетовый – замкнутость, но уравновешенность;
Синий – рассудительность и педантизм;
Зеленый – созидательное начало, спокойствие и реализм;
Серый – стремление скрыть чувства и эмоции;
Коричневый – практичность и солидность.
Психологическая нагрузка
- Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках.
- Во – вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.
Итак, что же надеть педагогу?
- Плохо воспринимается в деловом стиле одежды орнамент из цветов и крупная клетка. Совершенно недопустимы прозрачные ткани, через которые просвечивает нижнее белье.
- Неуместно выглядят ажурные, белые или черные чулки или колготки. Они должны быть бежевые, цвета загара или слегка дымчатые и соответствовать цвету одежды и обуви.
Украшения из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.
Хороший вкус – это когда в костюме ничего нельзя отнять, а не прибавить.
- Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским , в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.
Помним!!!
- ПРАВИЛО 1: Будь опрятным!
- ПРАВИЛО 2: Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года!
Педагог – профессия особенная
- Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога.
- Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие . Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Следующие правила….
- ПРАВИЛО 3: Следите за речью!
- ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции
Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии.
Личные качества …
Три группы качеств:
- качества, которые позволяют понимать внутренний мир ребенка , сопереживать ему ;
- качества, которые обеспечивают владение собой ;
- качества, способствующие активному воздействию на ребенка.
Проблема
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает.
Вам не хватает самого важного аспекта
вашего личного успеха –
привлекательности в глазах окружающих.
Помните!!!
Привлекательные люди
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством юмора ;
- естественно себя ведут ;
- позитивны ;
- часто и охотно говорят комплименты ;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе ;
- умеют посмеяться над собой ;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны , с ними легко в общении.
Еще одно правило….
- ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для учителя это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам.
Кто создает имидж?
- Во-первых , сам человек , который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
- Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы , занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.
- В-третьих , большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
- В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники
Что дает работа над собственным имиджем!?...
- Проявить свою индивидуальность.
- Поможет одержать победу над своими страхами.
- Почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников.
- Воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером!