СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имидж современного педагога в системе образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имидж  – образ, система внешних характеристик человека, которая создает неповторимое своеобразие личности, всегда отражающее индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Имидж  педагога – эмоционально  окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа из трех составляющих (внутренней, внешней и процессуальной) способствует  профессиональному и личностному росту и развитию педагога. Воспитатель, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.

Просмотр содержимого документа
«Имидж современного педагога в системе образования»

«Имидж современного педагога в системе образования».





План.



  1. Введение.

  2. Современный взгляд на личность педагога ОДО.

  3. Имидж педагога в системе образования.

  4. Формирование имиджа педагога.

  5. Принципы технологии построения имиджа.

  6. Заключение.

Литература.

Приложения.



















  1. Введение

Профессия педагога одна из самых древнейших. Сколько помнят себя люди, среди них всегда был учитель, путеводитель, несущий новые интересные открытия людям, передающий свою мудрость и опыт. В настоящее, сложное время на педагога возлагается большая ответственность и многогранные функции профессиональной деятельности. В его труд внесены многие компоненты: педагог порой бывает и психологом, и артистом, и режиссером, и аналитиком, и т.д. Педагогической деятельности присущи интуиция, находчивость, изобретательность, вдохновение, творчество. Функции педагога значительны, а потому направленность его личности предполагает гражданственность, нравственность, убежденность в значимости педагогической профессии и имидже самого педагога. Деятельность воспитателя дошкольного учреждения не является исключением. Современные отечественные исследователи считают необходимым понимание воспитателем того, что его положительный образ играет важную роль в педагогическом процессе (Л.М. Митина, М.Н. Котлярова, В.А. Кан-Калик, С.Я. Ромашина, Е. Русская и др.).

Понятие «имидж» появилось в середине ХХ века для обозначения особого явления в политике и торговле, связанного с демонстрацией обществу и потребителям достоинств фирмы и её продукта, преимуществ политических партий и их лидеров. В русском языке существует немало других слов, выражающих формы восприятия обществом окружающих людей. Так, образ (в значении «вид», «облик») – это впечатление или наглядное представление, связанное с ранее пережитым восприятием. Еще есть такие слова как «мнение», «слава», «молва», «репутация», «реноме». Понятие «имидж» появилось для того, чтобы более чётко обозначить необходимость гармонизации явления и сущности профессионального качества. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» можно посчитать первой ласточкой в направлении изучения имиджа.

К.Д. Ушинский говорил о необходимости знать человека во всех его отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях. Полтора века проблема изучения педагогами своих подопечных является актуальной в педагогике. Гораздо меньше внимания уделяется в теории и на практике другой стороне вопроса: о необходимости педагога «оборотиться на себя», как потенциальный предмет профессионального преобразования. Педагогу необходимо постоянно изучать, сохранять, критически оценивать и развивать свою собственную человеческую сущность. Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятия на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими. Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа.



















  1. Современный взгляд на личность педагога ОДО

В настоящее время образование предъявляет особые требования к личностным и профессиональным качествам педагога, способного строить свою деятельность в соответствии с ценностями личностного развития (Е.В. Бондаревская, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Преобразования, происходящие во всех сферах общества, в том числе и в дошкольном образовании, востребуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития – субъекта жизни, профессиональной деятельности и поведения. Современному обществу требуется уже не специалист – исполнитель, а специалист – исследователь, инициативный, творческий, широко образованный, умеющий заинтересовать, увлечь, пользующийся уважением взрослых и детей.

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании ребенка. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Высокая социальная значимость профессии обусловлена еще и тем, что дети большую часть светового времени проводят в детском саду, а не дома, с педагогами, а не с родителями. В связи с этим педагогу предъявляют особые требования. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Авторитарная педагогика стала главной причиной отчуждения воспитанников от воспитателей. Лишь на возрождении простых человеческих чувств – любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, по словам его биографа, «был добр до самозабвения». Задачей воспитания, по мнению Песталоцци, должно быть развитие способностей человека в соответствии с законами природы, т.е. когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить». Манеру работы настоящего педагога отличает внешняя простота при большой внутренней глубине; мудрое, разборчивое отношение к средствам воспитания, умелое сочетание старых методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей детей, творческих, созидательных сил в детском коллективе. Воспитательная позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно даже скрытой от воспитанника. Воспитательный процесс можно назвать искусством, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Существует мнение, что подлинным мастером-педагогом может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особо одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому ремеслу. В данном случае необходимо говорить только о воспитательном умении, о знании воспитательного процесса. А. С. Макаренко считал, что «воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?».

Новая парадигма образования требует и нового педагога, творческая индивидуальность которого должна проявляться, прежде всего, в способности к самоизменению, созданию своего имиджа. Он не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится; кто растет сам, развивая окружение детей. Поэтому все более значимой становится задача обеспечения профессионального самовоспитания и самообразования педагога как субъекта профессиональной деятельности, поведения и отношений, ибо профессиональное саморазвитие воспитателя - неотъемлемое условие саморазвития воспитанника: увлечь чем-либо других может только сам увлеченный, научить – умеющий, обогатить духовными ценностями – имеющий их. Личность педагога, его имидж, общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо ОДО, деятельность педагогического коллектива.

Свойства личности, которыми, должны обладать педагоги ОДО, условно можно разделить на три группы:

Наименование группы

Свойства личности

Значение в работе

Интеллектуально-личностные свойства

Понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать, склонность к продуманному риску

Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное, умение и опыт прогнозирования событий, динамики

Эмоционально-волевые свойства

Позитивный настрой к окружающим, контактность, гибкость. Умение привлекать к себе людей.

Умение устанавливать поддерживать и регулировать социальные контакты



Педагог несет большую ответственность за воспитание. Высокий культурный и общепедагогический уровень педагога ОДО положительно влияет на весь педагогический коллектив, порождает особый стиль работы, люди тянутся к знаниям, к современным методам работы, повышают общую культуру. В такой обстановке педагоги глубже проникают в духовный мир детей, обсуждают новинки научной и педагогической литературы, говорят о музыке, живописи, литературе, следят за внешним видом, речью.

По определению В. А. Петровского, «воспитатель – это профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника)». Воспитатели ОДО, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее сензитивный период его развития, выступают как носители «ценностей культуры» (Л. С. Выготский). Взаимодействие педагога и воспитанника строится на основе «отраженной субъектности», в которой воспитатель выступает как источник преобразования жизненной ситуации в значимом для ребенка направлении, как деятельное начало, меняющее взгляды ребенка на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед ним новые цели. На этапе дошкольного детства субъектом действий и деятельности детей, в целом, является детско-взрослая общность, включающая как самого ребенка, так и близких ему взрослых. Следовательно, имидж, культура, профессионализм воспитателя можно рассматривать как условия развития ребенка.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения необходимы для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (изготовление оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения. Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей. Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Большое значение в современном обществе придается личностным качествам педагога. Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма. Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель. Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя. Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

  • активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

  • способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

  • внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;

  • компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание. Выделены личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

  1. отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности;

  2. несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса;

  3. отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, компетентности.

То есть у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей. Новые задачи и направления дошкольного образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов. В этой связи можно дополнить принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств воспитателя следующими характеристиками:

  • чёткое видение современных задач дошкольного образования;

  • ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

  • потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

  • способность проявлять гуманную педагогическую позицию;

  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

  • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

  • умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно-смысловую направленность;

  • способность к формированию и поддержанию своего профессионального имиджа.

Таким образом, в современном мире воспитатель дошкольного учреждения – человек, который формирует личность ребенка, должен обладать целым спектром психических качеств и личностных характеристик, быть высоким профессионалом, уметь создать, поддерживать и использовать свой имидж в педагогических целях.

  1. Имидж педагога в системе образования.

В настоящее время в комплексе профессиональных и личностных качеств педагога особо выделяют его имидж. И. Криксунова считает, что рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы стоит индивид, к какому кругу профессий принадлежит, каков его характер, темперамент, вкус, финансовые возможности называется имиджем.

Имидж, с одной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой – служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других. Основу имиджа составляет личное обаяние. Это понятие, по утверждению В.М. Шепель, собирательное. Оно аккумулирует в себе лучшие человеческие качества, информационный потенциал личности. С.Д.Якушева считает, что имидж педагога – это интегративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры. Рассмотрим все эти компоненты. Интеллектуальная культура – это гибкость мышления, рефлексия и самосознание, связанная с развитием творческого начала и ростом профессионального мастерства личности педагога. Габитарная (лат. habitus – внешность) культура – это культура личности, включающая в себя индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль (романтический, спортивный, драматический), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требованиями профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся. Есть еще кинетическая (греч. kinesis — движение) культура, обусловленная мимикой и пантомимикой (жесты, выражение глаз, поза, телодвижение, походка и осанка). Важнейшей составляющей является речевая культура – личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию. Большое значение имеет средовая культура – материальная и социальная (окружение и аксессуары). Средовой имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания – по его кабинету или группе, в которой он сам создает предметно-развивающую среду, оформляет и насыщает ее по своему вкусу, используя ручную умелость и творчество. И, наконец, артистическая культура – интегрированное качество личности, осуществляет единство общей культуры и артистизма, аксиологического и эстетико-этического начала в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения.

Современная наука выделяет несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

  1. Зеркальный. Это имидж, свойственный представлению человека о себе (мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы). Обычно этот вариант имиджа оказывается более привлекательным, ибо психологически индивид всегда выдвигает на первое место позитив по отношению к себе, а слабая сторона – минимальный учет мнения посторонних.

  2. Текущий. Этот вариант имиджа отражает оценку человека со стороны тех людей, которые имеют о нем информацию, как непосредственную, полученную при общении, так и опосредованную, полученную через другие источники информации. Слабой стороной такого варианта имиджа является, то, что при недостаточной или искаженной информации о реальных поступках человека могут возникнуть непонимание или предубеждение по отношению к личности, которые будут влиять на формирование имиджа.

  3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к какому образу, идеалу стремится человек.

  4. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.

  5. Множественный. Это имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Активно укрепляется единый (а не множественный) имидж.

Если рассматривать специфику работы воспитателя, то его имидж можно представить в виде совокупности трех составляющих: имидж для представления детям, имидж для представления родителям и, наконец, имидж для представления коллегам и руководителям. Центральным моментом презентации воспитателя детям является создание первого впечатления. Здесь имидж выступает как символ, набор сигналов (зрительных и слуховых), вызывая простейшие эмоции. В.А. Баранова выделяет три уровня воспринимаемого имиджа: биологический, психологический и социальный. Для имиджа, предъявляемого детям из этой классификации важен биологический уровень, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные. Из классификации, выведенной С.Д. Якушевой, для детей важна кинетическая, речевая, интеллектуальная и артистическая культура воспитателя. Так как детям не важна компьютерная грамотность воспитателя, его социальные интересы и т.д., а его обаяние, умение слушать, увлечь, искренность, способность почувствовать себя ребенком. Обаяние человека, как утверждает Н.А. Морева, – это его коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию.

Из предложенной В.М. Шепелем технологии личного обаяния на детей больше влияние оказывает флюидное излучение – своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Выделяются такие приемы флюидного излучения, как эффект нимба, т. е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством улыбки, манеры двигаться или говорить, позы, жестов, модуляции голосом; риторические приемы: логика изложения; сила аргументации; вызов ассоциаций; эффект пауз, акцента, интонаций; эмоциональность; литературная выразительность; техника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых, доверительных и искренних взаимоотношений.

Вторая составляющая имиджа воспитателя – это имидж для предъявления родителям, который будет складываться из других компонентов. Для родителей важна габитарная, речевая, социальная и средовая культура воспитателя. Безусловно, обаяние также оказывает на родителей впечатление, но важнее опираться на предложенные В.М. Шепелем визуальный эффект и коммуникативную механику. Визуальный эффект – блок качеств, который достигается за счет строительства внешности; расширения знаний и умений в области фейсбилдинга (умение строить лицо), физиогномики (умение читать лицо), кинесики (постановка манер и жестов).

Коммуникативная механика строится на развитии эмпатии, интуиции, а также на знании речевого этикета. Основу контактов с людьми составляет формула «не жечь мосты!», а девизом может стать абхазская поговорка «Кто владеет словом, тот владеет общиной!».

И, наконец, третьей составляющей имиджа воспитателя является его имидж для представления коллегам и руководителям. Необходимо учитывать тот факт, что на имидж воспитателя большое влияние оказывает и корпоративный имидж. Для имиджа предъявляемого трудовому коллективу важна совсем другая грань воспитателя. На первый план здесь выходит его интеллектуальный уровень.

В настоящее время востребован не просто педагог, а педагог-творец, исследователь. По утверждению С.Д. Якушевой, важнейшими качествами личности педагога являются его ценностные ориентации. Это основные категории профессионализма педагога – человека знающего, требовательного, творческого, гуманистическая направленность определяет смысл деятельности, активную позицию педагога-мастера. Важны практически все составляющие имиджа – речевая и интеллектуальная культура, а также актерское мастерство. Актерское мастерство необходимо выделить отдельно, так как оно необходимо для всех трех составляющих имиджа воспитателя.

Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение.

Таким образом, имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности, всегда отражающее индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Кроме того, имидж педагога – это образ мышления, действий, поступков, это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Воспитатель дошкольного учреждения должен быть многогранной личностью, и «при предъявлении себя каждый раз поворачиваться к собеседнику нужной гранью, не превращаясь, однако, в чеховского «хамелеона», а подобно бриллианту сверкать и поражать окружающих» (С.Д.Якушева).









  1. Формирование имиджа педагога.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования её субъекта, её творца и созидателя. Существует философский принцип – подобное создаётся подобным: нравственность обучающегося формируется нравственностью педагога, знание – знанием, мастерство – мастерством. С этой точки зрения большое значение приобретает формирование имиджа педагога ОДО. Элементы имиджа имеют значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими. Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо, насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении. Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа воспитателя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Создает имидж, во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидение. В-третьих, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники. Имидж воспитателя ОДО может создать руководитель, рассказывая родителям о тех или иных качествах данного педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внутренний образ – это, прежде всего, культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в педагогическом процессе, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Внешний образ – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к учебному материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение воспитанников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода воспитательно-образовательного процесса.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным воспитателем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе детей и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого воспитателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий педагог не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как говорит педагог, умеет ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с его мимикой, как он сидит, стоит и ходит, – все это влияет на восприятие педагога другими людьми. Для улучшения своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% – при невербальном. При этом речь воспитателя – ведущее средство как формирования его имиджа, так и воспитания дошкольников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Методисты – ученые отмечают, что речь педагога должна быть эталоном для детей. При анализе речи воспитателя ее оценивают с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам). Важно также то, о чем полезном, новом, нужном сообщил детям педагог, что упустил или исказил. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным, содержать слова, которые трудно усваиваются детьми: оттенки цвета, материал, форма, величина предметов и другое. Большое значение для образности и выразительности речи играют художественное слово, фразеологические обороты, пословицы, поговорки и другие малые формы фольклора. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступать с сообщениями перед коллегами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жесты, отношение к собеседнику). Для речи воспитателя важна ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи. Таким образом, использование вербальных и невербальных средств общения формирует имидж воспитателя дошкольного учреждения.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить воспитательно-образовательный процесс, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Однако ведущей составляющей имиджа педагога является внутреннее соответствие образа профессии – внутреннему «Я», поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней» (Роджерс К.). Создавая свой образ, воспитатель тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса – от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение воспитанников.

Таким образом, имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения. Имидж – это единство трех составляющих: внутренней, внешней и процессуальной. Работа над созданием своего имиджа способствует профессиональному и личностному росту и развитию педагога.



  1. Принципы технологии построения имиджа

Построение имиджа основывается на некоторых принципах. Согласно первому принципу, мнение о вас у какого-либо человека складывается на основе прямой, формирующей имидж информации, которая может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его подсознании и проявляет себя лишь в чувствах. В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени. Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они будут доверять больше, чем сознательному.

Следующий принцип построения имиджа педагога заключается в необходимости формирования Я-концепции как способа поведения и оценки педагогом самого себя. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности воспитателя. Позитивная Я-концепция обеспечивает формирование у детей чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны педагога.

Можно выделить еще несколько принципов построения имиджа воспитателя ОДО: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства педагога.

А.А.Калюжный предлагает ряд методических рекомендаций по построению педагогического имиджа. Во-первых, создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. Во-вторых, обращаться к созданию педагогического имиджа необходимо задолго до начала педагогической деятельности. Воспитателю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа является не воспитание актера или педагога в маске, а педагога с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач. Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения». Отношения с людьми, построенные на взаимопонимании и доверии, – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности. Рекомендации педагогам ОДО по формированию имиджа представлены в Приложениях №1 и №2.

Таким образом, построение имиджа педагога ОДО является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование воспитателя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа воспитателя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение воспитателем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и повышение профессионализма являются важными аспектами становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение воспитателя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

  1. Заключение.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает неповторимое своеобразие личности, всегда отражающее индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа из трех составляющих (внутренней, внешней и процессуальной) способствует профессиональному и личностному росту и развитию педагога. Воспитатель, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.

Ученые определили функции имиджа воспитателя ОДО: профессиональная, социальная, духовно-нравственная и визуальная. Профессиональная функция заключается в обеспечении высокого качества обучения и воспитания детей. Социальная – в развитии творческой активности дошкольников, повышение статуса и престижа профессии воспитателя ОДО, повышение общественной значимости этой профессии. Следующая функция – духовно-нравственная – обеспечивает формирование личности ребенка, его нравственных качеств (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям), отношение дошкольника к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям. И, наконец, визуальная функция имиджа воспитывает культуру внешности.

Построение имиджа педагога ОДО является активной целенаправленной деятельностью, способствующей развитию его профессиональной культуры и повышению профессионализма, становлению индивидуального стиля педагогической деятельности.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  2. Баранова В.А. Имидж личности как социально – психологическое явление // Магистр. 1994. № 2.

  3. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. - М.,Владос,2004

  4. Конаржевский Ю.А Управление образовательным учреждением. М., 1998

  5. Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.: Лань, 1997

  6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М: Просвещение, 2006

  7. Пенькова Л.А., Музяева Н.А. Управление саморазвитием педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. №1, 2007

  8. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002

  9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2011

  10. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Часть I): материалы международной заочной научно-практической конференции. (23 ноября 2011г.). Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011











Приложение №1

Рекомендации воспитателям ОДО по формированию имиджа.

  1. Привлекательные люди часто и охотно улыбаются; обладают хорошим чувством юмора; естественно себя ведут; веселы; часто и охотно говорят комплименты; знакомы с этикетом и следуют ему; уверены в себе; умеют посмеяться над собой; быстро вызывают человека на разговор о нем самом; осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; дружелюбны, с ними легко в общении.

  2. Имидж – это единство внутреннего и внешнего: какой бы имидж вы ни старались явить миру, он должен быть, прежде всего, отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.

  3. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются высокая самооценка и уверенность в себе, вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека, социальная и личная ответственность («я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»), желание меняться.

  4. Измените свою жизненную установку, если она не способствует успеху, измените свой имидж – и вас ждет успех!

  5. С чего надо начинать? С улыбки! Улыбка «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

  6. В одежде педагога должен отражаться его высокий статус, так как между воспитателем и воспитанниками должна возникать определенная дистанция. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий педагог не станет одеждой подчеркивать свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

  7. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

  8. Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

  9. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

  10. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

  11. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер.

  12. Интерес к личности педагога является средством активизации воспитательных воздействий. Будь личностью! «Кто знает цену сущности своей, тот самый предостойный из людей» Ибн Сина.











Приложение №2



Правила формирования имиджа педагога ОДО

ПРАВИЛО 1. Будь опрятным! В старину говорили, что опрятность платья - самое главное требование, предъявляемое к одежде. Несвежий, мятый костюм, болтающаяся на одной ниточке пуговица, скомканный носовой платок – это лишь основной список деталей, способных свести на нет ваш имидж не только в глазах представителей изысканного общества, но и простых обывателей.

ПРАВИЛО 2. Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженного человека. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.

ПРАВИЛО 3: Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года! Например, крайне нелепо смотрятся шлёпанцы на тёплые колготки в октябре! Никогда не давайте ни малейшего повода кому-либо обсуждать Вашу одежду, как вызывающе небрежную, так и слишком изысканную. «Одежда и одевает, и открывает человека». Внешний вид педагога имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

ПРАВИЛО 4. Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе. Дети часто привыкают к запаху духов любимого воспитателя. Запах очень сильно действует на подсознание. Арома-имидж включает в себя запах духов педагога, запах свежести проветриваемого помещения, аромат групповой комнаты. Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.

ПРАВИЛО 5. Следите за речью! Педагог ни в коем случае не должен пользоваться сленгом, вульгаризмами, словами – паразитами.

ПРАВИЛО 6. Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на занятиях, утренниках, родительских собраниях. Голосом, при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.

ПРАВИЛО 7. Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость, щепетильное отношение к чужому времени, уважение к чужому труду.

ПРАВИЛО 8. Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции. Не надо общаться с детьми как с приятелями, позволять называть себя фамильярно "Иваныч", "Петровна" и т.д. Это не прибавит Вам авторитета, а имидж сильно пострадает. Важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога. Мимика должна быть только доброжелательной.

ПРАВИЛО 9. В дошкольном учреждении никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с воспитанниками, общении с коллегами, родителями и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.

ПРАВИЛО 10. Самосовершенствуйтесь! Для педагога это очень важно. Вы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!» Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим воспитанникам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!