СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное. Буквы о/е после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1) обеспечить готовность обучающихся к включению в продуктивную обучающую деятельность по повторению изученного материала о правописании  букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных;

2) формировать умение обучающихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Буквы о/е после шипящих.»

Предмет: русский язык. УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс

Тема: Имя существительное. Буквы О/Е после шипящих.

Тип урока: урок повторение

Цель:

1) обеспечить готовность обучающихся к включению в продуктивную обучающую деятельность по повторению изученного материала о правописании  букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных;

2) формировать умение обучающихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.

Задачи:

1.Актуализировть знания обучающихся о частях слова.

2.Обеспечить повторение правила правописания букв О/Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.

3.Помочь использовать имеющиеся знания по правописанию букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных в практической деятельности.

4.Организовать проверку и самооценку обучающимися работы на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, нетбуки, компьютер, экран, карточки.


1.Организационный этап.

Эмоциональная рефлексия.

- Добрый день, ребята, гости!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь и подарите тепло своей улыбки нашим гостям!

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Какие умения помогут нам продуктивно  поработать на уроке и сохранить хорошее  настроение?

(Ответы)

- Запишите в тетрадь число, классная работа. (Заранее).

3.Постановка цели и задач урока.

(Презентация. Слайд.)


Мужич.к, овраж.к, пч_лка, за туч.й.

- Прочитайте слова. Какой частью речи являются?

- Что знаете об имени существительном? (Ответы обучающихся).

- Вставьте пропущенные буквы. Для этого поднимите карточку с нужной буквой.

(Работа с карточками О/Е).

(Презентация. Слайд).


- Многие сомневались в выборе буквы. А в чем возникла трудность? (Необходимо повторить ранее изученное правило).

- В каких частях слова были пропущены буквы?

- На какой вопрос нам предстоит ответить? (Когда пишется О или Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных).

- Откройте содержание учебника, найдите предполагаемую тему, назовите нужную страницу.

(Ответы: уч. с.85 «Буквы о/е после шипящих»).

- Прочитайте тему урока.

(Презентация. Слайд.)

- Знакома ли вам тема?

- Значит, это урок открытие новых знаний или повторение изученного? (Ответы)

- Сформулируйте цель урока.

  Презентация. Слайд.

Цель: повторить правописание букв О и Е  после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.


- Определите задачи урока, опираясь на ключевые слова на экране.

   Презентация. Слайд.

1. Вспомнить правило написания О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных.

2.Учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности.

3.Проверять и оценивать результаты своей работы.


4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1).Работа в парах. Карточки.

(Презентация. Слайд).

Червяч_к, здоровяч_к, ореш_к, старич_к.



- Прочитайте слова. Какой частью речи выражены?

-В какой части слова пропущена орфограмма? (Суффиксе).

- На какие группы можно разбить данные слова? (Одушевлённые, неодушевлённые).

- Ещё по какому признаку? (Орфограмма в ударном и безударном суффиксе).

- Какое правило написания орфограммы нужно применить? (Ответы: в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения - Е.)

(Учитель крепит на доске карточку – памятку № 1).



- Пользуясь правилом, вставьте пропущенную букву и выделите суффикс.

(Работа обучающихся на карточке).

- Проверьте качество выполнения работы.

Презентация. Слайд. Эталон.

- На листе самооценки по пятибалльной системе оцените свою деятельность в графе «Работа в парах».

(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Работа в парах»).

2).Работа по учебнику с.85- 86 у.85.

- На страницах 85 и 86 самостоятельно прочитайте требование к 85 упражнению.

- Составьте план выполнения задания. (Ответы обучающихся)

- Первые два слова запишите на доске.

Стих-стишок

Друг-дружок

(У доски работает 1 обучающийся).



- Следующие два слова прокомментирует с места Ф.И. обучающегося ____________________ .

Сапог-сапожок

Станок-станочек

(Комментированное письмо).

- Сделайте вывод: когда в существительных, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс –ек-, а когда суффикс – ок-? (Ответы).

5.Физминутка.

6. Обобщение и систематизация знаний.

(Презентация. Слайд).

(С малыш_м, со свеч_й, за туч_й, сердц_м, синиц_й, мудрец_м, с лапш_й).



- Прочитайте слова. Какой частью речи являются? В какой части слова пропущена орфограмма?

- Какое правило написания орфограммы нужно применить? (В окончаниях существительных в ед. числе под ударением, как правило пишется О, без ударения – Е.)

(Учитель крепит на доске карточку – памятку №2).



- Запишите самостоятельно данные слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.


(Самостоятельная работа в тетради. Учитель открывает часть доски, на которой записаны слова.

За компьютером работает 1 ученик (Ф.И. _______________).

- Проверим выполненное задание. Жестами покажите, так ли у вас.

(Учитель показывает жесты).

(Проверка).


- Оцените на листе самооценки в графе «Самостоятельная работа» качество выполнения вашей работы.

(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Самостоятельная работа»).



- Сделайте вывод: когда в окончаниях существительных после шипящих пишется о, е? (Ответы)



7.Обобщение и систематизация знаний.

1). Работа в группах (на столах конверты с карточками).

- Займите рабочие места для работы в группах, четвёрками.

- В конвертах (4) слова. Подумайте и решите, какое слово лишнее. Объясните свой выбор. Ответственные группы прикрепят выбранное слово на доску.

(Ответственные прикрепляют карточки со словами на доску)

шёпот

щёлка

шорох

крыжовник

шов



- Объясните свой выбор. (Ответы)

2.Работа у доски.

- В какой части слова пропущена орфограмма. (В корне)

- Какое правило написания орфограммы нужно применить?

(В корне слова после шипящих пишется «ё», если можно подобрать однокоренное в котором после шипящей — е.).

(Учитель крепит на доске карточку – памятку №3).



- Запишите слова, выделите корень. Рядом напишите проверочное слово.

- Заранее включите нетбуки, пусть загрузятся.

(У доски 1 ученик).



- Сделайте вывод: Когда в корне слова после шипящего под ударением пишется О, а когда Е.

(Ответы. Учитель обращает внимание на карточку-памятку №3).

8. Контроль усвоения материала.

Работа в группах с компьютером. Тренажёр.

- Какие правила работы в группах вы знаете? Займите рабочие места за компьютерами.

- Откройте тренажёр.

(Обучающиеся работают за нетбуками).


- На листе самооценки в графе «Тренажёр» оцените свою работу.

(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Тренажёр»).

- Запишите итоговую отметку в самой нижней строке.

- Поднимите руки те, у кого «5». У кого «4»? Молодцы!



9.Домашнее задание: карточки разноуровневые.

- На карточках жёлтого цвета – облегчённый вариант задания.

- На карточках голубого цвета – задание посложнее.

- На карточках красного цвета – сложное задание.

- Выберите любую карточку.



10. Итог урока.

1). Рефлексия деятельности.

–Какую цель ставили в начале урока? 

- Добились ли поставленной цели?

- Что же нужно знать, чтобы правильно писать буквы О/Е в существительных после шипящих? (Определить в какой части слова пропущена орфограмма).

- Как выбрать нужную букву в суффиксе? В окончании? В корне?


(Учитель акцентирует внимание на карточки-памятки на доске.

Ответы обучающихся).


 - Как вы считаете,  мы выполнили задачи урока? 

− Какие задания вызвали больше всего затруднений?

- В чем была причина ваших затруднений?

- Что легко получилось?


- Продолжите предложения, выбирая нужное из столбика справа.

Презентация. Слайд.

2) . Рефлексия настроения.

 - Молодцы, ребята!

- Вы хорошо потрудились на уроке.

- А сохранили ли хорошее настроение?

- Поднимите карточку с нужным смайликом.

Презентация. Слайд.

- Урок окончен!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!