Предмет: русский язык. УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс
Тема: Имя существительное. Буквы О/Е после шипящих.
Тип урока: урок повторение
Цель:
1) обеспечить готовность обучающихся к включению в продуктивную обучающую деятельность по повторению изученного материала о правописании букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных;
2) формировать умение обучающихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.
Задачи:
1.Актуализировть знания обучающихся о частях слова.
2.Обеспечить повторение правила правописания букв О/Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.
3.Помочь использовать имеющиеся знания по правописанию букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных в практической деятельности.
4.Организовать проверку и самооценку обучающимися работы на уроке.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, нетбуки, компьютер, экран, карточки.
1.Организационный этап.
Эмоциональная рефлексия.
- Добрый день, ребята, гости!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь и подарите тепло своей улыбки нашим гостям!
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Какие умения помогут нам продуктивно поработать на уроке и сохранить хорошее настроение?
(Ответы)
- Запишите в тетрадь число, классная работа. (Заранее).
3.Постановка цели и задач урока.
(Презентация. Слайд.)
Мужич.к, овраж.к, пч_лка, за туч.й.
- Прочитайте слова. Какой частью речи являются?
- Что знаете об имени существительном? (Ответы обучающихся).
- Вставьте пропущенные буквы. Для этого поднимите карточку с нужной буквой.
(Работа с карточками О/Е).
(Презентация. Слайд).
- Многие сомневались в выборе буквы. А в чем возникла трудность? (Необходимо повторить ранее изученное правило).
- В каких частях слова были пропущены буквы?
- На какой вопрос нам предстоит ответить? (Когда пишется О или Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных).
- Откройте содержание учебника, найдите предполагаемую тему, назовите нужную страницу.
(Ответы: уч. с.85 «Буквы о/е после шипящих»).
- Прочитайте тему урока.
(Презентация. Слайд.)
- Знакома ли вам тема?
- Значит, это урок открытие новых знаний или повторение изученного? (Ответы)
- Сформулируйте цель урока.
Презентация. Слайд.
Цель: повторить правописание букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.
- Определите задачи урока, опираясь на ключевые слова на экране.
Презентация. Слайд.
1. Вспомнить правило написания О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных.
2.Учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности.
3.Проверять и оценивать результаты своей работы.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1).Работа в парах. Карточки.
(Презентация. Слайд).
Червяч_к, здоровяч_к, ореш_к, старич_к.
- Прочитайте слова. Какой частью речи выражены?
-В какой части слова пропущена орфограмма? (Суффиксе).
- На какие группы можно разбить данные слова? (Одушевлённые, неодушевлённые).
- Ещё по какому признаку? (Орфограмма в ударном и безударном суффиксе).
- Какое правило написания орфограммы нужно применить? (Ответы: в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения - Е.)
(Учитель крепит на доске карточку – памятку № 1).
- Пользуясь правилом, вставьте пропущенную букву и выделите суффикс.
(Работа обучающихся на карточке).
- Проверьте качество выполнения работы.
Презентация. Слайд. Эталон.
- На листе самооценки по пятибалльной системе оцените свою деятельность в графе «Работа в парах».
(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Работа в парах»).
2).Работа по учебнику с.85- 86 у.85.
- На страницах 85 и 86 самостоятельно прочитайте требование к 85 упражнению.
- Составьте план выполнения задания. (Ответы обучающихся)
- Первые два слова запишите на доске.
Стих-стишок
Друг-дружок
(У доски работает 1 обучающийся).
- Следующие два слова прокомментирует с места Ф.И. обучающегося ____________________ .
Сапог-сапожок
Станок-станочек
(Комментированное письмо).
- Сделайте вывод: когда в существительных, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс –ек-, а когда суффикс – ок-? (Ответы).
5.Физминутка.
6. Обобщение и систематизация знаний.
(Презентация. Слайд).
(С малыш_м, со свеч_й, за туч_й, сердц_м, синиц_й, мудрец_м, с лапш_й).
- Прочитайте слова. Какой частью речи являются? В какой части слова пропущена орфограмма?
- Какое правило написания орфограммы нужно применить? (В окончаниях существительных в ед. числе под ударением, как правило пишется О, без ударения – Е.)
(Учитель крепит на доске карточку – памятку №2).
- Запишите самостоятельно данные слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.
(Самостоятельная работа в тетради. Учитель открывает часть доски, на которой записаны слова.
За компьютером работает 1 ученик (Ф.И. _______________).
- Проверим выполненное задание. Жестами покажите, так ли у вас.
(Учитель показывает жесты).
(Проверка).
- Оцените на листе самооценки в графе «Самостоятельная работа» качество выполнения вашей работы.
(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Самостоятельная работа»).
- Сделайте вывод: когда в окончаниях существительных после шипящих пишется о, е? (Ответы)
7.Обобщение и систематизация знаний.
1). Работа в группах (на столах конверты с карточками).
- Займите рабочие места для работы в группах, четвёрками.
- В конвертах (4) слова. Подумайте и решите, какое слово лишнее. Объясните свой выбор. Ответственные группы прикрепят выбранное слово на доску.
(Ответственные прикрепляют карточки со словами на доску)
шёпот
щёлка
шорох
крыжовник
шов
- Объясните свой выбор. (Ответы)
2.Работа у доски.
- В какой части слова пропущена орфограмма. (В корне)
- Какое правило написания орфограммы нужно применить?
(В корне слова после шипящих пишется «ё», если можно подобрать однокоренное в котором после шипящей — е.).
(Учитель крепит на доске карточку – памятку №3).
- Запишите слова, выделите корень. Рядом напишите проверочное слово.
- Заранее включите нетбуки, пусть загрузятся.
(У доски 1 ученик).
- Сделайте вывод: Когда в корне слова после шипящего под ударением пишется О, а когда Е.
(Ответы. Учитель обращает внимание на карточку-памятку №3).
8. Контроль усвоения материала.
Работа в группах с компьютером. Тренажёр.
- Какие правила работы в группах вы знаете? Займите рабочие места за компьютерами.
- Откройте тренажёр.
(Обучающиеся работают за нетбуками).
- На листе самооценки в графе «Тренажёр» оцените свою работу.
(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Тренажёр»).
- Запишите итоговую отметку в самой нижней строке.
- Поднимите руки те, у кого «5». У кого «4»? Молодцы!
9.Домашнее задание: карточки разноуровневые.
- На карточках жёлтого цвета – облегчённый вариант задания.
- На карточках голубого цвета – задание посложнее.
- На карточках красного цвета – сложное задание.
- Выберите любую карточку.
10. Итог урока.
1). Рефлексия деятельности.
–Какую цель ставили в начале урока?
- Добились ли поставленной цели?
- Что же нужно знать, чтобы правильно писать буквы О/Е в существительных после шипящих? (Определить в какой части слова пропущена орфограмма).
- Как выбрать нужную букву в суффиксе? В окончании? В корне?
(Учитель акцентирует внимание на карточки-памятки на доске.
Ответы обучающихся).
- Как вы считаете, мы выполнили задачи урока?
− Какие задания вызвали больше всего затруднений?
- В чем была причина ваших затруднений?
- Что легко получилось?
- Продолжите предложения, выбирая нужное из столбика справа.
Презентация. Слайд.
2) . Рефлексия настроения.
- Молодцы, ребята!
- Вы хорошо потрудились на уроке.
- А сохранили ли хорошее настроение?
- Поднимите карточку с нужным смайликом.
Презентация. Слайд.
- Урок окончен!