СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Имя существительное

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

Обучающие: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.

Развивающие: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.

Воспитывающие: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

 воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.

Здоровьесберегающие: соблюдение санитарных норм; создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Юлдаш».

МР «Табасаранский район»







Открытый урок по русскому языку во 2 классе























Разработала и провела урок учитель начальных классов

Нурова Асият Исматуллаевна



Хучни-2017

Тема урока: Имя существительное

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

Обучающие: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.

Развивающие: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.

Воспитывающие: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.

Здоровьесберегающие: соблюдение санитарных норм; создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.

Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и коллективной работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;

  • определять у имени существительного значение;

  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

  • деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока

Литература: учебник русского языка 2 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий («Школа России»).

Оборудование: цветные карандаши, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, колонки, экран. презентация, индивидуальные таблички, карточки для индивидуальной работы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Самоопределение к деятельности.

  3. Минутка чистописания.

  4. Актуализация знаний.

  5. Изучение новой темы.

  6. Физкультминутка.

  7. Закрепление изученного.

  8. Итоги урока.

  9. Рефлексия

  10. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд

Тихо сели девочки! Тихо сели мальчики! Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетради, учебники, карандаши, ручки, линейки.

У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите её и покажите.

Я хочу, чтобы и в конце урока у вас было такое же хорошее настроение.

(Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.)

А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Улыбка всегда располагает нас к приятному.


II. Самоопределение к деятельности.

-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями.

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вы будете в паре. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись. Поэтому вам....

1.Нужно иметь зоркий глаз

2. Уметь слушать и слышать друг друга.

-Начнём мы наш урок с минутки чистописания.



III. Минутка чистописания

Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.

короткий - ....(длинный)

враг - ...(друг)

ночь - ...(день)

злая - ....(добрая)

-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.

-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)

-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)

- Молодцы, ребята!

С лайд

-







Словарная работа.

-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?

-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву

Девочка, дружить, деревня, дятел, дорога,

-Прочитайте их и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружить - обозначает действие, отвечает на вопрос что делать?).

-Что мы можем сказать об оставшихся словах?

-Выписываем все остальные слова, ставим ударение и подчёркиваем непроверяемые безударные гласные.

Самопроверка.

IV. Актуализация знаний.

- Перейдём к выполнению заданий (у доски по очереди):

Вставьте пропущенные буквы в словах.

Цв…тущий, улы…ка, д…рить, зв…нок, сосе…ка, пр…мой, ука…ка, пиро… .

- На какие группы разделили слова? (Слова с безударной гласной в корне слова и слова с парной согласной в корне)

- Запишите слова в два столбика. (Один ученик выполняет работу на обратной стороне доски.)

- Проверьте правильность выполнения задания на доске.

- Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка, пирог)

- Назовите одушевленные имена существительные. (Соседка)

- Составьте предложение включив как можно больше слов. Подчеркните в нем главные члены предложения.

Работа с учебником

- Откройте учебники на с. 44

- В учебнике вопрос прочтите,
И скажу я вам, друзья,
На него ответить сможем,
Вместе дружно вы и я!

V. Изучение новой темы.

1. Работа с рисунком

На картинки посмотрите,
Много разных там предметов.
Разделить необходимо
Кто? или что? это.

2. Работа с учебником

Упр. 74 выполняется в парах с последующей фронтальной проверкой.

Имена существительные. Правило с.45.

- Прочитайте правило. Что нового вы узнали?

1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

- Прочитайте эти слова и разделите их на две группы. Запись в тетрадь.

По какому признаку разделили слова?

Учитель, торт, медведь, дерево, кот, лиса, книга, жук.

Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?).

Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чём?)

Слова, которые вы записали, называются именами существительными.

Вывод: имя существительное обозначает предмет.

- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

VI. Физкультминутка.

(Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.

Девочки хлопают (по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор,стучит,гром, гвоздь, муха, платок, красный.


- Вот мы получили полезный заряд. Продолжаем работу.

Классификация существительных

  • А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

  • - Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

  • Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

  • Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

  • Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

  • Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

  • Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ

  • Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

  • Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

  • Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

  • Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

  • - Подбери ещё названья

  • Фруктов, рек и городов.

  • - Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)

  • Фрукты: Реки: Города:

  • (выслушиваю варианты ответов)

  • - Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (то есть собственные и нарицательные )



VII. Закрепление изученного материала.

Работа в группах. Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается листок с предложениями. Задача группы – рассмотреть пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква cущ.

1.Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.

2.Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.

3.Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.

4.Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

Работа в парах

  • Роль существительных в речи и предложении.

на доске текст: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

VIII. Рефлексия

Гора успеха"- самооценка деятельности ( на доске прикреплён постер горы)

- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

IX. Итоги урока.

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания.

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.;

в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.





X. Домашнее задание.

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

Всем гостям спасибо за внимание!

До новых встреч!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!