СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное. Повторение и обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Имя существительное. Повторение и  обобщение.

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;       2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;                3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием  презентаций, интерактивной доски

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой,  использование ТСО.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

                 - проверяется готовность к уроку;

                 - делается отметка в журнале об отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости

Посмотрите вокруг себя. Какие предметы вы видите? ( окно, доска, стол и т.д.)

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас-, Означено словами.

- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о имени существительном)

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране « Имя существительное».

 

    Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали  для вас  наиболее сложными и трудными.

  3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель:  Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В.Ветвицкий (эпиграф записан на доске)

Работа с эпиграфом.  - Что он хотел сказать этим эпиграфом?  (ответы учеников) 

  Учитель:  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более  40% всех слов в русском языке – имена существительные.

 С  помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое.  Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками.

Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки  имени существительного, произведя его морфологический разбор.

 Работа 1 учащегося у  доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

 

 Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

 Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

                  2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.

 

   Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за  каждый  правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.

     Итак, начнем

 4    Блиц-опрос.

  1. Что такое имя существительное?
  2. Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Россия, Новосибирск, Москва?
  3. Что вы можете сказать о словах люди, человек, птица , здание, цветок, народ?
  4. Какой род могут иметь существительные?
  5. Назовите мне существительные общего рода?
  6. Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые)
  7.  Как изменяются существительные? ( по падежам и числам) 8.Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

9. Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

10.  Какие существительные называются именами существительными общего рода?

11 Сколько склонений у существительных в русском языке?

12. Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

13 .Какие существительные относятся к несклоняемым?

14.Почему к существительным задают два вопроса?

 

5.Из предложенных слов выпишите существительные. Слайд. А) разносклоняемые  Б) несклоняемые  В) существительные общего рода 

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, 

 

6.Падежи. Сказка о падежах. Учащиеся читают стихи о падежах. Это интересно (о падежах).

 

7.Практическая часть. (раскрыть скобки, определить падеж существительных) Слайд

№ 1. Сколько (время), дорожить (время). № 2. Полковым (знамя), под (бремя) усталости. № 3. В горячем (кофе), новым (пальто). № 4.Быстрому (такси), идти по (путь).

5. Ярким ( пламя), стоял у (знамя)

 Физминутка (дидактическая игра) - Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко. - Вы готовы? Тогда начнём. Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.

 

8.Несклоняемые существительные

Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано по утру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне,  А вернее, я и ты Без кашна и без пальты.

9. Задание Определить род несклоняемых существительных, объяснить. Слайд

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби,

3) полноводн… Конго,

4) солнечн… Тбилиси,

5) глубок... Онтарио

10. Не с существительными

Переписать, раскрывая скобки. (Слайд).

При повторном чтении обучающиеся выписывают слова с НЕ, определяют, чем является НЕ – только ли частицей, как говорится в стихотворении. НЕ может быть и частью корня, и приставкой.

 

11.Синтаксическая пятиминутка.  

      Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье -  главное блюдо Нового года.(дополнение) СЛАЙД

 Дети давно ждут наступления Нового года.

12.Суффиксы ек,ик

Золотой ключ  к, Маленький кусоч  к, надувной мяч  к, душистый горош  к, зеленый листоч  к ,сели за стол  к,

игрушечный чайнич к, вареный грибоч  к.

 

13.Суффиксы чик и щик

Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?

 

14. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

 Учитель:  Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

      У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен,  0 -  не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

 

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1                     5 - 1

2 – 1                     6 - 1

3 – 0                     7 - 0

4 – 0                     8 – 1

Учитель:  Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке,  и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

 15.  Оценки за урок.

 16.Домашнее задание. запишите 2-3 предложения  о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения.

 

           17. Заключительное слово

          Учитель:  Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное»,  вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок!

 

 

А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: перед вами на столах лежат смайлики. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь». Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.(Определяют свое эмоциональное состояние на уроке)

 

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Повторение и обобщение.»


Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
      2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
              3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием презентаций, интерактивной доски

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой,  использование ТСО.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами.


Ход урока.

1. Организационный момент.

                 - проверяется готовность к уроку;

                 - делается отметка в журнале об отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости

Посмотрите вокруг себя. Какие предметы вы видите? ( окно, доска, стол и т.д.)

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас-,
Означено словами.

- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о имени существительном)

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране « Имя существительное».


    Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали  для вас  наиболее сложными и трудными.

  3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель:  Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В.Ветвицкий (эпиграф записан на доске)

Работа с эпиграфом.  - Что он хотел сказать этим эпиграфом?  (ответы учеников) 

  Учитель:  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более  40% всех слов в русском языке – имена существительные.

 С  помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое.  Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками.

Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки  имени существительного, произведя его морфологический разбор.

 Работа 1 учащегося у  доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:


 Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

 Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

                  2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.


   Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за  каждый  правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.

     Итак, начнем

 4    Блиц-опрос.

  1. Что такое имя существительное?

  2. Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Россия, Новосибирск, Москва?

  3. Что вы можете сказать о словах люди, человек, птица , здание, цветок, народ?

  4. Какой род могут иметь существительные?

  5. Назовите мне существительные общего рода?

  6. Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые)

  7. Как изменяются существительные? ( по падежам и числам)
    8.Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

9. Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

10.  Какие существительные называются именами существительными общего рода?

11 Сколько склонений у существительных в русском языке?

12. Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

13 .Какие существительные относятся к несклоняемым?

14.Почему к существительным задают два вопроса?


5.Из предложенных слов выпишите существительные. Слайд.
А) разносклоняемые 
Б) несклоняемые 
В) существительные общего рода 


Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, 


6.Падежи. Сказка о падежах. Учащиеся читают стихи о падежах. Это интересно (о падежах).


7.Практическая часть. (раскрыть скобки, определить падеж существительных) Слайд

№ 1. Сколько (время), дорожить (время).
№ 2. Полковым (знамя), под (бремя) усталости.
№ 3. В горячем (кофе), новым (пальто).
№ 4.Быстрому (такси), идти по (путь).

5. Ярким ( пламя), стоял у (знамя)

 Физминутка (дидактическая игра)
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко.
- Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.



8.Несклоняемые существительные

Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне, 
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

9. Задание
Определить род несклоняемых существительных, объяснить. Слайд

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби,

3) полноводн… Конго,

4) солнечн… Тбилиси,

5) глубок... Онтарио

10. Не с существительными

Переписать, раскрывая скобки. (Слайд).

При повторном чтении обучающиеся выписывают слова с НЕ, определяют, чем является НЕ – только ли частицей, как говорится в стихотворении. НЕ может быть и частью корня, и приставкой.


11.Синтаксическая пятиминутка.  

      Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье -  главное блюдо Нового года.(дополнение) СЛАЙД

 Дети давно ждут наступления Нового года.

12.Суффиксы ек,ик

Золотой ключ к, Маленький кусоч к, надувной мяч к, душистый горош к, зеленый листоч к ,сели за стол к,

игрушечный чайнич к, вареный грибоч к.


13.Суффиксы чик и щик

Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?


14. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

 Учитель:  Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

      У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен,  0 -  не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.


1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1                     5 - 1

2 – 1                     6 - 1

3 – 0                     7 - 0

4 – 0                     8 – 1

Учитель:  Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке,  и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

 15.  Оценки за урок.

16.Домашнее задание. запишите 2-3 предложения  о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения.


           17. Заключительное слово

          Учитель:  Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное»,  вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок!



А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: перед вами на столах лежат смайлики. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь». Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.(Определяют свое эмоциональное состояние на уроке)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!