Открытый урок
по русскому языку в 4 классе по теме
"Имя существительное»
Классный руководитель Набиева Ш.Ш.
Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;
- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Коррекционные:
- развивать речь, память, внимание учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 9 слайдов,; карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.
(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока мы запишем чуть позже.
Постановка темы и целей урока.
- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:
«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи можно так сказать?
- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков.
Словарная работа.
- А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы.
1. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено.
(Природа)
2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта?
(Пассажир)
3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено?
(Горизонт)
- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.
- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?
(Все слова – имена существительные)
Актуализация опорных знаний.
Игра «Большая стирка»
- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
- Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
- Что вы знаете о роде имён существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
- Как изменяются имена существительные?
- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?
(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).
- Как может изменяться имя существительное?
(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.
- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?
(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).
- Правильно. Молодцы.
- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, проверим домашнее задание, которое вы готовили к сегодняшнему уроку, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.
Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу».
Работа по теме урока.
1). Устная работа.
- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.
Облака – облако (число).
«Весна» - весна (собственное, нарицательное).
Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое).
2). Игра «Доскажи словечко».
- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание .
Каждый колосок хорош,
На полях созрела _____ (рожь).
Услыхал деревьев плач
Знаменитый дятел- ____ (врач).
Возле штанги, как циркач,
Я ловлю футбольный _____ (мяч).
Луна и ночь,
Что мать и _____ (дочь).
В полдень или в полночь
Друг придёт на _____ (помощь).
В этот час такая тишь,
Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).
- Молодцы, и с этим заданием справились.
3). Игра «Заказ».
- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.
Итак, я заказываю имя существительное Д.п.
(Усталое солнце по небу гуляет).
- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.
(Ленивая туча над лесом скучает).
- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.
(На сонной берёзе щебечут синицы).
- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.
(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).
- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А. Громова).
Физминутка.
4). Работа с учебником. Грамматический разбор существительных.
- Откройте учебник
- Прочитайте задание к упражнению.
- Выразительно прочитайте первое четверостишие.
- А задание будет таким: необходимо выписать из стихотворения выделенные имена существительные и сделать их грамматический разбор. Кому трудно, может пользоваться планом разбора.
Травка – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., И.п.
Солнышко – сущ., нариц., неодуш., ед. ч., с.р., 2 скл., И.п.
Ласточка - сущ., нариц., одуш., ед. ч., ж.р., 1 скл., И.п.
5). Экспресс – опрос «Да или нет».
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.
1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).
2. Небо – это существительное мужского рода (-).
3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (-).
4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).
5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).
6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).
- Давайте проверим.
Домашнее задание.
- На самоподготовку я вам приготовила такое задание: каждый из вас получит карточку с текстом, ваша задача самостоятельно найти в нём пять имён существительных, выписать их и сделать грамматический разбор.
Наступило радостное время года. Лучи яркого солнца шлют на землю тепло. В воздухе пахнет талым снегом. По голубому небу плывут облака. На крутом склоне оврага показались проталинки.
Итог урока. Оценивание.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- О какой части речи мы вели разговор на уроке?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.