СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набиева Шейрибан Ш. провела открытый урок по русскому языку на тему Имя существительное .на уроке было использовано мультимедийный проектор, компьтер, карточки с заданием.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»



Открытый урок

по русскому языку в 4 классе по теме

"Имя существительное»









Классный руководитель Набиева Ш.Ш.



Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 9 слайдов,; карточки для индивидуальной и групповой работы.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).



А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?



- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока мы запишем чуть позже.



  1. Постановка темы и целей урока.



- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков.



  1. Словарная работа.

- А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы.

1. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено.

(Природа)

2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта?

(Пассажир)

3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено?

(Горизонт)

- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)



  1. Актуализация опорных знаний.

Игра «Большая стирка»

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?   
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

- Как может изменяться имя существительное?

(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).


- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Правильно. Молодцы.

- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, проверим домашнее задание, которое вы готовили к сегодняшнему уроку, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.



Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу».



  1. Работа по теме урока.



1). Устная работа.

- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.

  1. Облака – облако (число).

  2. «Весна» - весна (собственное, нарицательное).

  3. Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое).



2). Игра «Доскажи словечко».

- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание .

  1. Каждый колосок хорош,

На полях созрела _____ (рожь).

  1. Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел- ____ (врач).

  1. Возле штанги, как циркач,

Я ловлю футбольный _____ (мяч).

  1. Луна и ночь,

Что мать и _____ (дочь).

  1. В полдень или в полночь

Друг придёт на _____ (помощь).

  1. В этот час такая тишь,

Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).

- Молодцы, и с этим заданием справились.



3). Игра «Заказ».

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А. Громова).



Физминутка.



4). Работа с учебником. Грамматический разбор существительных.

- Откройте учебник

- Прочитайте задание к упражнению.

- Выразительно прочитайте первое четверостишие.

- А задание будет таким: необходимо выписать из стихотворения выделенные имена существительные и сделать их грамматический разбор. Кому трудно, может пользоваться планом разбора.

Травка – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., И.п.

Солнышко – сущ., нариц., неодуш., ед. ч., с.р., 2 скл., И.п.

Ласточка - сущ., нариц., одуш., ед. ч., ж.р., 1 скл., И.п.




5). Экспресс – опрос «Да или нет».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.



1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (-).

3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).

5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).

1

2

3

4

5

6

+

-

-

+

+

-

- Давайте проверим.

  1. Домашнее задание.

На самоподготовку я вам приготовила такое задание: каждый из вас получит карточку с текстом, ваша задача самостоятельно найти в нём пять имён существительных, выписать их и сделать грамматический разбор.

Наступило радостное время года. Лучи яркого солнца шлют на землю тепло. В воздухе пахнет талым снегом. По голубому небу плывут облака. На крутом склоне оврага показались проталинки.

  1. Итог урока. Оценивание.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец!

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.

- Мне было лень.

- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!