Тема: Повторение имени прилагательного (на основе поэтических произведений)
Цель: - углубить представление о роли прилагательных в речи, способах их
образования;
- совершенствовать навыки по нахождению и различению качественных,
относительных и притяжательных прилагательных;
- развивать умения и навыки отличать полные прилагательные от кратких,
устанавливать роль кратких прилагательных в предложении;
- привить навыки выразительного чтения.
Оборудование: слайды
Тип урока: урок-систематизация знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
Опрос домашнего задания.
Повторение пройденных тем:
1)Дайте определение имени прилагательного.
2) Перечислите разряды прилагательных.
Переведите названия разрядов И.П. на русский язык –
«сапалық сын есім» - качественные
« қатыстық сын есім» - относительные. И в русском языке есть притяжательные
( в казахском их нет)
3) У каких прилагательных есть краткая форма? Чем они являются в предложении?
4) На какие две группы делятся степени сравнения? Как они образуются?
5) Какими членами предложения чаще всего бывают прилагательные?
Графический диктант:
Разряды И. П. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Кач-ые | | | | | | | | | | | | | | |
Отн-ые | | | | | | | | | | | | | | |
Прит-ые | | | | | | | | | | | | | | |
Большой дом 8) московские куранты
Деревянный стол 9) умный мальчик
Молодой человек 10) спортивная обувь
Мамино письмо 11) стеклянная стена
Волчий след 12) высокое здание
Красный платок 13) папин халат
7)Лисья нора 14) тяжелая сумка
Слайд 1: выделить И.П. В чем они согласуются?
Слайд 2: Перевести на русский язык слова со стечением согласных, определить их разряды ( устный, честный, костный, местный, властный, яростный, уместный, грустный, радостный, известный, ненастный, окрестный, прелестный).
Слайд 3: Выделить краткие И.П. Образовать их полную форму.
Перевести прилагательные на русский язык, употребив их в сравнительной и превосходной степени, выделить суффиксы:
Темір ағаштан ауырырақ – Железо тяжелее дерева.
Бірінші есеп екіншіден қиынырақ – Первая задача труднее второй.
Болаттан мықтырақ металл жоқ – Нет металла крепче стали.
Ең күшті – самый сильный.
Нағыз қымбат – самый дорогой.
Орасан би»к – высочайший
Ең ұсақ – мельчайший.
Заменить согласованные определения на несогласованные:
Велосипедное колесо – колесо велосипеда
Безоблачное небо – небо без облаков
Городские жители – жители города
Коровье молоко – молоко коровы
Мирная политика – политика мира
Морской берег – берег моря
Народный праздник – праздник народа
Шерстяной костюм – костюм из шерсти
Речная вода – вода из реки.
Слайд 4: Правописание приставок –без, -бес:
Слайд 5: Гласные –о, -е после шипящих и –ц
Слайд 6: Правописание суффиксов –н, -онн, -енн, -ин, -ан, -ян.
Закрепление темы урока
Домашнее задание.
Средняя общеобразовательная школа № 4
по русскому языку
«Повторение сведений
об именах прилагательных»
10 «А» класс
Провела: Дюсембаева Г.Т.
Аркалык