Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно Записываем дату. Мотивация. Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами . Но каждый сыщик должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами- оценочный лист. Построен он в форме теста. Как работать с тестом? (выбирать варианты ответов). Если вы справились с заданием, ставите себе плюс. Если нет-ничего не ставьте- оставляем квадратик пустым. Что должно получиться в результате? Правильно- по правильным ответам вы сможете подробно рассказать о теме нашего урока. | Приветствуют учителя и друг друга, записывают дату в тетрадь | Отвечают на приветствие учителя. | Взаимодействуют с учителем. Отвечают на вопросы учителя. 1. Выбирать варианты ответов. 2.Опорный конспект нашего урока | Выделение существенной информации из слов учителя. | Слушание учителя Знакомство с оценочным листом | Целеполагание |
Целеполагание | | |
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной. Вот приметы пропавшей части речи: С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный, гладкий. Чай какой? Горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?..(имя прилагательное). Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи» Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи? Как вы понимаете смысл названия части речи? | Отвечают на вопросы учителя. Ответы: 1. Чередование безударной гласной в корне –лаг-, -лож-. 2.Прлагательное – значит приложено к чему-то ( к существительному) | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
2 этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.» Слово учителя: Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе( ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним: - Какой раздел науки о языке изучает прилагательное? | Приводят примеры эпитетов из стихотворений Отвечают на вопрос учителя: Морфология - раздел науки о языке, изучающий прилагательное как часть речи. | Компетенция обучающихся в области русского языка. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Самоконтроль. | Регуляция учебной деятельности. |
Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами? Обратите внимание на задание 1. Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Отметили? Кто озвучит цель урока? Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное». | Выполняют самостоятельно задание. Цель урока (выбери только один вариант) 1.Подготовиться к диктанту 2. Выучить определение. 3. Поближе познакомиться с именем прилагательным. | | Высказывают свою точку зрения | Участие в обсуждении учебной задачи | Проверяют правильность выполнения задания Выставляют «+» в оценочном листе | Целеполагание |
задание | Варианты ответов | Оценка (+ или -) | 1 | Цель урока (выбери только один вариант) 1.Подготовиться к диктанту 2. Выучить определение. 3. Поближе познакомиться с именем прилагательным. | | |
Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите задание 2. Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры- в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал. План урока Роль прилагательного в речи. Определение имени прилагательного Морфологические признаки имени прилагательного Подведение итогов урока Синтаксическая роль Сделали? А теперь проверим. Справились? Молодцы! Ставим себе плюсик. | Распределяют пункты плана в нужном порядке | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | Участвуют в обсуждении последовательности пунктов плана в парах | Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения | Вносят необходимые коррективы в план и способ действия Проверяют правильность выполнения задания по эталону. Выставляют «+» в оценочном листе | Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль) Коррекция. |
Задание | Варианты ответов | Оценка (+ или -) | 2 | | ( расставь в правильном порядке) План урока | | 2 | Роль прилагательного в речи. | 1 | Определение имени прилагательного | 3 | Морфологические признаки имени прилагательного | 5 | Подведение итогов урока | 4 | Синтаксическая роль | |
3 этап урока: Проблемное изложения нового знания |
Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы. Прочитайте правило в учебнике на стр.196, заполните пропуски в оценочном листе (задание 3) | Знакомятся с теорией в учебнике; выполняют задание 3: заполняют пропуски, используя полученные теоретические знания. | Поиск и выделение необходимой информации; - умение структурировать знания; | Обсуждают полученные результаты, обмениваются мнениями | Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы. | Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
задание | Варианты ответов | Оценка (+ или -) | 3 | Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Изменяется по 1) родам 2)числам 3)падежам. Имена прилагательные по своему значению делятся на три разряда: 1) качественные 2)относительные 3) притяжательные. Качественные прилагательные могут иметь краткую или полную форму, а также формы степеней сравнения. В предложении является определением или сказуемым. | | |
А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное? Давайте проведём следственный эксперимент: исключим из стихотворения И. Бунина «Родник» упр.11 на стр.197 все прилагательные. Что изменилось? К какому выводу Вы пришли: для чего нужны прилагательные?
| Проводят эксперимент под руководством учителя. Выразительно читают стихотворение Находят в тексте прилагательные, прочитывают текст, исключая их. Анализируют полученный результат, делают выводы: Прилагательные делают нашу речь ярче, выразительнее. Обозначая разные характеристики и свойства, имена прилагательные помогают выделить конкретный предмет из множества одинаковых, назвать его отличительный признак. | Построение логической цепи рассуждений; | Обсуждают Эксперимент. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для | | Восприятие на слух ответы обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы. | Осмысление цели чтения, извлечение из текста прилагательных. Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Сопоставлениеспособа действия и его результата с заданным эталоном |
Ранее мы говорили, что прилагательные изменяются по числам: Назовите прилагательные единственного числа…., а множественного? Изменяются по родам: назовите прилагательные женского рода, мужского, среднего. Как определили? Изменяются по падежам: В Т.п. В П.п. Как определяли падеж? Посмотрите, в стихотворении есть прилагательные в начальной форме? Чтобы не растерять наши улики, мы с вами заполним табличку задания 4 | Находят в тексте прилагательные ед. числа (лесной, зелёной). Множественного числа (хрустальными, ветвистыми) Прилагательные женского рода (Сырой, светлой) Прилагательные мужского рода (нагорный) -под ветвистыми дубами; хрустальными клубами; -В глуши лесной -лес нагорный Выполняют задание 4: заполняют таблицу по материалам упр. 11 стр.197 | Работа с моделью и схемой, соотнесение результатов, полученных на модели и схеме, с реальностью (текстом). | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. | Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме | Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Сопоставлениеспособа действия и его результата с заданным эталоном |
Существительное | Вопрос? | Прилагательное | род | число | падеж | В глуши | Какой? | лесной | Ж.р. | Ед. ч. | П.п. | родник | Какой? | студёный | М.р. | Ед. ч. | И.п. | клубами | Какими? | хрустальными | - | Мн.ч. | Т.П. | (в) влаге | Какой? | светлой | Ж.р. | Ед. ч. | П.п. | |
Физкультминутка |
Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Перед Вами 2 коробки, мы будем выбирать из всплывающих слов краткие формы имен прилагательных, но и оставшиеся полные формы имен прилагательных положим в свою коробку. Итак, правила: Видим краткое прилагательное – присесть, полное – подпрыгнуть. . Начали: Слова: Белый, красен, славные, хороша, зелен, молодую, веселых, деревянное, красив, любимое, добрый, прекрасен, твёрдая, хрупкая, силён. При выборе формы прилагательного прошу аргументировать: как определили? | Выделяют необходимую информацию, соотносят с заданным действием. Осуществляют логические операции | Анализ объектов с целью выделения признаков | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Сохранение самообладания при появлении ошибок. | Волевая регуляция Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом |
задание | Варианты ответов | Оценка (+ или -) | 5 | Физкульминутка. Я все время правильно делал(а) упражнения! | | |
4 этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Слово учителя. Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении. Работа со взаимопроверкой. В группах. Работа с карточками. - Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими. - Подчеркните члены предложения. 1 Зимний, воздух, чистый, свежий. 2 Беленький, заяц, пригожий. 3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий. 4 Забавный, ёж, колючий. Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, то ставьте себе плюсик напротив этапа № 6.
| Создают и преобразовывают модели и схемы для решения поставленной задачи. 1.Зимний воздух чист и свеж. 2.Беленький заяц пригож. 3. Огромный страшный медведь неуклюж. 4. Забавный ёж колюч. Колючий ёж забавен. | Отработка навыка построения предложений, определение роли прилагательного в предложении. | Работают в группе, обсуждают полученные результаты, обмениваются мнениями. | Умение устанавливать рабочие отношения | Самоконтроль понимания задачи и знания правильных ответов. | Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам |
задание | Варианты ответов | Оценка (+ или -) | 6 | Наша группа хорошо работала. Я активно помогал ребятам! | | |
5 этап урока: Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест. Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что-то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1. Важно знать, что эти тесты разного уровня сложности принесут Вам в Ваши оценочные листы разное количество баллов. Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок. | Выполняют задания. Выставляют баллы в оценочные листы | Закрепляют знания, полученные на уроке. | Взаимодействуют с учителем | Формирование собственного мнения и позиции | Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Осуществление самоконтроля. |
задание | Варианты ответов | Оценка (+ или -) | 7 | Мы ставим себе + если решали ( берем ТОЛЬКО один тест) Тест №1 ( + без единой ошибки) Тест №2.( ++, если без единой ошибки +, если допустили 1 ошибку) Тест №3. (+++, если все правильно ++, если допущена 1 ошибка, +, к сожалению, 2 ошибки) | | |
6 этап урока: Включение в систему знаний |
Ребята, вы хорошо справились с тестом, и я предлагаю Вам задание «для удовольствия» Решите лингвистическую пропорцию: Молодой =Быстрая= ______?______ Молод ? ? | Осуществляют логические операции установления отношений: полное/краткое прилагательное | Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; | Участвуют в обсуждении | Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения | контролируют выполнение задания, проводят взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане |
6 этап урока: Рефлексия |
А теперь вспомним цель нашего урока (смотрим на оценочные листы) . Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном? Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках. Подведите итоги на оценочном листе. Если у вас 8-10 плюсов- вы поработали на 5. Если плюсов 6 или 7 – смело ставьте себе 4. А вот если у вас пять и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки- над этим еще предстоит поработать. Обратите внимание, в Ваших оценочных листах уже записано домашнее задание. Для всех стр. 195-196 теория, упр. 10, 12 (по выбору). | Оценивают свою работу в течение всего урока | умение структурировать знания; | Участвуют в обсуждении | Умеет позитивно относиться к процессу общения. | Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний |
Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него. - Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ. Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные. - Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо! | строят осознанно и произвольно речевое высказывание | умение давать оценку полученным результатам и применять их к новым ситуациям. | Взаимодействуют друг с другом и с учителем | Умение слушать собеседника. Умение позитивно относиться к процессу общения | | |